Адаптация (в переводе с латинского – прилаживание, приспособление) одно из ключевых понятий, употребляемых в современной психологии. Оно подразумевает психическое здоровье личности, то есть гармонию с самим собой и окружающим миром. Это процесс взаимодействия личности с социальной средой, включая усвоение норм и ценностей среды в процессе социализации, а также изменение, преобразование среды в соответствии с новыми условиями и целями деятельности. Адаптация подразумевает под собой процесс развития приспособительных реакций организма в ответ на новые для него условия. Целью этого процесса является адекватное реагирование на колебания разных факторов внешней среды.
Основной целью работы педагога в адаптационный период является введение ребенка в коллектив сверстников.
Ранний возраст – уникальный период, обладающий яркими и выразительными особенностями, которые откладывают определенный отпечаток на организацию образовательного процесса. Профессиональная и продуманная работа специалистов детского сада, благоприятный микроклимат в дошкольной организации и взаимодействие с родителями – залог оптимального течения адаптации детей раннего возраста к новым условиям.
Таким образом, взаимодействие с родителями является одним из условий успешной адаптации детей в детском саду. От совместной деятельности родителей и педагогов выигрывают все стороны педагогического процесса. Поэтому основной целью организации взаимодействия с родителями является формирование сообщества единомышленников: родителей — педагогов, а также создания единого пространства детского развития.
Мулюкина Юлия Владимировна
«Инновационный подход к взаимодействию с родителями детей раннего
возраста»
«От того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские
годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира –
от этого в решающей степени зависит,
каким человеком станет сегодняшний малыш»
В.А. Сухомлинский.
Период младенчества прекрасен и эмоционально насыщен для малыша, но время идёт, малыш
подрастает и появляется необходимость нового этапа в его жизни – знакомство с таким
социальным институтом как детский сад.
В современном дошкольном образовании актуальна проблема взаимодействия детского сада
и семьи. Полноценное воспитание дошкольника происходит в условиях одновременного
влияние семьи и детского сада. Поэтому в каждом ДОУ ведется постоянная работа с
родителями в целях повышения их педагогической культуры, установления единства
воздействия на ребенка.
Это обстоятельство вносит в жизнь ребёнка серьёзные изменения, к которым необходимо
привыкнуть:
- к отсутствию близких, родных людей;
- к соблюдению режим дня;
- к постоянному контакту со сверстниками и незнакомыми взрослыми.
В результате ребенку приходиться приспосабливаться к совершенно иным условиям, чем те,
к которым он привык и семье. А это совсем непросто и требует от него в свою очередь
разрушения некоторых уже сложившихся ранее связей и быстрого образования новых. На
данном этапе ребенок переживает адаптационный период. Ранее сформированные
динамические стереотипы, иммунная система подвергаются некоторым преобразованиям.
Возникает необходимость преодоления психологических преград.
Адаптация (в переводе с латинского – прилаживание, приспособление) одно из ключевых
понятий, употребляемых в современной психологии. Оно подразумевает психическое
здоровье личности, то есть гармонию с самим собой и окружающим миром. Это процесс
взаимодействия личности с социальной средой, включая усвоение норм и ценностей среды в
процессе социализации, а также изменение, преобразование среды в соответствии с новыми
условиями и целями деятельности. Адаптация подразумевает под собой процесс развития
приспособительных реакций организма в ответ на новые для него условия. Целью этого
процесса является адекватное реагирование на колебания разных факторов внешней среды.
Основной целью работы педагога в адаптационный период является введение ребенка в
коллектив сверстников.
Ранний возраст – уникальный период, обладающий яркими и выразительными особенностями,
которые откладывают определенный отпечаток на организацию образовательного процесса.
Профессиональная и продуманная работа специалистов детского сада, благоприятный
микроклимат в дошкольной организации и взаимодействие с родителями – залог
оптимального течения адаптации детей раннего возраста к новым условиям.
Таким образом, взаимодействие с родителями является одним из условий успешной адаптации
детей в детском саду. От совместной деятельности родителей и педагогов выигрывают все
стороны педагогического процесса. Поэтому основной целью организации взаимодействия с
родителями является формирование сообщества единомышленников: родителей — педагогов,
а также создания единого пространства детского развития.
Адаптация (в переводе с латинского – прилаживание, приспособление) одно из ключевых
понятий, употребляемых в современной психологии. Оно подразумевает психическое
здоровье личности, то есть гармонию с самим собой и окружающим миром. Это процесс
взаимодействия личности с социальной средой, включая усвоение норм и ценностей среды в
процессе социализации, а также изменение, преобразование среды в соответствии с новыми
условиями и целями деятельности. Адаптация подразумевает под собой процесс развития
приспособительных реакций организма в ответ на новые для него условия. Целью этого
процесса является адекватное реагирование на колебания разных факторов внешней среды.
Основной целью работы педагога в адаптационный период является введение ребенка в
коллектив сверстников.
Ранний возраст – уникальный период, обладающий яркими и выразительными особенностями,
которые откладывают определенный отпечаток на организацию образовательного процесса.
Профессиональная и продуманная работа специалистов детского сада, благоприятный
микроклимат в дошкольной организации и взаимодействие с родителями – залог
оптимального течения адаптации детей раннего возраста к новым условиям.
Таким образом, взаимодействие с родителями является одним из условий успешной адаптации
детей в детском саду. От совместной деятельности родителей и педагогов выигрывают все
стороны педагогического процесса. Поэтому основной целью организации взаимодействия с
родителями является формирование сообщества единомышленников: родителей — педагогов,
а также создания единого пространства детского развития.
В ходе сотрудничества с родителями решаются следующие задачи:
1. изучение семьи и её образовательных потребностей. Выявление и трансляция
положительного опыта семейного воспитания;
2. психолого-педагогическое просвещение, повышение педагогической культуры родителей и
информирование;
3. вовлечение в совместную деятельность через поиск и внедрения наиболее эффективных
форм работы.
4.
создать
атмосферу
взаимопонимания,
общности
интересов,
эмоциональной
взаимоподдержки;
5. активизировать и обогащать воспитательные умения родителей;
6. поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях
Основная же цель всех видов форм взаимодействия детского сада с семьей – установление
доверительных отношений с детьми, родителями и педагогами, объединение их в одну
команду, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их
решать. Нужно наиболее полно использовать весь педагогический потенциал традиционных
форм взаимодействия с семьей и искать новые, современные формы сотрудничества с
родителями.
Таким образом, задача ДОУ - изменить позицию родителей из позиции "сторонние
наблюдатели" в позицию "активные участники".
Принципы взаимодействия с родителями
1.Доброжелательный стиль общения педагогов и родителей.
Позитивный настрой на общение является тем самым прочным фундаментом, на котором
строится вся работа педагогов с родителями.
2.Индивидуальный подход.
Воспитатель, общаясь с родителями, должен чувствовать ситуацию, настроение мамы или
папы. Здесь и пригодится человеческое и педагогическое умение воспитателя успокоить
родителя и вместе подумать, как помочь ребенку в той или иной ситуации.
3.Сотрудничество, а не наставничество.
Современные мамы и папы в большинстве своем люди грамотные, осведомленные и, конечно,
хорошо знающие, как им надо воспитывать своих собственных детей. Поэтому позиция
наставления сегодня вряд ли принесет положительные результаты. Гораздо эффективнее
будут создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических
ситуациях, демонстрация заинтересованности коллектива детского сада разобраться в
проблемах и искреннее желание помочь.
4.Динамичность.
Детский сад сегодня должен находиться в режиме развития, а не функционировать,
представлять собой мобильную систему, быстро реагировать на изменения социального
состава родителей. В зависимости от этого должны меняться формы и направления работы
детского сада с семьей.
5. «Союз трех».
Данное взаимодействие педагогов, родителей и детей смело можно назвать «Союз
трех». Главная задача воспитателя по работе с семьёй - разрушить ныне существующий
барьер между детским садом и родителями. Взаимодействие должно строиться на принципах
совместной деятельности и предусматривать координацию педагогического взаимного
воздействия на ребёнка. При этом целью семейного воспитания, так же как и общественного
дошкольного, должно быть развитие личности ребёнка. Родители и воспитатели объединяют
свои усилия и обеспечивают малышу двойную защиту, эмоциональный комфорт, интересную
и содержательную жизнь в детском саду и дома, что, в свою очередь, стимулирует развитие
его основных способностей, умение общаться со сверстниками и гарантирует подготовку к
школе.
Педагоги дошкольных образовательных учреждений всегда отличались восприимчивостью ко
всему новому. Развитие общеобразовательной практики способствует проявлению
творческого, инновационного потенциала всех работников системы дошкольного
образования. Инновационная деятельность – это особый вид педагогической деятельности. В
целом под инновационным процессом понимается комплексная деятельность по созданию
(рождению, разработке), освоению, использованию и распространению новшеств.
В последние годы в педагогическом лексиконе всё чаще стал использоваться термин
"инновация". Этот термин означает "нововведение", "передовой педагогический опыт",
"новаторство, возникшее на основе разнообразия инициатив и новшеств, перспективных для
развития образования". Инновация - это изменение того, что уже существует.
Вопрос о взаимодействии образовательного учреждения и родителей - в ряду самых
актуальных на сегодняшний день. Термин "взаимодействие" детского сада и семьи
предполагает совместную деятельность педагогов и родителей по воспитанию ребёнка,
общение, обмен мыслями, чувствами, переживаниями. Родители выступают в позиции
партнёров, а не учеников воспитателей.
Наиболее популярные формы взаимодействия педагогов и родителей в ДОУ.
Консультации.
Беседы.
Анкетирование.
Выставки детских работ.
Информационные листки.
Памятки для родителей.
Дни открытых дверей.
Формы взаимодействия педагогов с родителями
1. Родительское собрание – совместное присутствие родителей и педагога для обсуждения,
решения интересующих их вопросов.
2.Круглый стол. Такая форма предполагает наличие стола, не обязательно круглого. Важно,
чтобы он был и за ним сидели и педагоги, и родители, и гости. В такой обстановке обычно
обсуждают актуальные проблемы воспитания.
3.Конференция. На конференции собираются и педагоги, и узкие специалисты, и родители,
которые заранее готовятся к выступлению по одной теме. Каждый выступает со своей точкой
зрения. В результате у родителей накапливаются знания в области воспитания детей и
устанавливаются доверительные отношения с педагогами.
5.Презентация. Такая форма предполагает знакомство с чем-либо или с кем-либо. Презентация
готовится заранее. Она может сопровождаться показом иллюстраций, фото, видеоматериалов.
Презентацию могут показывать как родители, так и педагоги.
7.Родительская газета. Одной из современных форм работы с родителями с учетом уровня их
образования, запросов, интересов является газета. Заранее выбирается редколлегия в составе
3-4 человек. Каждый номер посвящается одной теме, наиболее актуальной на данный период.
Газета оформляется с использованием статей родителей, воспитателей, других специалистов
ДОУ. В ней могут помещаться фотографии и рисунки детей.
8.Семейный театр. Семья разыгрывает ситуацию, случай по определенной теме, потом идет
обсуждение. Ситуацию готовят вместе родители и педагоги.
9.Родительская почта. Учитывая занятость, а также стеснительность многих родителей, можно
использовать эту нетрадиционную форму общения с семьей. Заранее образуется почтовый
ящик, чтобы любой родитель имел возможность в короткой записке высказать свое мнение по
тому или иному вопросу. Можно создать электронную почту.
10.Конкурс. Обычно конкурсы приурочивают к какой-нибудь дате.
11.Школа для родителей. Такая форма нужна молодым матерям и отцам с целью получения
педагогических знаний. Здесь будут вести уроки учителя, в роли которых выступят не только
педагоги ДОУ, но и опытные родители.
12.Родительский клуб. Цель клуба - увеличение круга взаимодействия семьи и детского сада.
На совместных встречах в клубе, за "круглым столом", во время дискуссии родители и
педагоги имеют возможность лучше узнать друг друга, получить новую информацию.
Общение в клубе позволяет каждому из участников не только высказать своё мнение, но и
быть услышанным, сравнить свою позицию с позицией других родителей и педагогов.
Инновационная деятельность – это особый вид педагогической деятельности. В целом под
инновационным процессом понимается комплексная деятельность по созданию (рождению,
разработке), освоению, использованию и распространению новшеств. Какие же инновации
можно применить при взаимодействии с родителями?
Сайт детского сада, на котором размещается вся необходимая информация для родителей.
Он-лайн общение с родителями посредством интернет сайта.
Электронная почта, с помощью которой родители и педагог могут общаться.
Конечно, все электронные формы общения не могут заменить личное общение, они могут
только помочь в определенных ситуациях.
Модно сделать следующий вывод - ребёнок не может существовать вне семейной системы.
Если дошкольное учреждение и семья не могут взаимодействовать друг с другом, ребёнок
оказывается между «двух огней». Главным для педагогов и родителей должна стать
атмосфера добра, доверия и взаимопонимания.
Только в этом случае возможно создание условий, помогающих раскрытию талантов и
способностей ребёнка, только тогда он будет расти здоровым, счастливым и умным!
Таким образом, тесное педагогическое взаимодействие детского сада и семьи в вопросах
развития детей позволяет сделать родителей союзниками педагогов, что очень важно для их
дальнейшего сотрудничества.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Глебов, В. Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольной образовательной
организации / В. Глебов// Дошкольное воспитание. - 2013. - № 11 - С. 116-120
2. Глоссарий по политической психологии [Текст] /Под ред. Д. В. Ольшанского. - М.: РУДН.-
2003. – 384 с.
3.Заводчикова, О.Г. Адаптация ребенка в детском саду: взаимодействие ДОУ и семьи /
О.Г. Заводчикова. – М.: Просвещение, 2007. –79 с.)
4. Недосека, О. Адаптация ребёнка к детскому саду / О. Недосека // Детский сад от А до Я. -
2009. - № 2. - С. 17-21
5.
Пучкова,
Л.А.
Взаимодействие
ДОУ
и
семьи
в
условиях
адаптации. URL:
http://doshkolnik.ru/adaptacia/4993-adaptaciya.html
6.Федотова, Н.И. Оптимизация процесса адаптации ребенка к детскому саду / Н.И. Федотова
// Управление дошкольным образовательным учреждением. - 2016. - № 2 - С. 101-105.