Суть метода проектов – стимулировать интерес детей к определенным проблемам, предполагающим владение некоторой суммой знаний, и через проектную деятельность показать практическое применение полученных знаний.
Основной целью метода проектов в ДОУ является развитие свободной творческой личности ребенка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.
В проектной деятельности происходит формирование субъектной позиции у ребёнка, раскрывается его индивидуальность, реализуются интересы и потребности, что в свою очередь способствует личностному развитию ребёнка. Это соответствует социальному заказу на современном этапе.
" Проектная деятельность в ДОУ"
Под методом проектов понимается совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий, обучающихся с обязательной презентацией этих результатов.
Суть метода проектов – стимулировать интерес детей к определенным проблемам, предполагающим владение некоторой суммой знаний, и через проектную деятельность показать практическое применение полученных знаний.
Основной целью метода проектов в ДОУ является развитие свободной творческой личности ребенка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.
Метод проектов – один из методов обучения, способствующий развитию самостоятельности мышления, помогающий ребенку сформировать уверенность в собственных возможностях. Он предусматривает такую систему обучения, когда дети получают знания и овладевают умениями в процессе выполнения системы спланированных практических знаний. Это обучение через деятельность.
Метод проектов – это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом. Это совокупность приемов, действий детей в их определенной последовательности для достижения поставленной задачи – решения проблемы, лично значимой для детей и оформленной в виде некоего конечного продукта.
В воспитательно-образовательном процессе ДОУ проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и педагоги ДОУ, а также родители и другие члены семьи.
Проекты реализуются в игровой форме, дети включаются в различные виды творческой и практически значимой деятельности.
Проект – это «5 П»
ПРОБЛЕМА
(значимая задача),
ПРОЕКТИРОВАНИЕ
(план действий, выбор продукта, форма презентаций),
ПОИСК
информации (поиск и сбор материала),
ПРОДУКТ (
результат работы, изделие),
ПРЕЗЕНТАЦИЯ
(представление продукта, результата).
Задачи
Этапы
Начальный (целеполагание)
Определение проблемы (темы)
Уточнение имеющейся информации, обсуждение задания
Планирование
Анализ проблемы. Определение источников информации. Распределение ролей в команде.
Формирование задач, накопление информации.
Выполнение проекта
Выполнение проекта.
Работа над проектом, его оформление.
Защита проекта
Подготовка к защите. Объяснение полученных результатов, их оценка.
Защита проекта. Участие в коллективной оценке результатов проекта.
Оценка результатов
Анализ выполнения проекта, достигнутых результатов (успехов и неудач).
Подведение итогов. Определение задач для новых проектов.
Алгоритм разработки проекта
Классификация проектов
по целевой установке,
по составу участников,
по тематике,
по срокам реализации,
по содержанию.
Виды проектов
Исследовательско-творческие
:
дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде газет, драматизации, детского дизайна. Например, «Природа – наш дом», «Как люди делают запасы», «Транспорт в нашей жизни», «Животные и человек», «Давайте познакомимся», «Мир воды», «Дыхание и здоровье», «Питание и здоровье».
Ролево-игровые
:
с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы. Например, «Любимые игрушки», «У нас в нескучном саду», «Сказочная птица», «Секреты бабушкиного сундука», «Азбука здоровья», «Секреты Ильи Муромца», «Богатыри земли русской», «В гостях у сказки».
Информационно-практико-ориентированные
(
дети собирают информацию и реализуют ее, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы, витражи и т.д.).
Нормативные (
проекты по созданию норм поведения):
запрещающие,
позитивно нормирующие,
нормотворческие – приводящие к созданию новой нормы и поддерживающие инициативу дошкольника
По количеству участников:
Межгрупповые
(«Времена года», «Мир животных и птиц»).
Групповые
(«Веселая астрономия», «Подводный мир», «Познай себя»).
Индивидуальные
(«Я и моя семья», «Генеалогическое древо», «Секреты бабушкиного сундука»).
По продолжительности:
краткосрочные
(одно или несколько занятий),
средней
продолжительности (до 1 мес.)
долгосрочные
(до полугода-года).
Проектная деятельность способствует развитию мышления, воображения и речи детей только тогда, когда педагог стремится удержать проблемную ситуацию.
Именно этим проектная деятельность отличается от продуктивных видов деятельности, в которых проблемная ситуация снимается максимально быстро.
Последовательность работы педагога над проектом:
педагог ставит перед собой цель, исходя из потребностей и интересов ребёнка;
вовлекает дошкольников в решение проблемы;
намечает план движения к цели (поддерживает интерес детей и родителей);
обсуждает план с семьями на родительском собрании;
обращается за рекомендациями к специалистам ДОУ;
вместе с детьми и родителями составляет план? схему проведения проекта;
собирает информацию, материал;
проводит занятия, игры, наблюдения, поездки (мероприятия основной части проекта),
даёт домашние задания родителям и детям;
поощряет самостоятельные творческие работы детей и родителей (поиск материалов, информации, изготовление поделок, рисунков, альбомов и т. д.);
организует презентацию проекта (праздник, занятие, досуг), составляет книгу, альбом совместно с детьми;
подводит итоги (выступает на педсовете, обобщает опыт работы).
Таким образом, в проектной деятельности происходит формирование субъектной позиции у ребёнка, раскрывается его индивидуальность, реализуются интересы и потребности, что в свою очередь способствует личностному развитию ребёнка. Это соответствует социальному заказу на современном этапе.