Одной из характеристик социальной ситуации развития в этом возрасте является совместная деятельность ребенка и взрослого, при этом ребенок активно сотрудничает с взрослым. Это сотрудничество проявляется в отношениях "ребенок - предмет - взрослый". Суть этой деятельности заключается в том, что ребенок учится использовать предметы согласно предложенным взрослым методам. Ранее ребенок рассматривал предметы как статичные и постоянные, но теперь он стремится научиться взаимодействовать с ними.
Возраст от 2 до 3 лет является одним из ключевых периодов в развитии ребенка. В этот период ребенок достигает важных моментов в своем развитии, таких как освоение навыка прямой ходьбы, усиление роли предметной деятельности в его психическом развитии, развитие речи как средства общения, возникновение интереса к игровой и изобразительной деятельности, а также улучшение навыков взаимодействия с взрослыми и сверстниками. В этом возрасте дети активно формируют новые аспекты в своей познавательной и личностной сферах.
Одной из характеристик социальной ситуации развития в этом возрасте является совместная деятельность ребенка и взрослого, при этом ребенок активно сотрудничает с взрослым. Это сотрудничество проявляется в отношениях "ребенок - предмет - взрослый". Суть этой деятельности заключается в том, что ребенок учится использовать предметы согласно предложенным взрослым методам. Ранее ребенок рассматривал предметы как статичные и постоянные, но теперь он стремится научиться взаимодействовать с ними.
Ребенок выполняет индивидуальные действия в соответствии с образцами, предоставленными взрослыми, иначе он не сможет достичь правильного результата. Поэтому предметная деятельность становится для него основной, а ситуативно-деловое общение становится средством ее осуществления. Основной целью предметной деятельности является освоение ребенком целевого использования предметов и умения взаимодействовать с ними в соответствии с их назначением.
Существует несколько основных направлений развития предметной деятельности ребенка:
Переход от совместной деятельности с взрослым к самостоятельному выполнению задач. В этот момент ребенок начинает сравнивать себя с взрослым, который служит образцом действия.
Развитие средств и способов ориентации ребенка в процессе предметной деятельности. Это помогает ребенку овладеть специфическими способами использования предметов, переносить действия с одного предмета на другой, а также обобщать свои действия и начинать игровую деятельность. В результате этого, социальная ситуация развития распадается, и ребенок начинает воспринимать мир через предметное отношение, при этом он не только узнает о назначении предметов, но и о их функциональных возможностях.
Итак, в ходе предметной деятельности, с использованием ситуативно-делового общения, ребенок под руководством взрослого учится действовать с предметами в соответствии с их функциональным назначением. Эти достижения являются основными в развитии ребенка в раннем детстве и охватывают области овладения прямой походкой, развития предметной деятельности и овладения речью.
Разделяются возрастные особенности социально-коммуникативного развития детей в возрасте 2-3 лет.
На третьем году жизни можно наблюдать постепенное уменьшение непроизвольного подражания. В это время дети начинают реагировать на различные стимулы, которые приносят им положительные эмоции, такие как общение с другими людьми, игры, игрушки, разнообразные виды деятельности и похвальные слова взрослых.
Социальные эмоции, такие как симпатии, антипатии и страхи, занимают особое место в этом возрасте. Дети начинают проявлять более устойчивые предпочтения к определенным людям, начинают ощущать страхи и тревожность, связанные, в основном, с их физическим состоянием. Они могут реагировать на боли, голод, неприятные ощущения от одежды и другие физические дискомфортные состояния негативными эмоциями, но как только источник дискомфорта устраняется, дети быстро успокаиваются. Кроме того, в этом возрасте дети начинают проявлять первые страхи, такие как страх перед темнотой, чудовищами, собаками и другими объектами.
На третьем году жизни формируется образ "Я" у ребенка, и он начинает разрабатывать свое представление о себе, например, как о девочке или мальчике, и формирует свою самооценку ("Я хороший", "Я большой"). Развивается отношение к собственному "Я", включая гордость за свои достижения и возникновение эмоций стыда, когда ребенок ощущает, что его самооценка ухудшилась. Дети в этом возрасте также становятся более чувствительными к оценке и похвале со стороны взрослых, иногда могут преувеличивать свои успехи и стараются скрыть свои неудачи.
Ситуативно-деловая форма общения с взрослыми становится более интенсивной на третьем году жизни. Это приводит к изменениям в отношениях между ребенком и взрослыми, и возникает более деловое и практическое сотрудничество.
Развитие эмоционально-практической формы общения со сверстниками продолжается, и появляется предсотрудничество среди детей. Они начинают играть рядом друг с другом, хотя не всегда вместе. Постепенно формируются первые детские группы, хотя они пока еще нестабильны и не очень многочисленны.
Дети в этом возрасте очень зависимы от близких взрослых и тяжело переносят отделение от них на продолжительное время. Они все еще нуждаются в ласке и внимании со стороны взрослых, и радуются, когда их действия и труд одобряются. К концу раннего детства дети начинают менять отношения "ребенок - взрослый" и начинают проявлять инициативу в изменении отношений, направленных на развитие их самостоятельности.
Дети в этом возрасте еще имеют тенденцию к импульсивному поведению, часто действуя под влиянием своих эмоций и желаний. Однако они постепенно учатся следовать правилам поведения, контролировать свои действия и учитывать чужие интересы. Они также начинают проявлять стремление к самостоятельности и гордиться своими достижениями, а фраза "Я сам" становится для них все более характерной.
На третьем году жизни важной ролью для социально-коммуникативного развития детей играет предупреждение кризиса трех лет. Этот кризис возникает как реакция на ограничение самостоятельности детей и требует особого внимания со стороны взрослых.
ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ И ПОКАЗАТЕЛИ СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ 2-3 ЛЕТ
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО), развитие социально-коммуникативных навыков у детей в возрасте 2-3 лет направлено на несколько важных аспектов:
1. Присвоение норм и ценностей общества, включая моральные и нравственные ценности.
2. Развитие навыков общения и взаимодействия с взрослыми и сверстниками.
3. Становление самостоятельности, умения устанавливать цели и контролировать свои действия.
4. Развитие социального и эмоционального интеллекта, а также эмоциональной отзывчивости и способности сопереживать.
5. Формирование готовности к совместной деятельности с другими детьми.
6. Формирование уважительного отношения к семье, малой родине и Отечеству, а также понимание социокультурных ценностей, отечественных традиций и праздников.
7. Формирование основ безопасности в быту, обществе и природе.
Для достижения этих целей предусмотрены следующие задачи развития социально-коммуникативных навыков детей в возрасте 2-3 лет:
1. Содействие формированию элементарных представлений о себе, включая внешний вид и собственные желания. Поддержка стремления к самостоятельному выполнению действий.
2. Развитие способности адекватно реагировать на различные жизненные ситуации.
3. Способствование положительному отношению к близким родным и развитию способности выражать свои чувства и ласку к ним.
4. Формирование навыков социального поведения и развитие речи как средства общения с взрослыми и сверстниками.
5. Расширение представлений о семье и отношениях в ней, включая взаимодействие разных поколений в семье.
6. Способствование дружелюбному отношению к сверстникам и развитию способности инициировать контакты с ними.
7. Углубление знаний о правилах общения, включая умение благодарить, просить об услуге и не мешать другим.
8. Поддержание интереса к отражению взаимоотношений между людьми в игровой деятельности.
9. Освоение понятий "хорошо" и "плохо" и развитие способности к морально-этической оценке собственных и чужих действий.
Для оценки достижений в социально-коммуникативном развитии детей 2-3 лет учитываются следующие показатели:
1. Способность ребенка иметь элементарные представления о себе, выражать свои желания и стремиться к самостоятельному действию.
2. Умение различать и выражать разные эмоции и чувства в разных жизненных ситуациях.
3. Способность отличать родных от незнакомых людей и использовать разные способы общения с ними.
4. Знание членов семьи и уважение к ним.
5. Готовность играть и общаться
СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ ПО СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ 2-3 ЛЕТ
Для обеспечения эффективного социально-коммуникативного развития детей в возрасте 2-3 лет, родителям можно предложить следующие рекомендации:
1. Проявляйте веру в своего ребенка, поддерживайте его при преодолении трудностей, уважайте его интересы и защищайте его.
2. Помогайте развивать уверенность ребенка в собственных силах и давайте ему возможность для физической активности и игр. Уважайте его право на выражение как положительных, так и отрицательных эмоций.
3. Учите ребенка понимать настроение других людей и реагировать на него соответственно, например, утешая расстроенного человека.
4. Способствуйте расширению круга общения вашего ребенка, поощряйте его знакомство и совместные игры с другими детьми и взрослыми. Проводите время на детских площадках и в детских центрах развлечений.
5. Старайтесь придерживаться единых правил в воспитании ребенка с другими членами семьи. Будьте последовательными, спокойными и избегайте излишних запретов. Если вы чего-то запрещаете, объясняйте это доступным языком.
6. Помните, что ваше собственное поведение служит образцом для ребенка. Он наблюдает и подражает вам, поэтому старайтесь быть ласковыми, вежливыми и доброжелательными.
7. Помогайте ребенку легко адаптироваться к новым условиям, например, к детскому саду.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В возрасте 2-3 лет общение играет важную роль в развитии личности ребенка. Его поведение, деятельность и отношение к окружающему миру и самому себе сильно зависят от взаимодействия с взрослыми.
Процесс формирования общения начинается с первых дней жизни, когда ребенок реагирует на ласку взрослых улыбкой. Развитие коммуникативных умений и навыков происходит в процессе восприятия окружающего мира и общения с взрослыми и сверстниками.
С развитием речи ребенка общение становится более сложным и эффективным, и его способность выражать свои мысли и чувства становится важным фактором. Важно помнить, что взрослые служат образцом для подражания, и их поведение и отношение влияют на развитие ребенка.