Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 03.05
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название работы:

экологическое воспитание для младших дошкольников. Работа №321091

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Проблемы экологического воспитания дошкольников сегодня находится на высоком уровне, и им уделяют всё больше внимания. Это проблема вызвана тем, что дети, окруженные самыми разнообразными развлечениями, все реже обращают внимания на окружающую природу. Родители в погоне за интеллектом своих детей, все реже обращаются к природе как одному из источников познания, поэтому остается последнее слово за педагогом.

Такое взаимодействие осуществимо при наличии в каждом человеке достаточного уровня экологической культуры, экологического сознания, формирование которых начинается с детства и продолжается всю жизнь.

Работа:

 

 

 

 

 

 

 

 

Воспитание экологической культуры

у детей младшего дошкольного возраста

 

 

 

 

 

Выполнила:

воспитатель

МБДОУ «Детский сад №9»

Александрова Елена Геннадьевна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Г. Дзержинск

2023

 

Все усилия при воспитании окажутся тщетны,

пока вы не научите ваших воспитанников любить поле, птиц и цветы».

Рёскин Джон (1819-1900) – английский писатель, историк и теоретик искусства.

 

Сегодня мы живем в комфортных условиях, забывая о первозданности окружающего нас мира. Потребительское отношение к природе, к планете Земля может привести к печальным последствиям. Человечество начало задумываться о глобальных экологических проблемах, о том, как их избежать. И в первую очередь необходимо заниматься воспитанием подрастающего поколения, закладывать вектор сознания в сторону восприятия Земли как нашего общего дома.

Умение жить в согласии с природой и окружающей средой следует начинать воспитывать с раннего детства. В результате при ознакомлении детей с природой открываются широкие возможности для их экологического воспитания.

Экологическое воспитание – одно из основных направлений в системе дошкольного образования, это способ воздействия на чувства детей, их сознание, взгляды и представления. Дети испытывают потребность в общении с природой. Они учатся любить природу, наблюдать, сопереживать, понимать, что наша Земля не сможет существовать без растений, так как они не только помогают нам дышать, но и лечат от болезней.

Поскольку начиная с младшего дошкольного возраста, дети восприимчивы к познанию, то с первых дней жизни взрослые через ознакомление с окружающим миром вкладывают зерна экологических знаний малышам: умение любоваться цветами не срывая их, заботиться о питомцах, бережно относиться друг другу и т.д.

В ФГОС ДО обозначено, что экологическое воспитание это непрерывный процесс развития детей, направленный на формирование у них экологической культуры, которая выражается в наличии:

устойчивых знаний о природе и существующих в ней взаимосвязей;

бережного отношения к природе;

правильного понимания понятия «здоровый образ жизни»;

моральных и экологически ценных установок, поведенческих умений;

эмоциональной отзывчивости к живой природе;

положительных эстетических ощущений от любования природой;

умений познавать особенности окружающего мира.

 

Уже в дошкольном возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности.

Начинать экологическое воспитание целесообразно уже с момента поступления ребенка в детский сад. Базовой основой экологического образования в системе дошкольной педагогики является методика «Ознакомление дошкольников с природой».

Экологическое воспитание детей младшего дошкольного возраста предполагает:

воспитание гуманного отношения к природе (нравственное воспитание)

формирование системы экологических знаний и представлений (интеллектуальное развитие)

развитие эстетических чувств (умение видеть и прочувствовать красоту природы, восхититься ею, желания сохранить ее)

участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы

Поэтому в группе организован центр экспериментирования, оформлены календари природы, огород на окне, гербарий растений произрастающих на территории дошкольного учреждения, подобраны наглядные пособия. На территории детского сада оформлены клумбы, для наблюдений используются природные особенности территории, деревья и кустарники.

Поскольку ранний возраст - самое благоприятное время для сенсорного воспитания, то для накопления представлений об окружающем мире важно заложить первые представления и ориентиры в мире природы.

Один из ориентиров это понимание, что природа живая, растения и животные как люди дышат, растут, пьют воду, чувствуют боль.

Малыши все воспринимают буквально и если информация эмоционально ярко окрашена, то запоминается надолго.

Ориентируясь на возрастные особенности детей раннего и младшего возраста, свою образовательную деятельность в данном направлении выстраиваем в естественных условиях – прогулки с наблюдением, ближние экскурсии, экспериментирование, трудовая деятельность. В центре внимания поведение ребенка (любуйся, восхищайся, радуйся, проявляй заботу и т.д.). Дети, прирожденные исследователи. Взаимодействие с различными материалами (игровая и экспериментальная деятельность) позволяет познать объекты ближайшего окружения, с которыми ребёнок сталкивается каждый день: мокрый песок липучий, а сухой сыпучий; какие предметы тонут, а какие нет и т.д.

Приобщение к труду доставляет малышам много радости, способствует развитию таких качеств личности как умение проявлять заботу, бережливость к окружающему миру. Под присмотром взрослых малыши поливают цветы, кормят рыбок и питомцев. И в этом большая поддержка родителей как полноправных участников образовательного процесса по экологическому воспитанию.

Представления детей об окружающем их мире и отношении к нему закрепляется в беседах, чтении художественных произведений, продуктивных видах деятельности.

Воспитание экологической культуры - долгий путь формирования правильных способов взаимодействия с природой. Чем раньше начинается воспитание, тем ощутимее его результаты. Понимание элементарных связей, существующих в природе, чувство сопереживания всему живому, действенная готовность его созидать, восприятие красоты природы, бережное отношение к предметам рукотворного мира - вот составляющие экологической культуры, формирование которых способствует полноценному развитию личности маленького ребенка.

Таким образом, профессиональный опыт показал, что целесообразно начинать работу в области экологического воспитания с раннего возраста, когда ребенок приходит в детский сад и познает окружающий его мир, учится взаимодействовать с ним.

 

Библиографический список.

1. Николаева, С. Н. Экологическое воспитание младших дошкольниковКнига для воспитателей детского сада. - М. : Мозаика-Синтез, 2004. - 96с. Материал книги – это технология к программе «Юный эколог».

2. Потапова Т. Знать, любить, охранять. Экологическое образование : с первых лет: опыт дет. сада//Семья и школа. -2002.-N3.- C. 6-9

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×