Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 27.04
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название работы:

Ранняя профориентация дошкольников. Работа №315931

Дата публикации:
Автор:
Описание:

ПРОГРАММА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРЕДПОСЫЛОК ЛИЧНОСТНОГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКА «В МИРЕ ПРОФЕССИЙ»Научная новизна исследования состоит в разработке системы ранней профессиональной ориентации дошкольников, распространении терминологического аппарата предметной области «Профессиональное самоопределение» на дошкольный возраст и его адаптации к данному возрасту; в разработке психологического механизма формирования профессиональной составляющей «образа - Я» дошкольника.Теоретическое значение работы состоит в обосновании понятия ранней профессиональной ориентации, способов и средств формирования представлений о мире профессий у дошкольников, развития профессиональных устремлений ребенка с опорой на игру как ведущий вид деятельности данного возраста.

Работа:

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ

ПРОГРАММА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРЕДПОСЫЛОК

ЛИЧНОСТНОГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ

ДОШКОЛЬНИКА «В МИРЕ ПРОФЕССИЙ»

Варфоломеева О.А.

старший воспитатель,

МБ ДОУ «Детский сад № 76»

 

Актуальность. В жизни каждого человека профессиональная деятельность

занимает важное место. С первых шагов ребенка родители задумываются о его будущем,

внимательно следят за интересами и склонностями своего ребенка, стараясь

предопределить его профессиональную судьбу. Проблема формирования представлений

дошкольников о мире труда и профессий недостаточно разработана в педагогике, хотя,

казалось бы, всем ясна огромная роль представлений детей о профессиях и труде. В

детских садах формирование представлений о мире труда и профессий подчас

осуществляется недостаточно целенаправленно и систематически, так как перед

дошкольниками не стоит проблема выбора профессии. Но поскольку профессиональное

самоопределение взаимосвязано с развитием личности на всех возрастных этапах, то

дошкольный возраст можно рассматривать как подготовительный, закладывающий

основы для профессионального самоопределения в будущем. Представления о

профессиях у ребенка ограничены его пока небогатым жизненным опытом – работа мамы

и папы, воспитателя в детском саду, профессии летчика, милиционера, продавца, но и об

этих так или иначе знакомых профессиях дети знают, как правило, мало и весьма

поверхностно. Между тем, в современном мире существует огромное количество видов

труда. Ориентация в этом океане человеческих занятий является важнейшим звеном

социальной адаптации ребенка. Таким образом, формирование представлений

дошкольников о мире труда и профессий – это необходимый процесс, актуальный в

современном мире.

Известно, что основным видом деятельности детей является игра, то будет логично

знакомить детей с профессиями взрослых через сюжетно - ролевую игру.

Нами была выдвинута следующая гипотеза: формирование представлений детей

дошкольного возраста о мире труда и профессий будет эффективным, если:

- осуществляется ознакомление дошкольников с миром труда и профессий через

сюжетно-ролевую игру;

- используются разнообразные методы и средства формирования представлений

дошкольников о мире профессий;

- создана доступная, комфортная предметно-развивающая среда.

Таким образом, целью нашей программы является: формирование у детей

старшего дошкольного возраста представлений о специфике профессий через

использование информационно – коммуникационных технологий; воспитание

сознательного отношения к труду, как к основной жизненной потребности, трудолюбия;

развитие физических, личностных и интеллектуальных качеств.

Данную цель мы решали через следующие задачи:

 Систематизация работы по предпрофильному развитию детей старшего

дошкольного возраста

6

 Расширение представлений детей о различных профессиях

 Расширение активного и пассивного словаря ребёнка.

 Закрепить навыки детей апперируя атрибутикой определённой профессии.

 Обеспечение реализации интересов, способностей, склонностей детей к

разным видам деятельности

 Знакомство со спецификой профессиональной деятельности представителей

производственной сферы города

 Формирование элементарных трудовых навыков

 Развитие ключевых компетентностей дошкольников

 Создание условий для самореализации творческих способностей детей

 Развитие умения применять полученные знания о трудовой деятельности

взрослых в сюжетно-ролевых играх

 Воспитание уважения к труду взрослых

Организация работы строится с учетом принципов, которые взаимосвязаны и

реализуются в единстве:

Принцип системности. Организация последовательных мероприятий в течение

учебного года. Адресный подход, который предполагает учет индивидуальных

особенностей каждого ребенка.

Принцип интеграции. Содержание программного материала может естественно и

ограничено интегрировать в целостный педагогический процесс.

Принцип наглядности. Широкое представление соответствующей изучаемому

материалу наглядности: иллюстрации, фотографии профессий, памятников,

театрализованная деятельность и т.д.

Принцип преемственности взаимодействия с ребенком в условиях дошкольного

учреждения и семьи. Формирование у детей представления о разных профессиях

невозможно только в рамках детского сада, поэтому особое место отводится работе с

родителями.

Научная новизна исследования состоит в разработке системы ранней

профессиональной ориентации дошкольников, распространении терминологического

аппарата предметной области «Профессиональное самоопределение» на дошкольный

возраст и его адаптации к данному возрасту; в разработке психологического механизма

формирования профессиональной составляющей «образа - Я» дошкольника.

Теоретическое значение работы состоит в обосновании понятия ранней

профессиональной ориентации, способов и средств формирования представлений о мире

профессий у дошкольников, развития профессиональных устремлений ребенка с опорой

на игру как ведущий вид деятельности данного возраста.

Дошкольное образование в настоящий момент не готово к участию в реализации

данного исследования, т. к. не располагает научно-методической системой знакомства

ребенка с профессиональной деятельностью взрослых с целью проектирования профиля

его возможной сферы профессиональной деятельности в будущем. Определение сущности

профессионального самоопределения считается до сих пор, в целом, нерешенной задачей,

поэтому, педагогический коллектив детского сада № 15 разработал свою авторскую

программу, цель и задачи которой соответствуют поставленной цели и задачам.

Практическое значение состоит в разработке авторской программы ДОО

«Формирование предпосылок личностного и профессионального самоопределения

7

дошкольника «В мире профессий», формирующей и выявляющей профессиональные

интересы детей, направляющей развитие профессиональных устремлений ребенка; ее

экспериментальная проверка, а также методическая обеспеченность педагогических

работников ДОО на этапе реализации данной программы в условиях своего учреждения.

Основным элементом программы является решение дошкольников теоретических и

практических психолого-педагогических задач, в процессе чего они учатся наблюдать,

сравнивать, классифицировать, группировать, делать выводы, выяснять закономерности.

Разработанные средства профессиональной деятельности могут использоваться

воспитателями, специалистами ДОО для проведения диагностической, развивающей и

формирующей работы с детьми дошкольного возраста, просветительской и

консультационной работы с родителями, научной работы для решения исследовательских

задач. В содержании программы систематизирован методический материал по

формированию у детей дошкольного возраста представления о разных профессиях.

Беседы, экскурсии, дидактические, сюжетно-ролевые, компьютерные игры, презентации

разработаны с учетом бытовых условий, среды проживания, психологических

особенностей лет и включают в себя задачи для детей старшего дошкольного возраста.

Элементом авторства является разработанное перспективное годовое планирование

учебного материала по формированию у детей представления о разных профессиях для

старшего дошкольного возраста с использованием ИКТ. Значительное место отведено

практическим формам обучения: наблюдению, целевым экскурсиям, во время которых

дети будут узнавать на практике о значении труда каждого человека, почетности и

важности профессии. Разработаны рекомендации для воспитателей, родителей, план по

работе с родителями и другими межведомственными организациями. Составлен

соответствующий вопросник для детей, критерии которого позволяют отследить

эффективность усвоение знаний детей по теме.

Оригинальность программы заключается в использовании ИКТ - нетрадиционного

подхода к процессу формирования мотивационной готовности дошкольника, к занятиям

по ознакомления детей с профессиями.

Просмотр и обсуждение с детьми документальных фильмов о профессиях, о

взаимосвязи труда людей разных профессий.

Компьютерные программы с познавательными заданиями и проблемными

ситуациями.

Материал, предоставленный в методической разработке, внедряется в работе с

детьми старшего дошкольного возраста. Специально подобранные методы, приемы,

используемых на занятиях, экскурсиях, в игровой деятельности значительно расширяют и

углубляют знания детей о профессиях.

Составлен план сотрудничества с семьей по направлениям:

Информационно-аналитическое (выявление интересов, потребностей, запросов

родителей).

Познавательное (ознакомление с психологическими, возрастными особенностями

детей).

Наглядно-информационное.

Досуговое.

Сроки реализации программы:

8

Программа рассчитана на год и предназначена для работы с детьми старшего

дошкольного возраста.

При реализации программы предполагаются следующие этапы работы:

1. Мониторинг: изучение социального статуса семей, изучение социального заказа

родителей, уровень детской компетенции по проблеме (знания, отношение к труду,

перенос знаний в игровую деятельность).

2. Планирование: разработка перспективного плана по ознакомлению детей с

трудом взрослых, перспективный план работы с родителями, партнёрами.

4. Непосредственная деятельность:

а) разработка конспектов нод, изготовление пособий;

б) организация образовательной деятельности (непосредственной и в режимных

моментах).

5. Закрепляющий: открытые мероприятия, досуги, развлечения.

6. Итоговый мониторинг.

Планирование программы предполагает блочную структуру:

1 блок – работа с детьми;

2 блок – работа с педагогами;

3 блок – работа с партнёрами.

4 блок – работа с родителями;

Таким образом, формирование представлений детей дошкольного возраста о мире

профессий – это необходимый процесс, которым, несомненно, управляет педагог,

используя в своей деятельности все возможности процесса обучения, учитывая при этом

возрастные и психологофизические особенности дошкольников.

Учебный план программы

Категория: дети 5 -7 лет.

Срок обучения: один учебный год.

Режим занятий: 1 – 2 в неделю ежемесячно во второй половине дня.

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×