Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 55% действует до 06.05
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название работы:

Сюжетно-ролевые игры как средство формирования навыков социального поведения. Работа №308064

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Сюжетно-ролевые игры как средство формирования навыков социального поведения у дошкольников

Аннотация: в данной статье рассмотрены актуальные вопросы формирования социального поведения в процессе сюжетно – ролевых игр в дошкольном возрасте. Затрагиваются особенности планирования сюжетно – ролевых игр детей дошкольного возраста вне учебной деятельности. Изучены требования к организации сюжетно – ролевых игр детей дошкольного возраста.

Ключевые слова: социальное поведение, сюжетно – ролевая игра, дошкольный возраст, общество, игра.

Работа:

Сюжетно-ролевые игры как средство формирования навыков социального поведения у дошкольников

 

Дошкольный возраст считается классическим возрастом игры. В этот период возникает и приобретает наиболее развитую форму особый вид детской игры, который в психологии и педагогике получил название сюжетно – ролевой. Сюжетно – ролевая игра есть деятельность, в которой дети берут на себя трудовые или социальные функции взрослых людей и в специально создаваемых ими игровых, воображаемых условиях воспроизводят (или моделируют) жизнь взрослых и отношения между ними [5, с.61]. Согласно концепции детской игры Д.Б. Эльконина, сюжетно – ролевая игра является выражением возрастающей связи ребенка с обществом – особой связи, характерной для дошкольного возраста. В ролевой игре выражается такое стремление ребенка к участию в жизни взрослых, которое не может быть реализовано непосредственно, в силу сложности орудий труда и их недоступности для ребенка. В игре дошкольник приближает мир взрослых к себе, различает видимые и смысловые поля, учится действовать в плане представления: палочка становится ложкой, а обычный стул лодкой, плывущей по волнам [1, с.27].

Центральным моментом сюжетно – ролевой игры является роль, которую берет на себя ребенок. При этом он не просто называет себя именем соответствующего взрослого человека, но, что самое главное, действует как взрослый человек, роль которого он взял на себя. Действуя как взрослый, ребенок как бы отождествляет себя с ним. Через выполнение игровой роли осуществляется связь ребенка с миром взрослых. Именно игровая роль в концентрированной форме воплощает связь ребенка с обществом. Наиболее характерным моментом роли является то, что она не может осуществляться вне практического игрового действия. Игровое действие является способом осуществления роли [4, с.35]. На основное содержание ролевой игры, решающее значение оказывает окружающая ребенка действительность. Дети играют в то, что они воспринимают вокруг и что является для них особенно привлекательным. В игре отражается стремление детей участвовать в жизни взрослых [3, с.54].

Главная задача сюжетно – ролевой игры – это приобретение социального зрения, чутья (социализация ребенка). А основным смыслом сюжетно – ролевой игры является переживание дошкольником своей роли, сюжета, наполнение их собственными эмоциями, приближение их к себе и предугадывания ответного поведения партнера и его переживаний. Ребенок в игре отражает отношения, специфические для общества, в котором он живет. В сюжетно – ролевой игре основное внимание ребенка направлено на социальные отношения людей [2, с.61].

Сюжетно – ролевая игра – это модель взрослого общества, но связи между детьми в ней серьезные. Нередко можно наблюдать конфликтные ситуации на почве нежелания того или иного ребенка играть свою роль. Роль у младших дошкольников зачастую получает тот, у кого в данный момент находится необходимый с точки зрения детей для нее атрибут [1, с.53]. У детей среднего дошкольного возраста роли формируются уже до начала игры, а у старших дошкольников игра начинается с договора, с совместного планирования, кто кем будет играть. Так, дети учатся общественным связям в процессе игры. Часто игра служит побудителем к работе: изготовлению необходимых атрибутов, конструированию.

Таким образом, сюжетно – ролевые игры являются наиболее характерными играми дошкольников и занимают значительное место в их жизни. Отличительной особенностью сюжетно – ролевой игры является то, что ее создают сами дети, а их игровая деятельность носит ярко выраженный самостоятельный и творческий характер. В развернутой форме сюжетно – ролевая игра – это коллективная деятельность, в которой осваивается детьми социальный опыт, мир человеческих отношений. Усвоение этого опыта способствует развитию у детей самостоятельности, инициативы, организаторских навыков.

Список литературы:

Арсентьева, В.П. Игра – ведущий вид деятельности в дошкольном детстве: Учеб. пособие для пед. вузов / В.П. Арсентьева. – М.: Форум, 2015. – 318 с.

Артамонова, О.В. Предметно – пространственная среда: ее роль в развитии личности / О.В. Артамонова. – Самара, 2017. – 195 с.

Виноградова, Н.А. Сюжетно – ролевые игры

для старших дошкольников: практическое пособие / Н.А. Виноградова, Н.В. Позднякова. 3-е изд. – М.: Айрис – пресс, 2017. – 128 с.

Венгер, Л.А. Психическое развитие детей в игре. Руководство играми детей в дошкольном учреждении / Л.А. Венгер; под ред. М.А. Васильевой. – М.: Просвещение, 2017. – 127 с.

Веракса

, Н.Е. Игра – зона ближайшего развития ребенка / Н.Е.

Веракса

. – СДО, 2015. – 251 с.

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×