ПРОГРАММА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРЕДПОСЫЛОК ЛИЧНОСТНОГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКА «В МИРЕ ПРОФЕССИЙ»Научная новизна исследования состоит в разработке системы ранней профессиональной ориентации дошкольников, распространении терминологического аппарата предметной области «Профессиональное самоопределение» на дошкольный возраст и его адаптации к данному возрасту; в разработке психологического механизма формирования профессиональной составляющей «образа - Я» дошкольника.Теоретическое значение работы состоит в обосновании понятия ранней профессиональной ориентации, способов и средств формирования представлений о мире профессий у дошкольников, развития профессиональных устремлений ребенка с опорой на игру как ведущий вид деятельности данного возраста.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ
ПРОГРАММА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРЕДПОСЫЛОК
ЛИЧНОСТНОГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ
ДОШКОЛЬНИКА «В МИРЕ ПРОФЕССИЙ»
Варфоломеева О.А.
старший воспитатель,
МБ ДОУ «Детский сад № 76»
Актуальность. В жизни каждого человека профессиональная деятельность
занимает важное место. С первых шагов ребенка родители задумываются о его будущем,
внимательно следят за интересами и склонностями своего ребенка, стараясь
предопределить его профессиональную судьбу. Проблема формирования представлений
дошкольников о мире труда и профессий недостаточно разработана в педагогике, хотя,
казалось бы, всем ясна огромная роль представлений детей о профессиях и труде. В
детских садах формирование представлений о мире труда и профессий подчас
осуществляется недостаточно целенаправленно и систематически, так как перед
дошкольниками не стоит проблема выбора профессии. Но поскольку профессиональное
самоопределение взаимосвязано с развитием личности на всех возрастных этапах, то
дошкольный возраст можно рассматривать как подготовительный, закладывающий
основы для профессионального самоопределения в будущем. Представления о
профессиях у ребенка ограничены его пока небогатым жизненным опытом – работа мамы
и папы, воспитателя в детском саду, профессии летчика, милиционера, продавца, но и об
этих так или иначе знакомых профессиях дети знают, как правило, мало и весьма
поверхностно. Между тем, в современном мире существует огромное количество видов
труда. Ориентация в этом океане человеческих занятий является важнейшим звеном
социальной адаптации ребенка. Таким образом, формирование представлений
дошкольников о мире труда и профессий – это необходимый процесс, актуальный в
современном мире.
Известно, что основным видом деятельности детей является игра, то будет логично
знакомить детей с профессиями взрослых через сюжетно - ролевую игру.
Нами была выдвинута следующая гипотеза: формирование представлений детей
дошкольного возраста о мире труда и профессий будет эффективным, если:
- осуществляется ознакомление дошкольников с миром труда и профессий через
сюжетно-ролевую игру;
- используются разнообразные методы и средства формирования представлений
дошкольников о мире профессий;
- создана доступная, комфортная предметно-развивающая среда.
Таким образом, целью нашей программы является: формирование у детей
старшего дошкольного возраста представлений о специфике профессий через
использование информационно – коммуникационных технологий; воспитание
сознательного отношения к труду, как к основной жизненной потребности, трудолюбия;
развитие физических, личностных и интеллектуальных качеств.
Данную цель мы решали через следующие задачи:
Систематизация работы по предпрофильному развитию детей старшего
дошкольного возраста
6
Расширение представлений детей о различных профессиях
Расширение активного и пассивного словаря ребёнка.
Закрепить навыки детей апперируя атрибутикой определённой профессии.
Обеспечение реализации интересов, способностей, склонностей детей к
разным видам деятельности
Знакомство со спецификой профессиональной деятельности представителей
производственной сферы города
Формирование элементарных трудовых навыков
Развитие ключевых компетентностей дошкольников
Создание условий для самореализации творческих способностей детей
Развитие умения применять полученные знания о трудовой деятельности
взрослых в сюжетно-ролевых играх
Воспитание уважения к труду взрослых
Организация работы строится с учетом принципов, которые взаимосвязаны и
реализуются в единстве:
Принцип системности. Организация последовательных мероприятий в течение
учебного года. Адресный подход, который предполагает учет индивидуальных
особенностей каждого ребенка.
Принцип интеграции. Содержание программного материала может естественно и
ограничено интегрировать в целостный педагогический процесс.
Принцип наглядности. Широкое представление соответствующей изучаемому
материалу наглядности: иллюстрации, фотографии профессий, памятников,
театрализованная деятельность и т.д.
Принцип преемственности взаимодействия с ребенком в условиях дошкольного
учреждения и семьи. Формирование у детей представления о разных профессиях
невозможно только в рамках детского сада, поэтому особое место отводится работе с
родителями.
Научная новизна исследования состоит в разработке системы ранней
профессиональной ориентации дошкольников, распространении терминологического
аппарата предметной области «Профессиональное самоопределение» на дошкольный
возраст и его адаптации к данному возрасту; в разработке психологического механизма
формирования профессиональной составляющей «образа - Я» дошкольника.
Теоретическое значение работы состоит в обосновании понятия ранней
профессиональной ориентации, способов и средств формирования представлений о мире
профессий у дошкольников, развития профессиональных устремлений ребенка с опорой
на игру как ведущий вид деятельности данного возраста.
Дошкольное образование в настоящий момент не готово к участию в реализации
данного исследования, т. к. не располагает научно-методической системой знакомства
ребенка с профессиональной деятельностью взрослых с целью проектирования профиля
его возможной сферы профессиональной деятельности в будущем. Определение сущности
профессионального самоопределения считается до сих пор, в целом, нерешенной задачей,
поэтому, педагогический коллектив детского сада № 15 разработал свою авторскую
программу, цель и задачи которой соответствуют поставленной цели и задачам.
Практическое значение состоит в разработке авторской программы ДОО
«Формирование предпосылок личностного и профессионального самоопределения
7
дошкольника «В мире профессий», формирующей и выявляющей профессиональные
интересы детей, направляющей развитие профессиональных устремлений ребенка; ее
экспериментальная проверка, а также методическая обеспеченность педагогических
работников ДОО на этапе реализации данной программы в условиях своего учреждения.
Основным элементом программы является решение дошкольников теоретических и
практических психолого-педагогических задач, в процессе чего они учатся наблюдать,
сравнивать, классифицировать, группировать, делать выводы, выяснять закономерности.
Разработанные средства профессиональной деятельности могут использоваться
воспитателями, специалистами ДОО для проведения диагностической, развивающей и
формирующей работы с детьми дошкольного возраста, просветительской и
консультационной работы с родителями, научной работы для решения исследовательских
задач. В содержании программы систематизирован методический материал по
формированию у детей дошкольного возраста представления о разных профессиях.
Беседы, экскурсии, дидактические, сюжетно-ролевые, компьютерные игры, презентации
разработаны с учетом бытовых условий, среды проживания, психологических
особенностей лет и включают в себя задачи для детей старшего дошкольного возраста.
Элементом авторства является разработанное перспективное годовое планирование
учебного материала по формированию у детей представления о разных профессиях для
старшего дошкольного возраста с использованием ИКТ. Значительное место отведено
практическим формам обучения: наблюдению, целевым экскурсиям, во время которых
дети будут узнавать на практике о значении труда каждого человека, почетности и
важности профессии. Разработаны рекомендации для воспитателей, родителей, план по
работе с родителями и другими межведомственными организациями. Составлен
соответствующий вопросник для детей, критерии которого позволяют отследить
эффективность усвоение знаний детей по теме.
Оригинальность программы заключается в использовании ИКТ - нетрадиционного
подхода к процессу формирования мотивационной готовности дошкольника, к занятиям
по ознакомления детей с профессиями.
Просмотр и обсуждение с детьми документальных фильмов о профессиях, о
взаимосвязи труда людей разных профессий.
Компьютерные программы с познавательными заданиями и проблемными
ситуациями.
Материал, предоставленный в методической разработке, внедряется в работе с
детьми старшего дошкольного возраста. Специально подобранные методы, приемы,
используемых на занятиях, экскурсиях, в игровой деятельности значительно расширяют и
углубляют знания детей о профессиях.
Составлен план сотрудничества с семьей по направлениям:
Информационно-аналитическое (выявление интересов, потребностей, запросов
родителей).
Познавательное (ознакомление с психологическими, возрастными особенностями
детей).
Наглядно-информационное.
Досуговое.
Сроки реализации программы:
8
Программа рассчитана на год и предназначена для работы с детьми старшего
дошкольного возраста.
При реализации программы предполагаются следующие этапы работы:
1. Мониторинг: изучение социального статуса семей, изучение социального заказа
родителей, уровень детской компетенции по проблеме (знания, отношение к труду,
перенос знаний в игровую деятельность).
2. Планирование: разработка перспективного плана по ознакомлению детей с
трудом взрослых, перспективный план работы с родителями, партнёрами.
4. Непосредственная деятельность:
а) разработка конспектов нод, изготовление пособий;
б) организация образовательной деятельности (непосредственной и в режимных
моментах).
5. Закрепляющий: открытые мероприятия, досуги, развлечения.
6. Итоговый мониторинг.
Планирование программы предполагает блочную структуру:
1 блок – работа с детьми;
2 блок – работа с педагогами;
3 блок – работа с партнёрами.
4 блок – работа с родителями;
Таким образом, формирование представлений детей дошкольного возраста о мире
профессий – это необходимый процесс, которым, несомненно, управляет педагог,
используя в своей деятельности все возможности процесса обучения, учитывая при этом
возрастные и психологофизические особенности дошкольников.
Учебный план программы
Категория: дети 5 -7 лет.
Срок обучения: один учебный год.
Режим занятий: 1 – 2 в неделю ежемесячно во второй половине дня.