Творческие центры – новая форма организации деятельности педагогических работников по разработке и внедрению нововведений.
Организационная роль деятельности центров принадлежит ДОУ и ведётся под руководством инновационного совета. Центр ежеквартально проводит совещания, на которых решаются вопросы развития ДОУ, наращивания его образовательного потенциала. Центр имеет документацию, отражающую основное содержания, организацию и методику работы.
Работа Творческого Центра педагогов по здоровьесбережению позволила:
1. создать в коллективе обстановку творческого поиска наиболее эффективных форм и методов работы по укреплению и сохранению здоровья детей;
2. наращивать образовательный потенциал ДОУ по здоровьесберегающим технологиям;
3. повышать уровень методической подготовки педагогов ДОУ и родителей воспитанников по проблеме охраны здоровья детей;
4. изменить позицию участников образовательного процесса: педагоги, родители и дети становятся субъектами здоровьесберегающей деятельности;
5. разрабатывать и внедрять нововведения, обеспечивающие укрепление здоровья детей;
6. обобщать и распространять педагогический опыт ДОУ по приоритетному направлению.
Лапенкова Наталья Викторовна,
заместитель заведующего по ВиМР
МБДОУ «ЦРР – д/с «Золотая рыбка», г. Абакан
ТВОРЧЕСКИЙ ЦЕНТР ПЕДАГОГОВ КАК ЭФФЕКТИВНАЯ ФОРМА ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДОУ
Современные требования и подходы к организации здоровьесберегающей деятельности, изменение содержания, усложнение функций современного дошкольного образовательного учреждения повлекли за собой значительные изменения организационного аспекта управления, определили потребность в поиске новых форм и методов организационно-педагогической деятельности.
Педагогическим коллективом нашего учреждения был выбран вариант, который предполагает развитие приоритетных направлений деятельности детского сада через организацию работы творческих центров.
Творческие центры – новая форма организации деятельности педагогических работников по разработке и внедрению нововведений.
Организационная роль деятельности центров принадлежит ДОУ и ведётся под руководством инновационного совета. Центр ежеквартально проводит совещания, на которых решаются вопросы развития ДОУ, наращивания его образовательного потенциала. Центр имеет документацию, отражающую основное содержания, организацию и методику работы.
В состав центра «Альянс», реализующего здоровьесберегающую деятельность, вошли сотрудники учреждения, желающие участвовать в разработке данного направления. Руководители центра - инструктор по физической культуре и педагог-психолог, являющиеся генераторами идей и организаторами нововведений. Под их руководством участники центра организуют проведение мероприятий с детьми, родителями и педагогическим коллективом по формированию здорового образа жизни, организуют повышение квалификации педагогов через действующую систему семинаров, консультаций, взаимопосещений, наставничества, обеспечивают взаимодействие д/с с учреждениями города, изучают, обобщают и распространяют передовой педагогический опыт по здоровьесберегающей деятельности.
Т.к. объединения педагогов в Центры носит добровольный характер, работа ведется в микрогруппах - это создаёт благоприятные предпосылки для коллективной творческой деятельности. Благодаря добровольному характеру возникновения центров расширяется круг личных и деловых контактов между педагогами, и этот положительный фактор способствует сплочению педагогического коллектива, формирует в нём единство взглядов и стремлений.
Анализ организации творческого центра, его задач и функций позволил предположить эффективность данной формы в сравнении с другими формами. Преимущество творческого центра в расширенном диапазоне задач, охвате всех участников образовательного процесса, ведении аналитической работы.
Организация работы центра осуществляется на основе плана, разработанного на учебный год (по 4 направлениям: взаимодействие с родителями и социумом, работа с детьми, работа с педагогами, деятельность самого центра).
За 3 года работы центра с педагогическим коллективом были проведены различные мероприятия по здоровьесберегающей деятельности: проведено порядка 30 консультаций на различные темы: «Эффективность закаливающих мероприятий», «Повышение двигательной активности детей», «Психологический климат в группе», «Привлечение родителей к формированию ценностей ЗОЖ»; семинары, практикумы, анкетирование, дискуссии.
В результате работы ТЦ собрана копилка методических разработок и пособий для воспитателей разных категорий.
Одним из направлений работы ТЦ с педагогами является контроль за работой по организации здоровьесберегающей деятельности в группах. Для проведения контроля составляется циклограмма, в которой указывается объект, предмет контроля, сроки проведения. По результатам контроля оформляется справка, которая зачитывается на планёрках, совещаниях.
В работе с детьми стали традиционными недели здоровья, к которым разработаны проекты для всех возрастных групп, фотовыставки и выставки детских работ «Спорт и Я», «В здоровом теле – здоровый дух», «В выходной спорт со мной». С интересом дети принимают участие в игровых пятиминутках и минутках радости (в игре разучиваются элементы массажа и самомассажа, поддерживается эмоциональное состояние ребёнка в группе).
Систематически организуются интегрированные занятия, проводимые инструктором по физической культуре с воспитателями или педагогом – психологом. На таких занятиях формируется привычка к здоровому образу жизни, ведется работа по сплочению коллектива, активизируется двигательная активность детей, т.е. ведется работа по воспитанию валеологически культурного ребенка
Таким образом, работа Творческого Центра педагогов по здоровьесбережению позволила:
создать в коллективе обстановку творческого поиска наиболее эффективных форм и методов работы по укреплению и сохранению здоровья детей;
наращивать образовательный потенциал ДОУ по
здоровьесберегающим
технологиям;
повышать уровень методической подготовки педагогов ДОУ и родителей воспитанников по проблеме охраны здоровья детей;
изменить позицию участников образовательного процесса: педагоги, родители и дети становятся субъектами
здоровьесберегающей
деятельности;
разрабатывать и внедрять нововведения, обеспечивающие укрепление здоровья детей;
обобщать и распространять педагогический опыт ДОУ по приоритетному направлению.
В результате организации работы Творческого Центра «Альянс» имеется положительная динамика в группах здоровья детей и стабильные показатели психического и физического здоровья ребенка подготовительной группы, соответствующего по всем параметрам школьной зрелости и готовности к обучению в школе, что является первоочередной задачей работы ДОУ и подтверждением эффективности работы ТЦ в организации здоровьесберегающей деятельности в ДОУ.
Список литературы
Дьяченко, В.К. Общие формы организации процесса обучения. – Красноярск: Издательство Красноярского университета, 1984
Дьяченко, В.К. Сотрудничество в обучении: О коллективном способе учебной работы: Книга для учителя. – М.: Просвещение, 1981
Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. – М.: АПК и ПРО, 2002
Овчинникова
, Т.С. Организация
здоровьесберегающей
деятельности в дошкольных образовательных учреждениях: Монография. –
СПб.
:К
АРО
, 2006
Селевко
, Г.К. Современные образовательные технологии: учебное пособие. – М.: Народное образование, 1998
Крупецкова
, Е.Ф. Организация работы дошкольного учреждения в режиме развития. //Управление ДОУ №4 – 2003