Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 29.04
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название работы:

Вклад художественной литературы в формирование нравственно-личностных качеств. Работа №317508

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Вклад художественной литературы в формирование нравственно-личностных качеств детей дошкольного возраста.

Без чтения нет человека, нет личности. Именно книга является тем незаменимым инструментом, который помогает сформировать нравственные принципы, моральные устои и культурные ценности, овладеть информацией, накопленной веками, развить фантазию, научить думать, анализировать, оценивать собственные и чужие поступки. А одним из средств развития интереса к чтению являются традиции семейного чтения.

Работа:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №67»

компенсирующего вида

г. Дзержинск.

Адрес: бульвар Победы,18 А; тел: 26-47-49

Е – mail:ds67@ uddudzr.ru

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема: «Вклад художественной литературы в формирование нравственно-личностных качеств детей дошкольного возраста»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Воспитатель: Морозова Татьяна Александровна

первая квалификационная категория,

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Дзержинск 2023 г

 

 

 

Оглавление

1. Введение

2. Основная аналитическая часть

2.1. История развития традиций семейного чтения в нашей стране.

2.2 Основные пути привития традиции семейного чтения

3. Выводы

4. Список использованных источников

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Книги собирают жемчужины человеческой мысли

и передают их потомству.

Мы превратимся в горсть праха,

но книги, словно памятники из железа и камня,

сохраняются навек.

М. Айбек

 

 

 

Семья–институт социализации, вводящий ребёнка в окружающий культурный и читательский мир. Первая встреча ребенка с книгой происходит в семье, когда взрослый рассказывает или читает в слух. Чтение играет важную роль в формировании нравственного воспитании личности, обогащении человека знаниями. Благодаря чтению развиваются смысловое восприятие, внимание, память, мышление и воображение ребенка.     Книга служит  не только источником информации, но и пищей для души, сердца, средством общения с миром и близкими людьми.

Только семья способствует развитию личности ребенка, она является мощным фактором воздействия, где закладываются первые навыки общения, взаимоотношения между её членами. Именно семья формирует основы мировоззрения человека, его образ жизни и ценностные ориентиры.

Без чтения нет человека, нет личности. Именно книга является тем незаменимым инструментом, который помогает сформировать нравственные принципы, моральные устои и культурные ценности, овладеть информацией, накопленной веками, развить фантазию, научить думать, анализировать, оценивать собственные и чужие поступки. А одним из средств развития интереса к чтению являются традиции семейного чтения.

2.Основная аналитическая часть

2.1 История развития традиций семейного чтения в нашей стране.

Несмотря на то, что традиция семейного чтения в России на сегодня практически утрачена, именно развитие в нашей стране традиций семейного чтения имеет удивительную историю.

Говоря о традициях, в первую очередь следует сказать о чтении в кругу семьи или друзей, в России XIX это было важнейшим занятием культурных людей - существовали салоны, где авторы читали свои новые произведения, образовывались литературные кружки. Чтение в кругу домочадцев было прерогативой исключительно взрослых людей, детям читали сказки отдельно, зачастую этим занимались не родители, а няни или гувернантки.

В русских семьях было принято читать друг другу книги вслух - стихи, прозу, порой и нехудожественные произведения, обмениваться мнением о прочитанном. Старшие члены семьи обращали внимание младших на книги, которые запомнились и полюбились им в детские и юношеские годы, и часто эти любимые книги хранили в домашних библиотеках. Домашние библиотеки собирали всей семьёй, обсуждая необходимость каждого нового приобретения. О семейных чтениях, о привычке собираться вместе и читать новые произведения, публикуемые в литературных журналах, пишут мемуаристы и писатели Н. С. Лесков, А. П. Чехов, И. А. Бунин, А. И. Куприн и многие другие. Художественную литературу использовали и в тех случаях, когда деликатность мешала членам семьи открыто обсудить волнующие их проблемы.

Семейное чтение - традиция прекрасная. В среде просвещённого сословия семейные чтения не имели специальной целевой установки, а были естественным атрибутом духовного общения взрослых между собой с детьми, выражением нравственных исканий, столь характерных для сознания и души интеллигенции некоторых славянских стран.

XIX век стал свидетелем уже закрепившейся традиции семейного чтения. Значительным явлением в русской народной традиции явились вечера семейных чтений. Эмоциональную атмосферу таких вечеров описывает И. Бестужев-Лада: «Вечер. Семья в сборе. Ужин и разные домашние хлопоты позади. Все сидят на своих любимых местах в уютном покое. Горит лишь одна лампа, под которой кто-то из членов семейства — чаще всего, понятно, глава семьи, но это совсем не обязательно, — читает вслух книгу. А все слушают и затем обсуждают услышанное».

Подобные семейные чтения проходили в семьях Л. Н. Толстого и Ф. М. Достоевского. Дети рассматривали их как светлые, счастливые моменты духовного общения с родителями, как этапы своего роста. В качестве примера можно сослаться на высказывания старшего сына Льва Николаевича- Сергея: «Отец читал нам путешествия Жюль Верна «80 дней вокруг света». Книга, по которой он читал, не была иллюстрирована. И он сам чертил к ней иллюстрации, приводившие нас в восторг. Рисовал он довольно плохо, но у него бывали характерные штрихи. Мы очень любили эти рисунки отца и с нетерпением ждали следующего вечера».

А. Г. Достоевская вспоминает о том, что их гостиная оживлялась тогда, когда в ней устраивали музыкальные вечера. Но особенно памятными были семейные чтения, проходившие при свечах за овальным столом. Читали вслух Н. Карамзина, биографию М. Ломоносова, стихи Г. Державина, В. Жуковского, романы М. Загоскина, И. Лажечникова, А. Пушкина. Ф. М. Достоевский, вспоминая своё детство, писал: «Я вынес из этих чтений столько прекрасного и возвышенного».

Обычным материальным достатком семья Достоевских не отличалась, но в ней был культ книги, и на книгу часто тратились последние деньги. И ещё интересный факт: ко дню рождения в семье в качестве подарка читали наизусть любимые стихи, отрывки из произведений. Например: Фёдор прочитал в день рождения мамы «Песнь о вещем Олеге» А.С. Пушкина.

Пожалуй, самое яркое, запоминающееся воспоминание о роли и значении семейного чтения в детские годы даёт отечественная писательница И. Грекова. Она пишет, что детство было всякое: и горе, и бедность, и голод, детство «праздничное, насквозь пронизанное литературой, искусством слова, духом слова». Семейные вечера были ежедневными: «Каждый вечер мы трое, накормленные, умытые, приготовленные к предстоящему торжеству, лежали в своих кроватях, мама пристраивалась рядом со своим рукоделием, а папа брал книгу… и начинал читать». Это было систематическое чтение — «чтение-ритуал, который нельзя было нарушить, несмотря ни на какие бытовые трудности, а они сопровождали нас постоянно… Даже в тяжёлые времена гражданской войны, голодного и холодного «военного коммунизма» вечернее чтение не отменялось… Эти, год за годом, чтения вслух были, как я теперь понимаю, настоящим подвигом».

Знакомясь с воспоминаниями этих людей можно предположить, что такие чтения были схожи сегодняшнему «смотрению» телевизора по вечерам. Длинные романы с продолжением заменяли сериалы, вечерняя газета — выпуск новостей, фельетон из еженедельника — выступление юмористов. Неудивительно, что с появлением телевидения семейные чтения вслух, существовавшие ещё в 1950-х во многих семьях, почти окончательно исчезли.

С начала 1990-х годов отношение к чтению изменилось, и связано это было со своеобразной приватизацией духовной жизни, когда чтение стало важным уже не в качестве средства подключения к социуму, а как возможность удовлетворения практических потребностей. Но собственная библиотека и сегодня остаётся характерной чертой домашнего интерьера и образа жизни российского человека. Согласно недавнему опросу Фонда «Общественное мнение», свыше двух третей опрошенных имеют в своих домах и квартирах более или менее солидные собрания художественной литературы.

 

2.2 Основные пути привития традиции семейного чтения

В каждой семье свои уклады, свои ценности и традиции. Однако, многих из них объединяет любовь к чтению книг. Я хочу рассказать о своей семье и собственном отношении к чтению, чтобы постараться ответить на поставленный вопрос.

Как и большинству детей, мне в детстве читали много книг, рассказывали сказки перед сном. Конечно, не хотелось читать самостоятельно, больше нравилось слушать. Однажды в каникулы мне на глаза попалась повесть Марка Твена «Приключения Тома Сойера», которая захватывает ребенка своим интересным повествованием, затем «Приключения Гекельберри Фина», и дальше, и дальше... И всё, с тех пор чтение – это одно из моих любимых занятий, ведь любовь к нему у всех начинается с разных произведений, у каждого человека оно свое. Например, целое поколение выросло на «Гарри Поттере», первая книга которого вышла в 1997 году. Сейчас эти, уже взрослые, люди знакомят своих детей с фантастическим миром, который создала для нас Джоан Роулинг.

Во время учёбы в университете, много времени уходило на дорогу и тут меня выручала электронная книга. Многие студенты и взрослые люди, едущие на работу и по своим делам, читают именно электронные книги в электричке и метро. Это удобно, ведь когда закончится одно произведение, можно сразу начать читать другое или следующий том.

Моя мама рассказывала, как приходя из школы все скорее садились за книги, как нравилось ходить по большим библиотечным залам, выбирать что-то новое. Сначала были перечитаны все сказки, потом стали интересны приключения, а уже после и классические произведения русской литературы. Когда её родители приходили домой с работы, приходилось под учебниками скрывать книги, делая вид, что она учит уроки. Приходя к бабушке и дедушке было нормальным застать их за чтением, это был их обычных досуг. Они очень много читали, собрали целую библиотеку книг разных жанров, журналов про науку, путешествия и быт. Из детства я помню, как любила все это рассматривать и листать, доставая с полок огромных шкафов. Всего у них было около тысячи книг и журналов.

Папа полюбил читать во взрослом возрасте, перечитал многих российских классиков, таких как Достоевский, Толстой, Карамзин и др. В наше время не всегда есть возможность просто посидеть и почитать, зато есть альтернатива: во время какой-нибудь монотонной работы он слушает аудиокниги.

В семье моего супруга тоже любят читать, у них своя небольшая домашняя библиотека. На любой праздник всегда можно подарить книгу, и этот подарок будет желанным. Не зря говорят, книга – лучший подарок.

Сейчас мы читаем книги своим детям. Часто на праздники родственники, друзья и даже Дед Мороз дарят их нам. У моих детей уже своя маленькая библиотека с коллекциями книг, которую мы любим пополнять. Для нашего старшего сына настоящее наказание за проступок – это не остаться без мультика на день-два или неделю, а остаться без книги перед сном. Как это не читать и не узнать, что же будет дальше с героями?! Он любит, как и младший брат, полистать картинки, говоря, что сам «читает». Младшего сына тоже приучаем читать книжки, вместе рассматриваем яркие красивые картинки, хотя ему сейчас чуть больше года. Так замечательно вместе сесть на диван и читать сказки, рассматривая картинки.

Мои друзья, у которых есть дети, также замечали, что они тянутся к книгам после игр и днём, потому что перед сном есть обязательный «ритуал» – книга на ночь.

Уже несколько лет в социальных сетях популярно для разных целей использовать цитаты из литературных произведений, а раньше бабушки и дедушки их выписывали для себя или помечали на полях мысли автора, заинтересовавшие их. До сих пор в некоторых книгах нахожу пометки, которые карандашом оставила моя бабушка.

Воспитание лучше всего происходит через пример. Пример – метод воспитания, созданный организовывать образец деятельности, поступков, образа жизни. Мы сами стараемся читать, чтобы дети видели, что это норма, так принято. Наблюдая за родителями, малыши психологически начинают подражать.

Когда-то говорили, что телевидение полностью вытеснит театр. Однако, театр не просто остался, он развивается в разных направлениях, его любят и уважают до сих пор. Так же и с книгами. Кто-то любит бумажные, перелистывать страницы, которые имеют свой запах, звук, когда с легкостью можно перелистнуть назад и перечитать какой-то момент; кто-то слушает аудиокниги, благо их озвучивает много людей и можно выбрать для себя наиболее подходящий темп и голос озвучивающего; а для кого-то лучший вариант – электронный формат, будь то «читалка», планшет или телефон.

3.Выводы

Семейное чтение – это вечная ценность.

Книги остаются и останутся не только и не столько источником информации, сколько предметом жизненной важности для детей во всех аспектах. Чтение является первой ступенькой к грамотности и фундаментом обучения на протяжении всей жизни. Книжки, имеющие художественную ценность, несут правильную информацию об окружающем мире.

Читать вместе - это огромный труд. Когда мы читаем детям, они фантазируют, создают красочный мир, в котором живут их друзья - литературные герои. Чтение хорошей детской книги всегда приятно: помогает лучше понимать своих детей и вновь возвращает в мир детства. В семье обязательно должен быть человек, который будет читать малышу «нужные книжки», где торжествует добро. Традиции семейного чтения уходят корнями в далекое прошлое нашей истории. Совместное путешествие в книгу становится звеном, которое скрепляет взаимоотношения поколений и формирует внутреннюю, на всю жизнь потребность в чтении.

4. Список использованных источников:

1. Артемьева, В. Путешествие в Литературную страну / В. Артемьева // [Текст] Игра и дети. – 2012. – № 2. – С.36 - 37.

2.  Дети и книга: простые приемы привлечения к чтению. М. : Чистые пруды, 2007. 32 с.

3. Карпова, Н. Л. Семейное чтение семейная библиотерапия // Школьная библиотека. 2004 № 5. С. 53-57.

4. Степичева, Т. В. Семейное чтение. Зачем? // Школьная библиотека. 2004 № 4. С. 87-92.

5. Тихомирова, И. И. Психология детского чтения от А до Я : Методический словарь-справочник для библиотекарей М. : Школьная библиотека, 2004. 248 с.

6. Реброва, Е. Папмамбук – сайт для тех, кто читает детям / Е. Реброва // [Текст] Библиотека в школе. – 2013. – № 1. – С. 23 - 26.

7. Холодницкая, Т. Возрождение традиций семейных чтений и их роль в формировании личности ребенкавоспитании нравственности и культуры. // Новая библиотека. 2003 № 9. 16-18.

8. Худякова, С. Н. Семейные тайны. Как вырастить читающего ребенка // Библиотечное дело. 2007 № 7. С. 33.

9. Чивикова, О.А. Большие открытия – маленьким читателям. Из опыта работы отдела семейного чтения Липецкой областной библиотеки с родителями и детьми / О.А.Чивикова // [Текст] Школьная библиотека. –

 

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×