Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 27.04
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название работы:

Использование современных технологий по развитию связной речи детей с ОНР. Работа №313752

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Инновационные технологии в коррекционной практике – это лишь дополнение к общепринятым, проверенным временем технологиям, это:

- новые и обладающие повышенной эффективностью методы и инструменты, приёмы, являющиеся конечным результатом интеллектуальной деятельности педагога;

- новые способы взаимодействия педагога и ребёнка;

- новые стимулы, служащие для создания благоприятного эмоционального фона, способствующие включению в работу сохранных и активизации нарушенных психических функций.

Основываясь на полученных теоретических знаниях, я решила использовать на практике современные инновационные технологии в психолого-педагогическом процессе группы компенсирующей направленности для детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи, посещающими данную группу первый учебный год.

Данные технологии были использованы мной во время проведения непрерывной образовательной деятельности и в режимных моментах, как самостоятельные виды деятельности в утренний и вечерний отрезок времени в соответствии с разработанной мной циклограмме в течение учебного года.

Работа:

 

 

Опыт работы воспитателя группы детей с ТНР Бикметовой Татьяны Николаевны МБДОУ № 9 «Улыбка» гимитроврада, Ульяновской области

 

на тему: «Использование современных образовательных технологий в коррекционной работе воспитателя по развитию связной речи детей с ОНР».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Находясь на границе соприкосновения педагогики, психологии и медицины, логопедия и коррекционная педагогика использует в своей практике, адаптируя к своим потребностям, наиболее эффективные, не традиционные для неё методы и приёмы смежных наук, помогающие оптимизировать работу воспитателя и учителя-логопеда в группе компенсирующей направленности для детей с ОНР.

Инновационные технологии в коррекционной практике – это лишь дополнение к общепринятым, проверенным временем технологиям, это:

- новые и обладающие повышенной эффективностью методы и инструменты, приёмы, являющиеся конечным результатом интеллектуальной деятельности педагога;

- новые способы взаимодействия педагога и ребёнка;

- новые стимулы, служащие для создания благоприятного эмоционального фона, способствующие включению в работу сохранных и активизации нарушенных психических функций.

Основываясь на полученных теоретических знаниях, я решила использовать на практике современные инновационные технологии в психолого-педагогическом процессе группы компенсирующей направленности для детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи, посещающими данную группу первый учебный год.

Данные технологии были использованы мной во время проведения непрерывной образовательной деятельности и в режимных моментах, как самостоятельные виды деятельности в утренний и вечерний отрезок времени в соответствии с разработанной мной циклограмме в течение учебного года.

Инновационные технологии, которые я использовала в коррекционной работе:

арт - терапевтические технологии;

• современные технологии пальцевого массажа;

• современные технологии сенсорного воспитания;

телесноориентированные техники;

• информационные технологии.

Раскрою более подробно каждую технологию и перечислю виды, которые входят в нее.

Виды арт-терапии:

• музыкотерапия (вокалотерапия, игра на музыкальных инструментах);

• изо-терапия (нетрадиционные техники рисования);

кинезиотерапия (танцетерапия, телесно-ориетированная терапия, логоритмика, психогимнастика);

сказкотерапия;

куклотератия;

• мнемотехника;

• креативная игротерапия (песочная терапия).

«Арт-терапия» является средством свободного самовыражения.

В особой символической форме: через рисунок, игру, сказку, музыку - мы можем помочь человеку дать выход своим сильным эмоциям, переживаниям, получить новый опыт разрешения конфликтных ситуаций.

Основная задача арт-терапии состоит в развитии самовыражения и самопознания человека через творчество и в повышении его адаптационных способностей.

Цели арт-терапии в работе с детьми: способствовать формированию высокого жизненного тонуса и гармоничных отношений с окружающим миром, развития взаимопонимания между детьми, а также между ребенком и взрослыми. Научить ребенка самовыражению, умению управлять своими чувствами, переживаниями, эмоциями.

Музыкотерапия – метод психотерапии, основанный на эмоциональном восприятии музыки.

В зависимости от мелодии, её ритмической основы и исполнения музыка может оказывать самые разнообразные эффекты.

Коррекционные задачи музыкотерапии:

• нормализация нейродинамических процессов коры головного мозга, нормализация биоритма;

• стимуляция слухового восприятия (активизация правополушарных функций);

• улучшение общего состояния детей;

• улучшение исполнения качества движений (развиваются выразительность, ритмичность, плавность);

• коррекция и развитие ощущений, восприятий, представлений;

• стимуляции речевой функции, развития связной речи;

• нормализация просодической стороны речи (тембр, темп, ритм, выразительность интонации);

• формирование навыков словообразования;

• формирование слоговой структуры слова.

В своей работе, я использовала тонизирующие музыкальные произведения во время проведения динамических пауз, артикуляционной гимнастики, релаксации.

Техники изо-терапии, используемые мной для развития речи:

• техника «кляксография»;

• пальцевая живопись;

• рисование мягкой бумагой;

• рисование тычком жёсткой полусухой кистью;

ниткография;

• рисование на манке;

• техника рисования листьями, палочками, камушками и т. п.;

• техника отпечатывания ватой;

• техника «оттиск пробками»;

• рисование ладонями.

Детям моей группы очень нравились нетрадиционные виды рисования, т.к. в силу специфики развития мелкой моторики, они испытывали большие затруднения при использовании кисти и карандашей в процессе рисования. Данные техники позволяли детям раскрыть свои творческие способности, получать удовольствие от процесса рисования, а также развивать мелкую моторику (Приложение 2).

Телесноориентированные техники:

Весь детский опыт связан с развитием и совершенствованием произвольных движений (одеваться, есть, ходить, играть, и, конечно же, говорить).

Обращая внимание на развитие двигательной сферы ребёнка, мы опосредованно влияем на развитие психических свойств. Способность ребёнка контролировать свои телесные проявления влияет на развитие его характера, способностей и конечно же речи.

упражнения для релаксации – способствуют расслаблению, самонаблюдению, воспоминаниям событий и ощущений и являются единым процессом;

• дыхательные упражнения – улучшают ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность.

Кинезиологические упражнения – это комплекс движений, позволяющих активизировать межполушарное взаимодействие:

• развивают мозолистое тело,

• повышают стрессоустойчивость,

• улучшают мыслительную деятельность,

• способствуют улучшению памяти и внимания,

• облегчают процесс чтения и письма,

• улучшают как настроение, так и самочувствие выполняющего их человека.

Упражнения типа «Кулак – ребро – ладонь», «Зайчик – колечко – цепочка», «Дом – ёжик – замок», «Зайчик – коза – вилка» и др.

Пальцевый массаж

• массаж ладонных поверхностей каменными, металлическими или стеклянными разноцветными шариками;

• прищепочный массаж;

• массаж орехами, каштанами;

• массаж шестигранными карандашами;

• массаж чётками;

• массаж травяными мешочками;

• массаж камнями.

Используя в работе данные техники, дети стали более организованными, уравновешенными, стали быстрее включаться в работу в ходе НОД, также планомерно развивалась координация пальцев рук, мелкая моторика. Сопровождение массажа стихотворениями помогало развивать связную речь детей. (Приложение 3).

Сказкотерапия – метод, использующий сказочную форму для речевого развития личности, расширения сознания и совершенствования взаимодействия через речь с окружающим миром.

Основной принцип сказкотерапии – целостное развитие личности, забота о душе.

Коррекционные задачи сказкотерапии:

• создание коммуникативной направленности каждого слова и высказывания ребёнка;

• совершенствование лексико-грамматических средств языка;

• совершенствование звуковой стороны речи;

• развитие диалогической и монологической речи;

• эффективность игровой мотивации детской речи;

• взаимосвязь зрительного, слухового и моторного анализаторов;

Куклотерапия – это раздел арт-терапии, использующий в качестве основного приёма психокоррекционного воздействия куклу, как промежуточный объект взаимодействия ребенка и взрослого.

Цель куклотерапии – помочь сгладить переживания, укрепить психическое здоровье, улучшить социальную адаптацию, повысить самосознание, разрешить конфликтный ситуации в коллективной деятельности.

Данное направление работы больше всего понравилось детям мой группы, т.к. в ходе сказкотерапии удавалось наладить взаимодействие детей друг с другом, развивать связную речь (диалогическую и монологическую), воображение детей. Дети с большим удовольствием и энтузиазмом участвовали с придумывании сказок, проигрывании знакомых сюжетов.

Песочная терапия - метод терапии, способствующий более качественной коррекции речи и развитию эмоционально-волевой сферы.

Песочная терапия способствует:

• совершенствованию умений и навыков практического общения, используя вербальные и невербальные средства;

• обогащению словарного запаса;

• развитию связной речи;

• побуждению детей к активным действиям и концентрации внимания;

• развитию фантазии и образного мышления.

Выстраивая работу по данному направлению, я использовала различные игры с кинетическим песком, который так любят современные дети. К вышеперечисленному можно добавить, что такие игры способствуют развитию усидчивости, концентрации внимания, а также снимают мышечное напряжение и развивают мелкую моторику рук. (Приложение 4)

Информационная технология обучения – это педагогическая технология, использующая специальные способы, программные и технические средства (кино, аудио- и видеосредства, компьютеры, телекоммуникационные сети) для работы с информацией.

Возможности использования ИТ в коррекционной работе:

• повышение мотивации к непрерывной образовательной деятельности;

• организация объективного контроля развития и деятельности детей;

• визуализация акустических компонентов речи;

• расширение спектра невебральных заданий;

• обеспечивают незаметный для ребёнка переход от игровой деятельности к учебной;

• значительные возможности в развитии ВПФ: схематизация, символизация мышления; формирование планирующей функции мышления и речи;

• за счёт повышенного эмоционального тонуса осуществляется более быстрый перевод изучаемого материала в долговременную память.

Использование в работе интерактивной доски позволяло мне превращать образовательную деятельность в увлекательную игру, которую дети воспринимали как одно из любимых и понятных современному ребенку занятий – просмотр игровых мультфильмов, игру на компьютере. Неусидчивые дети могли более продолжительное время реагировать на визуальные задания, пассивные дети становились более активными. В играх интерактивного содержания дети развивали связную речь, сопровождая анимацию монологами и диалогами.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что использование данных технологий в работе с детьми с общим недоразвитием речи способствует повышению эффективности развития связной речи, памяти, мышления и мелкой моторики рук.

Чтобы заинтересовать детей, сделать обучение осознанным, нужны нестандартные подходы, индивидуальные программы развития, новые инновационные технологии.

Важно сохранить как традиционные подходы, так и развивать новые направления логопедической теории и практики, а также помнить, что любая инновация хороша не сама по себе («инновация ради инновации»), а как средство, метод, служащий определенной цели. В этом отношении очень важны этапы ее освоения и распространения, которые как раз и показывают необходимость и действенность новой технологии.

Инновационные методы воздействия в деятельности педагога становятся перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи. Эти методы принадлежат к числу эффективных средств коррекции и помогают достижению максимально возможных успехов в преодолении речевых трудностей у детей дошкольного возраста. На фоне комплексной логопедической помощи инновационные методы, не требуя особых усилий, оптимизируют процесс коррекции речи детей, развития связной речи и способствуют оздоровлению всего организма.

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×