Повышение уровня знаний педагогов по использованию нейропсихологических игр, применение которых возможно в образовательном процессе ДОУ.
Нейроигры как одно из средств, позволяющим создать новые нейронные связи и улучшить работу головного мозга, отвечающего за развитие психических процессов и интеллекта. Способствуют развитию: памяти, мышления, внимания, развитию зрительно-моторной пространственной координации, активизации речи.
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 131»
Тема: «Нейропсихологические игры в работе с дошкольниками»
Саратов 2024
Цель: повышение уровня знаний педагогов по использованию нейропсихологических игр, применение которых возможно в образовательном процессе ДОУ.
Задачи:
Расширить представления педагогов о нейропсихологических технологиях, способствующих умственному и физическому развитию дошкольников.
Выяснить, целесообразность применения нейроигр в работе с детьми дошкольного возраста.
Отработать совместно с участниками мастер-класса последовательность действий и приемов нейропсихологических технологий по применению в работе с дошкольниками.
Повысить мотивацию к овладению нетрадиционными методиками, их широкому применению в совместной деятельности с ребенком.
Материал и оборудование:
Стаканчики пластиковые, шарики деревянные и пластмассовые; карточки обведи по контуру.
Ноутбук, экран, проектор; стулья по количеству участников, столы (2 шт.).
Раздаточный материал: нейропсихологические карточки для работы, карандаши, фломастеры.
Вводная часть
Здравствуйте, уважаемые коллеги!
Сегодня я хочу познакомить вас с одним из методов активного развития дошкольников –нейроигрой.
Нейроигры являются доступным средством, позволяющим создать новые нейронные связи и улучшить работу головного мозга, отвечающего за развитие психических процессов и интеллекта. Способствуют развитию: памяти, мышления, внимания, развитию зрительно-моторной пространственной координации, активизации речи.
Теоретическая часть
По исследованиям физиологов мозг состоит из двух полушарий. Каждое выполняет свою функцию. Только налаженное взаимодействие двух полушарий позволяет качественно воспринимать и обрабатывать полученную информацию.
Вам интересно узнать, какое у вас и ведущее полушарие?
СЛАЙД 3. Для начала предлагаю вам сцепить (сплести) руки в замок и посмотреть, какой большой палец оказался сверху, правой или левой руки?! Если левый палец, то запомнить букву Л, если правый, то букву П.
СЛАЙД 4. Давайте представим, что мы целимся в мишень. Прицелились? Какой глаз вы закрывали?! Если левый, то буква Л, если правый, то буква П.
СЛАЙД 5. Теперь предлагаю вам сложить руки на груди, так называемой позе Наполеона. Какая рука сверху? Запоминаем.
СЛАЙД 6. Предлагаю вам поаплодировать друг другу. Вы молодцы! Но какая же рука была активнее? Запоминаем букву. Если букв П больше, то правое полушарие является ведущим, если Л, то левое.
Ну а если поровну, то предлагаю вам дополнительный тест.
СЛАЙД 7.Мы видим силуэт вращающейся фигуры.
Если фигура устойчиво вращается только по часовой стрелке -значит, у вас доминирует левое полушарие. Левое полушарие отвечает за логическое мышление. Ведущая его роль означает наличия у человека более сильных аналитических способностей, а также лингвистических наклонностей.
Вращение только против часовой стрелки -значит у вас доминирует правое полушарие, и преобладает преимущественно правополушарная деятельность. Правое полушарие мозга человека отвечает за творческое мышление. Эти люди более чувствительны, а также склонны полагаться на свою интуицию в принятии решений.
Если же фигура попеременно вращается, то в одну, то в другую сторону —это признак амбидекстрии, то есть, работы и правого и левого полушария мозга.
Сделаем выводы: у кого доминирует правое полушарие головного мозга, у кого –левое, у кого –левое и правое?
Ну, а для того, чтобы наши полушария работали в полном объеме, предлагаю вам поиграть в нейроигры.
Практическая часть
Коллеги, я хочу вас познакомить с некоторыми нейроиграми.
СЛАЙД 8. «Разноцветные слова».
Внимание на экран! Выбирайте цвета, которыми написаны слова, а на их значение не обращайте внимание.
Перед вами разноцветные слова. Ваша задача не слова называть, а сразу цвет.
Это упражнение помогает повысить умственную активность, отточить навыкинаправленного внимания и концентрации.
Упражнение 1,2,3,4,5 «Рисование по точкам». Рисовать следует двумя руками.
Выполняя данное упражнение, ребенок сможет развивать оба полушария мозга одновременно, что очень полезно для его когнитивного развития. Такая практика рисования развивает моторику и координацию движений. Дети, которые рисуют двумя руками, становятся более ловкими и уверенными в своих движениях.
Упражнение «Стаканчики».
Расставить перед ребенком 5 стаканчиков в перевернутом виде, сверху на стаканчики положить цветные крышки, попросить запомнить их и закрыть экраном, ребенок должен запомнить цветорасположение и повторить (можно использовать шарики).
Игра «Поле». Разделить лист горизонтально (внизу и вверху расчертить 8 прямоугольников). Вырезать из бумаги 8 стрелочек, которые смотрят вверх и вниз, над стрелочками положить цветные кружочки. (квадратики). В зависимости от того, куда смотрит стрелка, ребенок должен расположить на поле цветной кружок.
Упражнение «Мозаика». Полезные упражнения на развитие межполушарного взаимодействия, со всеми забытыми поп –ит и мозаикой.
1 вариант. Делаем зрительный образец из любых цветов на мозаике. Левой рукой нажимаем на цвета на мозаике, а правой на поп ит, одновременно.
2 вариант. Во втором упражнении соблюдаем цветовой ряд. Левой рукой поп инт, а правой выкладываем образец, одновременно. Затем меняем их местами, левой рукой вставляем мозаику, а правой рукой нажимаем на поп инт, так же одновременно, что позволяет развивать межполушарное взаимодействие
Упражнение «Заполни по образцу». Упражнение подходит для старших дошкольников.
Делаем для ребенка образец с фигурами и цветами этих фигур, затем ребенок самостоятельно заполняет всю таблицу, далее проставляем узор в каждой из фигур и соответственно ребенок так же узором должен заполнить всю таблицу.
Упражнение «Геометрические фигуры».
Упражнение направлено на развитие пространственного мышления, слухового внимания и памяти.
Для данного упражнения понадобится лист бумаги и цветные карандаши.
1 вариант. В центре листа нарисуй синий круг, внутри круга нарисуй красный треугольник, над кругом нарисуй зеленый квадрат, вправо от квадрата нарисуй розовый ромб, под ромбом нарисуй голубой треугольник, слева от круга нарисуй синий прямоугольник, под прямоугольником нарисуй коричневый маленький круг, а над квадратом нарисуй фиолетовый овал.
2 вариант. Вы заранее рисуете определенные фигуры, например (показать образец) и даете задание, раскрась красным цветом фигуру, которая находится в правом верхнем углу (ребенок еще может путать, что красным цветом обведена фигура в нижнем левом углу, но мы же ему задали инструкцию в правом верхнем, поэтому он должен раскрасить фигуру красным цветом. Раскрась желтым цветом фигуру в левом нижнем углу. И так пока ребенок не выполнит упражнение до конца.
Упражнение на развитие межполушарного взаимодействия. Это упражнение развивает концентрацию и устойчивость внимания, пространственное восприятие, координацию движений, моторику, межполушарное взаимодействие, мышление, самоконтроль. Данное упражнение для старших дошкольников. (Посмотреть образец выполнения).
Выполняем упражнение с двумя шариками, правой и левой рукой, по оси координат.
Упражнение «Лабиринты». Пройти лабиринты нужно, используя одновременно правую и левую руку.
Так же перед вами картинки, которые также нужно нарисовать обеими руками сразу. Сначала можно «прорисовать» пальчиком в воздухе, чтобы мышцы заполнили движения. Упражнения помогают развивать чувство симметрии, снизить тревожность, ускорить процесс развития речи.
Игра «Прыжки по следам»
Дорожки из следов и отпечатков. С правой и с левой стороны. Все следы следует пройти пальчиками правой и левой руки. Раз, два, три, четыре,пять, вышли пальчики гулять, вместе, врозь, вместе, врозь.
Игра направлена на развитие координации и зрительного восприятия, и внимания.
Упражнение «Логический ряд» (4+). Ребенку необходимо продолжить ряд из прищепок определенных цветов. Эта игра будет полезна не только для развития маленьких неокрепших пальчиков, но и поможет развитию логического мышления и восприятия ребенка.
Упражнение «Сортировка по цвету» (3+). Ребенок складывает в стаканчик помпоны определенного цвета, зажимая их прищепкой того же цвета, что и помпон. Это упражнение отлично развивает моторику, укрепляет мышечный тонус руки. Плюс к этому у ребенка развивается зрительное внимание и самоконтроль.
Рефлексия
Уважаемые коллеги, я продемонстрировала вам вариативность использования нейропсихологических методов и приѐмов для развития дошкольников.
Пожалуйста, поделитесь своим впечатлением о мастер-классе.
Кому было интересно, и кто будет применять нейроигры в своей практике, покажите «Класс» (поднятый вверх большой палец).
Кто уже использует в работе продемонстрированный метод, покажите жест «Виват» (указательный и средний пальцы руки направлены вверх).
Кто считает, что этот прием неэффективен и не имеет результативности -жест сжатых в кулак пальцев. Жду вашу реакцию …
Благодарю вас за активное участие!!! Всем спасибо!