Методика обучения иностранным языкам, как и любому другому предмету, не существует как отдельное явление. Она неразрывно связана с такими науками как философия, психология, педагогика и другие. Одной из основных задачей для педагога является идти в ногу со временем в развитии и формировании личности школьника. Перед сотрудниками сферы образования стоит сложная задача - создание среды, которая является благоприятной для становления личности учащегося, а также условий, которые будут способствовать проявлению интеллектуальных и творческих способностей учащихся.
Роль учителя иностранного языка в формировании личности учащегося
Методика обучения иностранным языкам, как и любому другому предмету, не существует как отдельное явление. Она неразрывно связана с такими науками как философия, психология, педагогика и другие. Одной из основных задачей для педагога является идти в ногу со временем в развитии и формировании личности школьника. Перед сотрудниками сферы образования стоит сложная задача - создание среды, которая является благоприятной для становления личности учащегося, а также условий, которые будут способствовать проявлению интеллектуальных и творческих способностей учащихся.
У каждого учителя существует свое виденье в подходе обучения иностранным языкам, но каждый понимает, что учебный материал, подобранный преподавателем, воспитывает сам по себе. Это общеизвестный факт, что, чтобы овладеть иностранным языком, нужно научиться мыслить на этом языке. Большинство психологов считает, что часть успеха зависит от умения и навыков учителя в создании творческой атмосферы в группе, взаимопонимания, доверия, которые в дальнейшем способствуют в развитии коммуникативных качеств учащихся, а также их творческой деятельности.
Помимо того, обучаемый получает знания, он овладевает навыками общения, диалогического и группового, он начинает воспринимать учителя как субъекта диалога культур. Для нас максимально важно донести, что процесс изучения иностранного языка существует одновременно в диалоге двух миров - мира своей родной культуры и мира изучаемого языка.
Как мы можем добиться максимального развития личности и самого лучшего качества знаний одновременно? Что мы можем сделать, чтобы учащимся было интересно и комфортно во время занятий?
Самый быстрый способ заинтересовать учащегося - это идти в ногу со временем и быть в курсе последних событий во многих сферах жизни. Например, применение компьютеров на уроках и факультативных занятиях значительно повышает интерес к восприятию информации. При компьютерном обучении информация усваивается быстрее и надежнее. Осуществляя проектную деятельность на уроках иностранных языков, мы не можем обойтись без использования компьютерной техники. Проект на основе информационных технологий очень многогранен и эффективен. Формы работы с определенными иностранными источниками в Интернете включают: изучение новой и отработку старой лексики, отработку произношения, обучение монологической и диалогической речи, обучение письму, отработку грамматического материла по изучаемой теме, а так- же обучение чтению. Использование ИКТ на уроках помогает повышению профессиональных навыков учителя, подготовке к урокам, составлении календарно-тематических планов и поурочного планирования. Если обеспечить кабинеты иностранных языков определенной компьютерной техникой, это поспособствует развитию интереса, мотивации, интерактивности, самореализации и социализации учащихся. Они смогут проявить свой творческий потенциал, исследовательские способности и самостоятельность.
Игровая деятельность также является важным фактором в развитии личности и в качестве восприятия информации. Если понимать саму природу игры и ее роль в обучении иностранным языкам, то можно увидеть, какие возможности для обучения имеет этот метод обучения. Ученик воспринимает игру как нечто увлекательное, а для педагога- это решение учебных задач. Чувствуя себя равным, вовлеченным в то, что объединяет всю группу, помогает многим учащимся преодолеть свою нерешительность и боязнь ошибок. Усвоение материала происходит незаметно для обучающихся, но с максимальной эффективностью со стороны учителя. Игра помогает ученикам идти на контакт не только со своими сверстниками, а так же и с преподавателем. Процесс обучения через игровую деятельность помогает развитию умения начать беседу, согласиться или не согласиться с мнением окружающих, слушать окружающих и корректно воспринимать информацию, задавать вопросы.
Для формирования навыков говорения и публичного выступления на иностранном языке многие используют педагогическую технологию «Дебаты». Это обсуждение, построенное на заранее подготовленных высказываниях по определенной теме, двумя противостоящими друг другу командами. Прежде всего, эта технология применяется для усовершенствования учащимися таких навыков, как аудирование, чтение, говорение и письмо. Также дебаты учат эффективным речевым приемам, которые в дальнейшем позволят увереннее чувствовать себя на конференциях и семинарах, и даже увереннее общаться с носителями иностранных языков. Конечно, такая форма обучения применяется, когда ученик уже достиг определенного уровня владения языком. И важно помнить, что эффективность использования технологии «дебаты» полностью зависит от осознания педагога целесообразности применения этого метода.
В заключении хотелось бы отметить, что психологическое мышление педагога является настолько же важным компонентом в обучении иностранным языкам, как и знание самого языка. Обучение - это процесс взаимодействия учеников и учителя, помогающий выбрать нужное направление в восприятии информации, которая будет полезной на всем пути овладения нужными для жизни знаниями, умениями и навыками, полезными для становления личности ребенка.