Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 23.12
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название работы:

Психолого-педагогическое сопровождение личностной адаптации детей. Работа №337547. Номер работы: №337547

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Сегодня педагог дополнительного образования зачастую стоит ближе к ребенку, чем родители и школьные учителя.

Личность педагога очень важна в процессе обучения одаренных детей. Дети должны уважать педагога, но считать его своим, современным, понимающим их интересы, уважающим их личность, индивидуальность, уникальность.

Занятия изобразительным искусством  пробуждают творческую активность, дают широкий простор для самостоятельного творчества, для самовыражения, формирования высокого культурного уровня одаренного ребенка.

В работе прослеживается творческий рост двух учениц на протяжении 10 лет.

 

Работа:

Государственное бюджетное нетиповое образовательное учреждение

«Санкт-Петербургский городской Дворец творчества юных»

Городской центр развития дополнительного образования

 

 

 

«Психолого-педагогическое сопровождение личностной

адаптации одаренных детей и подростков»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Автор:

Коршунова Татьяна Александровна,

Педагог дополнительного образования

ГБУ ДО ДДТ« У Вознесенского моста»

Адмиралтейского района Санкт-Петербурга

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Санкт-Петербург

2020

 

 

Оглавление

 

Введение...................................................................................................................3

Что такое одаренность?...........................................................................................4

Детская одаренность...............................................................................................5

Роль педагога в жизни ребенка..............................................................................9

Индивидуальный маршрут развития...................................................................10

Наташа и Вера........................................................................................................11

Наташа....................................................................................................................12

Вера..... ...................................................................................................................13

Заключение ............................................................................................................15

Библиография.........................................................................................................16

Приложение............................................................................................................17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

В настоящее время, в связи с развитием медийных и компьютерных технологий, у детей начинает наблюдаться атрофия чувственного восприятия действительности через личный опыт, которая может впоследствии привести к недостаточному эмоциональному развитию.

Из-за чрезмерного увлечения гаджетами, компьютерными играми и различными поверхностными и часто сомнительными источниками информациями дети не обращаются к собственным ощущениям, воспоминаниям, не задействуют воображение, а ищут готовый ответ в интернете. Этот готовый ответ, лишенный личных эмоций и переживаний, неглубокий и не личностный, часто бывает ложным, суррогатным.

Приобщение одаренных детей к мировому художественному наследию, истории искусства, творчеству очень важны в наше время. Развитие духовности, воспитание патриотизма, национального самосознания через приближение к народным традициям в различных видах искусства позволяют почувствовать преемственность поколений, традиций, самобытность культуры нашей страны.

Занимаясь изобразительным искусством, одаренные дети приобретают самостоятельный опыт творческой работы, социальный опыт участия в проектной и выставочной деятельности на разных уровнях (районные, городские, всероссийские, международные конкурсы детского изобразительного и декоративно-прикладного творчества, фестивали, мастер-классы и т. д.).

Все это отвечает поставленным задачам Концепции развития образования в сфере культуры и искусства в РФ на 2016-2020 годы, а именно:

- выявление художественно одаренных детей и молодежи, а также обеспечение соответствующих условий для их образования и творческого развития;

- эстетическое воспитание подрастающего поколения;

- воспитание подготовленной и заинтересованной аудитории слушателей и зрителей;

- обеспечение максимальной доступности для широких слоев населения лучших образцов культуры и искусства;

- приобщение граждан России к ценностям отечественной и зарубежной художественной культуры, лучшим образцам народного творчества, классического и современного искусства;

- создание условий для творческой самореализации граждан, культурно-просветительской деятельности, организации внешкольного художественного образования и культурного досуга.

- расширение использования современных информационно-коммуникационных технологий и электронных продуктов,

- продвижение в культурном пространстве нравственных ценностей и образцов, способствующих культурному и гражданскому воспитанию личности.

- реализация нравственного потенциала искусства как средства формирования и развития этических норм поведения и морали как личности, так и общества.

Занятия изобразительным искусством пробуждают творческую активность, дают широкий простор для самостоятельного творчества, для самовыражения, формирования высокого культурного уровня одаренного ребенка. В ходе овладения процессом созидания у детей наряду с такими качествами, как усидчивость, настойчивость, аккуратность, дисциплина, внимательность, развивается также мелкая моторика, что способствует более успешным занятиям в школе.

 

Что такое одаренность?

 

Понятие «одаренность» претерпело на протяжении веков немалые изменения. От «гения, дара богов, божественного вдохновения» (Платон, Аристотель) через «врожденное качество, дарованное богом» средних веков, «гениальность – соединение божественного и человеческого» Возрождения. На рубеже19 и 20 веков одаренность считалась, по мнению Ф. Гальтона, отца евгеники, наследственным фактором.

Сейчас мы говорим, что одаренность - многогранное явление совокупность психологических особенностей человека, .раскрывающихся в процессе обучения.

Одарённость – это интеллектуально-творческий потенциал личности,

включающий в себя врождённые способности либо в какой-то одной сфере деятельности, либо во многих.

Но по другому определению одаренность- это способность к творчеству, (креативность). (по мнению Джилфорда, В. Ловенфельда, П, Торренса и других). Без упорного непрерывного труда успех невозможен. Поэтому максимальный уровень творческих достижений возможен в сочетании трёх составляющих:

развитого интеллекта,

креативности

,

настойчивости (мотивации).

Лишь при наличии всех трёх компонентов можно ожидать от одаренной личности выдающихся достижений.

 

Детская одаренность

 

Всем одарённым детям свойственны общие черты:

понимание причинно-следственных связей

,

прекрасная

память

,

любознательность,

исследовательский

потенциал,

умение делать выводы,

оригинальность мышления,

креативность

,

эмоциональность

.

Распознать одаренного ребенка нетрудно:

- яркая, образная речь,

- большой словарный запас,

- ярко выраженный интерес к различным видам деятельности,

- большая заинтересованность в результате своего труда,

- внимание к деталям,

- любовь ко всему необычному, порой парадоксальному,

- страстность,

-увлеченность

-уверенность в собственных силах.

Чему же нужно учить одарённых детей? Или их нужно только сопровождать? Или не мешать им развиваться самостоятельно по своим законам?

Одаренностьтяжелое бремя. Ребенок не может справиться с ней в одиночку, особенно, когда он еще мал и неопытен. Он нетерпелив и хочет всего сразу, а когда не получается, расстраивается, иногда слишком сильно.

Педагог должен обеспечить одарённому ребенку бережное сопровождение, не вмешиваясь в творческий процесс, но направляя его.

Маленький ребенок щедро выплескивает из себя эмоции, чувства, звуки, стихи, рисунки. Этот процесс не остановить, и не нужно его останавливать. Ребенок может легко истратить за день пачку бумаги или украсить своими рисунками целую скатерть или все обои в прихожей, пока мама ходит в магазин. Не надо его ругать, а только перенаправить поток энергии в другую сторону. Немного повзрослев, он станет спокойнее и вдумчивее, научится саморегуляции, наберется опыта в последовательном ведении работы.

Поступление в школу и адаптация к ней часто являются для одаренных детей сильным стрессом. Нередко их творческая активность в это время снижается. Педагог должен проявить максимум заботы и внимания, чтобы помочь детям вновь почувствовать себя уверенно и комфортно. Дети 2 года обученияэто, обычно, учащиеся средней школы. В этом возрасте у одаренных детей особенно сильна заинтересованность, любознательность; творческий рост наиболее активен. Педагог внимательно наблюдает и деликатно поддерживает каждого ребенка индивидуально.

На последующих годах обучения, в связи с переходом в старшие классы, взрослением и повышением требовательности к себе и к преподавателю творческая активность у одаренных детей нередко падает. Задача педагога на этом этапесильнее заинтересовать и вдохновить каждого одаренного ребенка на новые свершения.

Темперамент у одаренных детей разный. Одни дети шумливы и общительны, другие любят работать в более спокойной обстановке, и иногда бывает очень трудно сбалансировать общее настроение радостного, плодотворного творческого поиска в коллективе детей с различным уровнем подготовки, разными способностями и складом характера.

Обычно одаренные дети бывают настолько вовлечены в творческий процесс, что не замечают ничего вокруг и могут просидеть всё занятие, не проронив ни слова и не вставая с места. И результат в качестве и количестве сделанного каждый раз удивляет.

Иногда, однако, одаренный ребенок ведет себя, как этакая «вещь в себе», поначалу никак не проявляется, а только впитывает в себя информацию, ощущения; смотрит и слушает, и вдруг, словно накопив в себе достаточное количество творческой силы, где-то в конце года выдает удивительно яркий, свежий результат. Такие дети часто впадают в «творческий запой», когда их и за уши не оттащишь от работы, и они готовы рисовать и лепить целый день. Таким надо объяснять, что все хорошо в меру и «переедание» в работе грозит апатией и равнодушием в будущем. Концентрация внимания и творческая самоотдача, безудержность, страстностьтоже характерные черты одаренного ребенка.

Одаренные дети почти всегда не позволяют педагогу вмешиваться в их работу и даже что-либо советовать. Их оскорбляет вмешательство постороннего человека в их личное пространство. Аргументированная уверенность в своей правотеважный признак одаренности. Самостоятельность, активность, выносливость, напор, - все это тоже черты одаренного ребенка.

Но и капризность, иногда уныние и неудовлетворенность, раздражительность, завышенная самооценка, перфекционализм, разочарование от невозможности объять необъятное. Это оборотная сторона медали детской одаренности.

Опыт показал, что обучение в одной группе детей разного возраста приводит к наилучшим результатам. Усвоение материала заметно убыстряется, мотивация усиливается и сам результатпродукт труда - становится неизмеримо выше, Элемент соревнования также добавляет занятиям остроту.

Период осмысления, зарождения замысла, идеи; процесс исполнения и самый трудный, завершающий этап работы имеют различную временную протяженность у детей средней одаренности и одаренных. Иногда полезно попросить одаренного ребенка помочь продолжить и завершить начатую работу менее опытному товарищу, если он сам просит помощи и только при его согласии. При удачном и деликатном вмешательстве педагога менее опытный увидит, как просто выйти из трудного положения в работе, а не пасовать. Одаренный же получит возможность, не возгордившись, помочь товарищу. В такой ситуации обычно выигрывают оба участника.

Свободная, непринуждённая творческая атмосфера на занятиях, где педагог и воспитанник – коллеги, вместе выполняющие одни и те же задачи, позволяет одаренному ребёнку раскрепоститься, узнать себя, своих сверстников, познакомиться и подружиться с незнакомыми детьми.

Психологический климат в коллективе может помогать или мешать развитию индивидуальности каждого ребенка. Педагог должен внимательно следить за соблюдением баланса между непринужденностью и разболтанностью. Но раскованность и высвобождение подсознания дают немедленный результат. Педагог должен постоянно регулировать психологический микроклимат в коллективе.

 

Роль педагога в жизни ребёнка

 

Личность педагога очень важна в процессе обучения одаренных детей. Дети должны уважать педагога, но считать его своим, современным, понимающим их интересы, уважающим их личность, индивидуальность, уникальность.

Педагог же должен все время расти: повышать свою квалификацию в профессиональном и педагогическом плане, соответствовать быстро меняющемуся времени и социальным запросам как родителей, так и учащихся. Не секрет, что современные дети часто осведомлены в некоторых вопросах, касающихся их интересов, больше, чем педагог. Педагогу не нужно этого бояться. Чувство юмора очень помогает не уронить себя .И тут сразу встает вопрос о том, как педагог должен держаться с детьми. По-моему, отношения должны быть равными, партнерскими, без заигрывания или заискивания. Современные дети с удовольствием поколеблют незыблемый авторитет педагога, особенно, если он им уж слишком дорожит. Не нужно быть с детьми памятником на постаменте, но и не быть слишком на дружеской ноге. Тут важно чувство меры и достоинство. Поэтому не каждый педагог может работать с одаренными детьми. Властный, равнодушный или не понимающий и не любящий детей педагог вряд ли добьется с ними успеха.

Одаренные дети не выносят готовых рецептов, они не желают делать, как все, они изобретают, выдумывают, экспериментируют, хотят все сделать по-своему.

Если одаренный ребенок занимается в общей группе, то для остальных детей ситуация с его обучением будет как бы на вырост, но обучению необычайно одаренных детей может несколько мешать некоторое топтание на месте, торможение из-за отставания детей с ординарными способностями.

Дифференцированный и индивидуальный подход к каждому учащемуся позволяет педагогу создавать на занятиях атмосферу мастерской художника, где мастер, подмастерья и ученики одновременно трудятся над разными задачами. Творческий процесс не может протекать по команде. В него нужно сначала войти, погрузиться. Он для каждого ребенка индивидуален. К тому же в творчестве дважды два - не всегда четыре. Ответов может быть множество. Вдумчивый педагог должен кроме пресловутых ЗУМ отсылать ребёнка к чувству, воспоминанию, эмоциям, личному переживанию, личному опыту, эксперименту , познанию себя и окружающих.

Ведь творчество-это всегда дерзание, новаторство, поиск новых, непроторенных путей, подвиг.

В благоприятных условиях внутренний мир одаренного ребёнка, раскрывающийся в творческом процессе, обогащается, расширяется и углубляется, что позволяет ребёнку стать более цельным, осознающим себя и окружающее, единым с природой и обществом – активным созидателем, творцом.

 

Индивидуальный маршрут развития

Дети, заметно выделяющиеся своей одаренностью на фоне остальных учеников, должны заниматься по специально разработанной программе с учетом возраста, школьной нагрузки, общей занятости. В реальной жизни это часто бывает невозможно из-за расписания, нормированной нагрузки педагога, специфики работы учреждений дополнительного образования.

Педагог- профессионал, могущий помочь , направить одаренного ребенка в нужном направлении его исканий, несомненно, легко избежит ошибок, просто давая одаренному ребенку задания на опережение, следя за тем, чтобы творческий процесс не наскучил ребенку, пока он еще не научился терпению в преодолении трудностей, работе со своим подсознанием, управлению своими эмоциями.

 

Наташа и Вера

 

На примере 2-х учениц, в течение многих лет посещающих занятия, не пропуская ни одного урока, можно проследить постепенное формирование и развитие творчески одаренной личности. Не могу отказать себе в возможности описать уникальный по длительности и качеству непрерывный процесс профессионального роста, возмужания и расцвета их таланта.

Конечно, пожалуй, самым главным в столь длительном процессе было глубокое взаимопонимание между девочками и педагогом, без которого столь высокие результаты были бы невозможны. Далось это не без труда. И педагог, и девочки многому научились друг у друга в человеческом и профессиональном плане. Однако, сотрудничество продлилось более 10 лет, со временем превратившись в дружбу.

Все в этих 2-х подружках было разным. Им обеим было по 4 года, когда они появились в изостудии. На протяжении многих лет они успели позаниматься у всех педагогов: живопись и графика, история искусства и батик. Но керамикой и скульптурой были увлечены дольше всего. Обе они не стали художниками, но пронесли любовь к искусству через всю жизнь.

Сейчас одна из них- доктор наук, преуспевающий, востребованный программист; в настоящее время работает в Сиднее, Австралия.

Другая стала социологом, преподает в СПб ГУ и занимается научной деятельностью в коллективе коллег на кафедре, входит в университетскую команду «Что? Где? Когда?».

 

Наташа

 

Она была в детстве очень наивной и непосредственной. Поначалу работа с глиной давалось ей нелегко - она как будто занималась живописью в скульптуре. Но, обладая необычайной скромностью, терпением и упорством, а также завидным, но совершенно ненужным в творчестве послушанием ,она постепенно стала добиваться всё больших успехов. Со временем послушание ослабевало, а уверенность в собственной правоте усиливалась. Наташа очень кротко и терпеливо переносила свои творческие неудачи. Их у нее было немного.

Она была требовательна к себе, но это не переходило в перфекционализм. Однажды, будучи еще совсем маленькой, Наташа не разрешила посылать свою работу в Голландию в рамках проекта «Вода Петербурга и Амстердама», потому что была ею недовольна. Теперь эта работа хранится в детском фонде Русского музея. На протяжении многих лет ей под руководством педагога приходилось несколько раз преодолевать себя- сначала она не любила спорт, недолюбливала животных, предпочитала, как настоящий скульптор, в своих работах статику динамике и была невысокого мнения о керамике как о серьезном занятии для себя. Однако 10 ее работ, навечно хранящиеся в Детском фонде Русского музея, говорят сами за себя. Да и на самом деле уровень ее работ вполне достоин вступления в Союз художников.

Наташа рассказывала, что еще в детском саду чувствовала себя иной. Ей казалось, что люди не понимают и отвергают ее, хотя в семье она чувствовала себя защищенной и любимой. Отчуждение от одноклассников она чувствовала и в школе. Вероятнее всего, дело было в ее деликатности.

По ее словам, трудности с общением остались у нее до сих пор, хотя сейчас, окончив университет и защитив кандидатскую диссертацию по социологии, она преподает студентам СПб ГУ и уже написала в соавторстве 2 книги об общении и 2-об искусственном интеллекте.

Наташа с детства обладала незаурядным интеллектом, феноменальной памятью и недетской способностью к структурированию и обобщению. Цельная картина мира сложилась у нее голове уже к 12 годам. Тому способствовали обширные знания по истории, философии, культурологии, литературе ,математике, истории искусства.

Родители, видя в ребенке страстное желание учиться и незаурядные способности (девочка побеждала в олимпиадах по всем предметам) ,вовремя перевели ее в хорошую школу. К счастью, ровный характер и врожденная скромность не сделали ее изгоем, как это часто бывает с отличницами. У нее есть подруги (в основном, за границей), но лучшие друзья девушки-книги.

 

Вера

 

Она была совсем другой. Умница и красавица из семьи с развесистым генеалогическим древом, одаренная во многих областях,( спорт, танец, горный туризм) сейчас она работает по контракту в Сиднее.

В юности перед ней стоял выбор: заниматься наукой или посвятить себя искусству. Практичные родители не посоветовали ей становиться художником. Но она не могла представить себе сложные математические построения без образной составляющей- и снова, после вынужденного перерыва, связанного с поступлением в ВУЗ, обратилась к искусству.

Работы Веры поражали своими сюжетами, разнообразием тем, скрупулезностью исполнения. Она лепила путешествия с паровозом ,несущимся вперед сквозь горные туннели, своих дедушек и бабушек на охоте с уткой и ягдташем; сценки из балетов Фокина, китайских императриц и политических деятелей. В этих работах было много любви и много перфекционизма. Сначала мы ссорились из-за того, что излишняя « сделанность» портила, по моему мнению, ее работы. Она яростно отстаивала свою правоту. Позже я совсем перестала озвучивать свое мнение, но всегда хвалила за безусловные достоинства и удачи.

Внешне Вера всегда выглядела успешной и счастливой, « девочкой из хорошей семьи». Настойчивость, самодисциплина, целеустремленность, удивительное трудолюбие, около двадцати выигранных грандов, поиски места работы и местожительства на нескольких континентах.(поездки в Аргентину, США, Австралию, Европу) Но под этой оболочкой скрывался человек очень ранимый, незащищенный, закрытый. Недостаток родительской любви и внимания в детстве привели к недоверчивости, скептицизму и боязни сближения. Она как будто ждала от окружающих обид и непонимания, заранее боялась близких отношений. Финансовая независимость, обеспеченность и даже некоторый космополитизм не смогли обеспечить душевного равновесия и доверия к окружающим ее людям.

Успешные занятия керамикой и скульптурой приносили девочкам дипломы победителей в престижных конкурсах и заслуженное удовлетворение. Уровень их общей культуры неизмеримо вырос, понимание и любовь к искусству возросли.

Но самое важное - в преодолении трудностей укрепился их характер, развился вкус, они научились ставить себе близкие и дальние цели и достигать их; научились дружить, общаться, делиться своими переживаниями.

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Система дополнительного образования призвана давать детям как можно больше свободы творчества, самостоятельности и способствовать раскрытию индивидуальности каждого одаренного ребенка под руководством опытного педагога-наставника.

Сегодня педагог дополнительного образования зачастую стоит ближе к ребенку, чем родители и школьные учителя. Конечно, мы, педагоги, не можем соревноваться в притягательности с компьютерными играми, социальными сетями, интернетом. Но заронить в душу ребенка живую искру любознательности, творчества; посеять зерно человечности и эмпатии мы, несомненно, можем и должны.

Творчество – это сложный непрерывный процесс поиска красоты и гармонии, совершенства, истины. Это всегда дерзание, новаторство, поиск новых, непроторенных путей; поиск себя, своего места в жизни.

Возможно, что миссия педагога дополнительного образования- вернуть ребенку самого себя, вынуть его из виртуального мира и предложить осмотреться вокруг, заметить тех, кто рядом-родителей, одноклассников, сограждан; деревья, дома, птиц и зверей; всю ту красоту жизни, мимо которой теперешние дети проходят в наушниках, уткнувшись в дисплей, ничего не замечая.

Живой, не авторитарный диалог наставника-педагога с ребенком очень важен, если между педагогом и детьми есть доверие, дружба, понимание. Тогда, возможно, исчезнет дефицит человеческого общения и наши дети еще немного побудут детьми.

Нам, педагогам дополнительного образования, повезло, потому что мы имеем право, возможность и желание разговаривать с детьми по душам о самом главном, влиять на формирование их личности, да еще заниматься с ними нашим общим любимым делом!

Библиография

Савенков А.И. Одарённый ребёнок в массовой школе. – М.: Сентябрь, 2001.

Савенков А.И. Одарённые дети в детском саду и в школе.- М.: Академия, 2000

Алдер

Гарри

CQ

, или мускулы творческого интеллекта. – М.: Гранд, 2004.

Акимов И., Клименко В. О природе таланта

.1. – М.: 1994.

Ап

раушев

А.В.

Рукотворение

«души». - М.: Знание, 1986

   

Апраушев

А.В. Стать человеком. - М.: Просвещение, 1992

Бодалёв

А.А.,

Рудкевич

Л.А. Как становятся великими и выдающимися? – М.: Издательство института психотерапии, 2003.

Гильбух

Ю. З. Внимание: одаренные дети. - М.: Знание.,1991.

Гормин

А.С. Психологические основы барьерной педагогики. Теория развивающего образования для одарённых подростков. – Великий Новгород, НГУ имени Ярослава Мудрого, 2003.

Доман

Г.,

Доман

Дж. Дошкольное обучение ребёнка. – М.: Аквариум, 1995.

Дьюи

Д. Психология и педагогика мышления. – М.: Издательство Совершенство, 1997.

Карманчиков И.А. Одарённость: диагностика и технологии развития мышления учащихся. – М.: Педагогическая литература, 2008.

Клименко В. В. Психологические тесты таланта. – Харьков: Фолио, 1996.

Коршунова Л. С. Воображение и его роль в познании. - М.: Изд. МГУ, 1979.

Лейтес

Н. С. Умственные способности и возраст. - М.: Педагогика, 1971.

Лейтес

Н. С. Об умственной одаренности. - М.: Просвещение,1960.

Масару

Ибука

П

осле трёх уже поздно. – М.: Знание, 1991.

Матюшкин А.М. Загадки одарённости. - М.: Школа-пресс,1993.

Алдер

Гарри

CQ

, или мускулы творческого интеллекта. – М.: Гранд, 2004.

Акимов И., Клименко В. О природе таланта

.1. – М.: 1994.

21. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей. М.: Академия, 2002.

  

http://mirr.simplyfree.ru/

http://wikimediafoundation.org/wiki

http://www.Sinton.ru

http://www.altshull

 

 

 

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×
УЗНАТЬ ПОДРОБНЕЕ
X