Проблема поиска путей духовно-нравственного воспитания подростков в современном образовательном процессе очень актуальна в современных реалиях нашей жизни.
В XX веке с зарождением антропоцентрической научной парадигмы, в которой ключевую позицию занимает личность, в лингвистике сформировалось понятие языковой личности, языковой картины мира, активно развивается когнитивное и лингвокультурологическое ее направление.
В данной статье предлагаются пути формирования духовно-нравственного воздействия на мысли, чувства, поведение, поступки учащихся путем подбора текстов, поднимающих проблемы смысла жизни человека, значимости труда в жизни человека, свободы личности и ответственности человека перед обществом, сложности взаимоотношений людей, восприятия красоты и т.д.
Организуя обсуждение со студентами текстов на морально-этические темы, текстов о нравственных ценностях русского народа осуществляется формирование гражданской идентичности, способности молодежи принятия морального выбора и самостоятельного решения моральных проблем.
Пути формирования языковой личности носителя языка в контексте его родной культуры
Мазур Надежда Николаевна,
преподаватель русского языка,
филиал КГА ПОУ «Энергетический колледж»,
Проблема поиска путей духовно-нравственного воспитания подростков в современном образовательном процессе очень актуальна в современных реалиях нашей жизни, так как, к сожалению, у многих подростков формируются антиценности в результате пропаганды морали вседозволеннности некоторых СМИ, представителей шоу-бизнеса, компьютерных игр и т.д.
Вопросы формирования у подростков духовно-нравственных ценностей занимали и прогрессивных людей прошлых веков. Например, философы XIX века Р. Лотце, М. Шелер подчеркивали, что именно способность человека быть носителем общечеловеческих ценностей характеризует его как личность.
Вторая половина XX в. была ознаменована зарождением и развитием новой антропоцентрической научной парадигмы, в которой ключевую позицию занимает личность. В связи с этим началось бурное развитие отраслей науки, которые ориентированы на человека, его существование в культуре. В лингвистике сформировалось понятие языковой личности, языковой картины мира, активно развивается когнитивное и лингвокультурологическое ее направление.
Культурологический подход в методике предполагает усвоение обучающимися в процессе изучения родного языка жизненного опыта русского народа, его культуры, национальных традиций, религии, а также формирование нравственно-этических ценностей и духовно-эстетическое воздействие на мысли, чувства, поведение, поступки учащихся.
Отбираемый на уроке материал, методы его обсуждения способствуют привлечению внимания подростка к духовно-нравственным ценностям самоидентификации как будущего активного члена социума, семьянина, а главное – гражданина своей страны.
В методике русского языка как родного главная цель его применения в практике обучения – формирование языковой личности носителя языка в контексте его родной культуры.
На уроках русского языка основной единицей изучения с использованием культурологического подхода является текст.
С целью формирования нравственно-этических ценностей и духовно-эстетического воздействия на мысли, чувства, поведение, поступки обучающихся используются тексты, поднимающие проблемы смысла жизни человека, значимости труда в жизни человека, свободы личности и ответственности человека перед обществом, сложности взаимоотношений людей, восприятия красоты и т.д., афоризмы культурно-нравственного содержания, высказывания выдающихся людей России о русском языке, художественные произведения русских писателей.
Что можно сказать о русском менталитете?
Перечислите основные для русского ментального мира концепты. Что характерно для каждого из них?
Ради чего русские люди всегда были готовы на крайние поступки?
Основой чего являются сохранившиеся характеристики ментального мира русского народа?
К чему призывают выдающиеся философы Сикорский и Бердяев?
Таким образом, организуя обсуждение со студентами текстов на морально-этические темы, текстов о нравственных ценностях русского народа, приобщая студентов к ценностям общества, осуществляется формирование гражданской идентичности, способности молодежи принятия морального выбора и самостоятельного решения моральных проблем.
Литература
1.Ахвердова Е.В. Духовно-нравственное воспитание : путь от традиций к современности /Е.В. Ахвердова // Сборник докладов Всероссийской научно-практической конференции «Личность в информационно-образовательном пространстве: ответы на вопросы времени» (Елец, 22 ноября 2018 г.) – М.: Изд. «Российский новый университет», 2018. – с. 38-45
2. Верещагин Е. M, Костомаров В. Г. Язык и культура: Лингвострановедение в преподавании русского языка как иностранного. 4-е изд., перераб.и доп.—М.: Рус. яз., 1990 (Библиотека преподавателя русского языка как иностранного).— 246 с.
3. Воробьев В.В. Лингвокультурология (Теория и методика). – М.: Изд-во РУДН. 1997.
4. Зангиева З.Н. Проблемы формирования гражданской идентичности молодежи // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 4.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=14459
5. Лингвострановедческий аспект на уроке русского языка: язык и речь. (В помощь преподавателю) - Образовательный портал Geum.ru [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://geum.ru/next/art-6795.leaf-7.php