Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 23.12
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название работы:

Одиночество в юношеском возрасте. Работа №353493. Номер работы: №353493

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Одиночество в подростковом возрасте: причины и последствия

 

Одиночество — это чувство, знакомое многим, особенно в подростковом возрасте. Юность представляет собой ключевой этап в жизни, когда человек активно ищет свое место в мире, формирует свою идентичность и взаимодействует с окружающими. Однако именно в этот период многие молодые люди испытывают одиночество, что может существенно сказаться на их эмоциональном и психическом состоянии.

Причины одиночества

1. Переходный период: Подростки сталкиваются с множеством изменений, включая физическое развитие, гормональные колебания и формирование самосознания. Эти процессы могут вызывать внутренние конфликты и чувство изоляции.

2. Социальные связи: В юности стремление к принятию и принадлежности к группе достигает своего максимума. Неудачи в налаживании дружеских отношений, конфликты с ровесниками или страх быть осмеянным могут привести к ощущению одиночества.

3. Технологические изменения: Современные технологии, хотя и упрощают общение, иногда создают иллюзию связи. Многие подростки предпочитают виртуальные отношения, что может приводить к нехватке настоящего общения и чувству изолированности.

4. Внутренние переживания: Различные психоэмоциональные состояния, такие как тревога, депрессия или низкая самооценка, могут усиливать ощущение одиночества. Невозможность открыто делиться своими переживаниями с окружающими также играет значительную роль.

Последствия одиночества

Одиночество может оказать значительное влияние как на психическое, так и на физическое здоровье подростков:

1. Эмоциональные расстройства: Постоянное ощущение одиночества может способствовать развитию депрессии, тревожных расстройств и других психических заболеваний.

2. Учебные достижения: Одиночество может негативно сказаться на учебном процессе. Эмоциональная нестабильность и низкая мотивация могут привести к ухудшению успеваемости.

3. Физическое здоровье: Долгосрочное одиночество связано с повышенным риском различных заболеваний, включая сердечно-сосудистые. Оно также может негативно влиять на иммунную систему.

4. Социальная изоляция: Чувство одиночества иногда затягивает подростков в социальную изоляцию, заставляя их отдаляться от общения и общественной жизни, что усугубляет проблему.

Как преодолеть одиночество

Важно осознавать, что одиночество — это состояние, с которым можно и нужно работать. Вот несколько способов, которые могут помочь справиться с этим чувством:

1. Общение: Найдите время для общения с друзьями, близкими или новыми знакомыми. Чем больше у вас взаимодействий, тем легче будет справиться с одиночеством.

2. Увлечения: Хобби и интересы могут не только отвлечь от негативных мыслей, но и помочь встретить людей с похожими увлечениями.

3. Психологическая поддержка: Обращение к психологу или консультанту может существенно помочь в понимании собственных чувств и преодолении одиночества.

4. Волонтерство: Участие в общественных проектах и волонтерских инициативах не только заполнит свободное время, но и позволит познакомиться с новыми людьми и почувствовать свою значимость.

Заключение 

Одиночество в подростковом возрасте является сложным и многогранным феноменом, который требует внимательного изучения. Осознание причин и последствий одиночества помогает молодежи более осознанно строить социальные связи и заботиться о своем эмоциональном благополучии. Необходимо помнить, что на этом этапе жизни многие испытывают схожие чувства, и открытость к общению, а также поддержка со стороны окружающих могут значительно облегчить преодоление одиночества.

 

 

 

 

Работа:

Министерство науки и высшего образования РФ

Федеральное государственное автономное

образовательное учреждение высшего образования

«СИБИРСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

 

Институт педагогики, психологии и социологии .

институт

 

Кафедра общей и социальной педагогики .

кафедра

 

 

 

 

 

ПРОЕКТ

 

Проектная деятельность .

наименование дисциплины

 

Одиночество в юношеском возрасте .

тема (вариант)

____________________________________________________________________

 

 

 

 

 

 

 

Студент ЗПП24-04БУ1 . ____________ К.В. Биканова .

номер группы, зачетной книжки подпись, дата ииициалы, фамилия

 

Студент ЗПП24-04БУ1 . ____________ Г.Е. Бурова .

номер группы, зачетной книжки подпись, дата ииициалы, фамилия

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Красноярск 2024

Оглавление:

Цель работы…………………………………………………………………………3
Задачи…………………………………………………………………………… .. 3
Гипотеза……………………………………………………………… ……….. 3
Введение………………………………………………………………… ………. Особенности одиночества………………………………………………… ……. 4
Причины одиночества………………………………………………… …………. 6
Опрос…………………………………………………………………………………8
Заключение…………………………………………………………………………. 8

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 



Цель исследования:

Исследовать проблему одиночества среди подростков и разработать способы её преодоления.

Задачи:

Провести анализ литературных источников и статей, касающихся темы одиночества;

Изучить особенности подросткового возраста;

Определить причины одиночества у подростков;

Собрать и проанализировать статистические данные о одиночестве в среде подростков

Гипотеза:

Большинство подростков в возрасте 15-18 лет испытывают сильное чувство одиночества.

Введение:

Проблема одиночества на протяжении всей истории человечества вызывала озабоченность и привлекала внимание ученых, писателей
и философов. В последние годы наблюдается увеличение числа исследований, посвященных этой теме, которые анализируют природу одиночества, его причины, характерные проявления и влияние на различные группы людей на разных этапах их жизни.

Многие подростки сталкиваются с ощущением одиночества, чувствуя свою изоляцию от окружающего мира, ненужность
и невозможность обрести счастье. Эти мысли часто сопровождаются грустью, обидой и страхами.

Одиночество это переживание, которое вызывает сложные или острые эмоции, отражающие определённую форму самосознания
и указывающее на разрушение основ реальных отношений и связей внутреннего мира личности. Ощущение одиночества имеет свои особенности в каждом возрасте, и эти различия порой настолько велики, что трудно поверить, что это одно и то же явление.

В жизни подростков чувство одиночества занимает значительное место: они начинают обособляться, стремятся к самостоятельности и ищут новые формы взаимодействия с окружающими.

В современном обществе наблюдается увеличение числа подростков, испытывающих чувство одиночества, что часто приводит к серьезным социальным последствиям, таким как депрессия, стеной, и его обволакивает непроницаемое облако. Он чувствует, что никто его не понимает алкоголизм, наркомания и попытки суицида. Практически каждый подросток проходит через периоды одиночества, неуверенности и уязвимости. Ситуацию усугубляет страх, что подросток ощущает себя изолированным не только в классе, но и в школе, а иногда и во всем мире. Ему кажется, что он окружен невидимой. Подросток завидует сверстникам, которые, на первый взгляд, никогда не сталкивались с подобными трудностями. Однако даже самые популярные подростки иногда испытывают сомнения в себе.

Характеристики одиночества:

Одиночество можно разделить по продолжительности на:

- Эпизодическое (краткосрочное, возникающее на короткий срок);

- Хроническое (долгосрочное изолирование; подросток испытывает страдания из-за своего одиночества).

По источнику возникновения:

Вынужденное

Добровольное

Одиночество может проявляться как в субъективной, так и в объективной форме. К примеру, человек может испытывать чувство одиночества, даже если внешние условия этого не подтверждают, и наоборот.

Субъективное восприятие одиночества у учащихся различается
в зависимости от их отношения к этому состоянию. Для тех, кто стремится избежать одиночества, оно вызывает значительно больше тревоги и страха, чем для тех, кто не испытывает такого желания. Очевидно, что первые испытывают негативные эмоции, связанные с неудовлетворенностью своим положением.
В то время как вторые чаще всего проявляют спокойствие, смирение
и безразличие. Они воспринимают одиночество положительно и рассматривают уединение как вполне приемлемую ситуацию. Такие люди обычно чувствуют себя расслабленными и спокойными, а иногда даже испытывают, прилив творческой энергии.

Иными словами, если человек хочет насладиться одиночеством, он будет ощущать спокойствие и умиротворение, так как сможет установить связь
с самим собой. Однако, если ему нужны близкие, а их нет, и он не может поделиться своими негативными переживаниями, одиночество становится источником страданий. Также важно учитывать возрастной аспект одиночества: известно, что в раннем юношеском возрасте (с 15 лет) стремление к общению является важным психическим новообразованием. Это означает, что удовлетворение потребности в дружбе и взаимопонимании помогает решить проблему непонимания и одиночества подростка.

Некоторые подростки испытывали чувство одиночества (субъективный фактор), несмотря на отсутствие объективных причин для этого. Другими словами, субъективные и объективные аспекты одиночества не совпадают. Существуют люди, которые считают себя одинокими, но не стремятся изменить это состояние. В то же время есть и те, кто хочет избавиться от одиночества.
В обоих случаях тревога и скука становятся главными спутниками этого чувства.

Субъективное восприятие одиночества зависит от значимости различных факторов для конкретного человека. Например, в ситуации, когда необходимо пересдать экзамен, общение со сверстниками может оказаться неуместным. Одиночество у подростков проявляется как ощущение ограниченности
и нехватки контактов с окружающими. Подросток может усугублять это состояние, подчеркивая свою уникальность (я – другой). Кроме того, на возникновение одиночества могут влиять внешние обстоятельства, такие как переход в новую школу. В любом случае, это состояние должно быть в центре внимания взрослых, которые иногда сами становятся причиной его возникновения.

Одиночество обладает множеством граней, включая низкий психологический статус, чувство отчуждения, неприкаянности и часто возникающую скуку. Эти аспекты проявляются в различных временных, содержательных и формальных контекстах, включая коммуникацию и духовные переживания. Для каждого подростка одиночество имеет свою уникальную значимость, а порой и ценность, позволяющую глубже осознать свой внутренний мир. В заключение, стоит отметить, что одиночество может быть, как вынужденным, так и добровольным. Оно также может восприниматься как субъективное или объективное состояние. Человек может чувствовать себя одиноким, даже если внешние обстоятельства этого не подтверждают,
и наоборот. Есть люди, которые ощущали одиночество, но не стремились избавиться от этого состояния. Тревога и скука часто сопровождают одиночество.

Причины одиночества у подростков

Подростковый возраст это один из самых сложных этапов
в психологическом развитии, когда ребенок становится взрослым. Этот период сопровождается значительными изменениями в жизни: подросток переживает физические трансформации, начинает испытывать новые эмоции
и переосмысляет свои увлечения, задумываясь о будущем. Одной из наиболее распространенных проблем, с которой сталкиваются родители в это время, является одиночество подростков.

Существует множество факторов, способствующих чувству одиночества
у подростков, но наиболее распространенными являются напряженные отношения в семье и трудности в общении с ровесниками.

Чувство одиночества у ребенка возникает из осознания своей уникальности и отделенности от других — это естественный процесс. Тем не менее, одиночество может привести к нехватке общения, любви и тепла, а также к отсутствию интересов и связей с окружающими. Подобные подростки могут ощущать, что в этом мире нет человека, которому они могли бы довериться, испытывают недостаток общения или недовольство взаимодействием со сверстниками. В результате они могут замыкаться в себе, испытывая потребность в общении, но при этом избегая его и не предпринимая активных шагов для поиска друзей с общими интересами.

Недостаток полноценного общения со сверстниками, непринятие
в социальные группы или сообщества по интересам, а также отсутствие людей, разделяющих увлечения и потребности ребенка, могут быть следствием недостаточных коммуникативных навыков, а также неспособности слушать
и сопереживать другим.

В подростковом возрасте может возникнуть кризис идентичности. Ребенку важно найти баланс между своей индивидуальностью ("Я") и идентификацией с окружающими и обществом. Если идентификация становится преобладающей, ребенок рискует потерять свое "Я" и начать чувствовать себя никчемным.
В то же время, если индивидуальность берет верх, это может затруднить или сделать невозможным установление отношений с другими людьми.

Кризис самооценки в подростковом возрасте. Подростки часто занимаются самоанализом и самооценкой, устанавливая для себя высокие стандарты. Они замечают множество своих недостатков и испытывают недовольство собой, считая, что окружающие также обращают на них внимание. Подростки очень чувствительно реагируют на критику и замечания, что может привести
к изоляции и нежеланию общаться.

Завышенные ожидания от окружающих, которые не соответствуют уровню взаимодействия с подростком, могут быть слишком высокими, неадекватными и ограниченными. Нереалистичные представления о дружбе, межличностных отношениях и любви также играют свою роль.

Социальные факторы внешней среды включают в себя такие изменения, как переезд, переход в новую школу, потеря друга и недостаток социальных контактов. Например, если ребенок не участвует в кружках и секциях и у него нет увлечений, это может негативно сказаться на его социализации.

Пример семейной ситуации. Если в семье у ребенка наблюдаются аномальные отношения, частые ссоры, физическое насилие и другие подобные проблемы, он может заранее сделать вывод, что общение не принесет ничего хорошего, и старается избегать его, особенно с представителями противоположного пола.

Отсутствие искренних и доверительных отношений с родителями, завышенные ожидания с их стороны, постоянная критика и непринятие ребенка как отдельной личности могут привести к формированию у него низкой самооценки. Ребенок начинает сомневаться в себе и в других, не веря в то, что кто-то способен его понять и полюбить.

Гиперопека. Воспитание ребенка как семейного кумира может вызвать схожие трудности в общении: завышенные ожидания от других, недостаточный контроль над собственным поведением, завышенная самооценка и нехватка самокритики.

Следует подчеркнуть, что влияние одиночества на подростка также зависит от того, как долго он испытывает эти чувства. Обычно выделяют три типа одиночества:

1. Временное одиночество это кратковременные моменты, когда человек ощущает изоляцию и недовольство в общении и межличностных отношениях.

2. Ситуативное одиночество возникает в результате стрессовых обстоятельств, таких как потеря близкого человека или разрыв отношений.

3. Хроническое одиночество характеризуется длительным отсутствием удовлетворительного общения, что приводит к страданиям от своей изоляции.

Опрос:

Мы провели исследование среди подростков в возрасте 15-18 лет и выяснила, что из 34 опрошенных 11 человек испытывают сильные переживания по поводу своего одиночества, 21 умеренные, а 2 очень интенсивные.

На вопрос «Почему подростки чувствуют одиночество?»
32% респондентов ответили, что это связано с комплексами,
29% с нехваткой поддержки, 18% с недостатком внимания,
14% с отсутствием друзей, и 7% также с отсутствием друзей (повторение).

На вопрос «Что нужно сделать, чтобы не чувствовать себя одиноким?» 41% указали, что необходимо «найти друзей», 21% «быть позитивным»,
21% «выговориться кому-то», 14% «отдохнуть», и 3% «завести отношения».

На вопрос «Как помочь одиноким подросткам?» 32% ответили, что нужно «начать с ними общение», 29% «поддержать их», 21% «поговорить с ними», 14% «они сами разберутся», и 4% «позвать погулять».

Заключение
Анализ результатов исследования показывает, что большинство подростков не испытывают одиночества в своей повседневной жизни, однако почти каждый из них хотя бы раз сталкивался с этим чувством. Таким образом, цели и задачи данной работы были достигнуты. Гипотеза о том, что многие подростки
в возрасте 15-18 лет остро ощущают одиночество, получила частичное подтверждение.

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×
УЗНАТЬ ПОДРОБНЕЕ
X