Цель для педагога: Создание благоприятных условий социальной адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада, повышение педагогической компетентности семей, обеспечение единого образовательного пространства для детей и родителей.
Цель для родителей: Создание условий дома для смягчения адаптационных процессов у детей раннего возраста.
Цель для детей: Адаптация к условиям ДОУ.
Поступление ребёнка в ДОУ вызывает, как правило, серьёзную тревогу у взрослых. Ребёнок в семье привыкает к определённому распорядку дня, к способу кормления, укладывания, у него формируются определённые взаимоотношения с родителями, привязанность к ним.
От того, как пройдёт привыкание ребёнка к новому режиму, к незнакомым взрослым и сверстникам, зависит дальнейшее развитие малыша и благополучное пребывание в детском саду и в семье. Адаптация – сложный процесс приспособления организма, протекающий на разных уровнях – физиологическом, социальном, психологическом.
Слайд 1
Добрый день, уважаемые коллеги, тема моего выступления
«Предметно-пространственная среда как фактор успешной адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ»
Слайд 2
Проблема адаптации детей к условиям дошкольного учреждения очень актуальна. От того, как пройдёт привыкание ребёнка к новому режиму, к незнакомым взрослым и сверстникам, зависит дальнейшее развитие малыша и благополучное пребывание в детском саду и в семье.
Одним из важных условий эффективной работы по развитию и совершенствованию предметной деятельности и адаптации детей к ДОУ является правильно организованная предметно-развивающая среда.
Слайд 3
Целью нашей работы было Создание благоприятных условий для социальной адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада, повышение педагогической компетентности семей, обеспечение единого образовательного пространства для детей и родителей.
Задачи, которые мы ставили перед собой, представлены на слайде.
Слайд 4
Для решения поставленных задач мы активно занимались самообразованием: знакомились с новыми методическими разработками по проблеме адаптации детей, принимали участие в методических мероприятиях, активно сотрудничали с психологом, педагогами, которые уже имеют опыт проведения адаптационной кампании в детском саду.
Чтобы процесс адаптации проходил успешно, работали по трём направлениям:
Создание условий в группе в соответствии с ФГОС
ДО
.
Взаимодействие с родителями.
Использование различных адаптационных методов и приемов.
Слайд 5
Чтобы процесс адаптации у малышей проходил безболезненно, мы постарались создать такие условия, чтобы все время малыша, проведенное в группе, было интересным и полезным.
Наряду с традиционными методами, которые применяются в адаптационный период, мы решили удивлять малышей, изменяя интерьер группы.
С этой целью мы использовали игры на освоение пространства:
Большими помощниками оказались Интерактивный плакат «Здравствуйте, я пришёл!», а так же Интерактивная игрушка «Привет, Солнышко!»
Приём «Горка хорошего настроения» помогал отвлечь ребенка при расставании с родителями.
А «Весёлая песочница» не давала скучать ребятам на прогулке.
Слайд 6
Во время адаптационного периода особое внимание уделяли созданию эмоционально благоприятной атмосферы:
«Традиции и ритуалы нашей группы»
с элементами
телес
ной терапии (обнять, погладить)
способствовали формированию
чувств
а уверенности у каждого ребенка;
«Игры-забавы»
создавали у дете
й хорошее настроение;
«Игры с песком и водой» снимали стресс
и напряжение;
Релак
сационные игры
способствовали расслаблению
. За основу упражнений по релаксации были взяты приемы по дыхательной гимнастике, мышечному и эмоц
иональному расслаблению;
«Музыкальная минутка» - с
лушание негромкой спокойной музыки восстанавливало
и успокаивало
ребя
т после плодотворной и активной деятельности
Слайд 7
Конечно, активными помощниками в нашей работе являлись родители.
Работа с родителями строилась в 2х направлениях:
взаимодействие в домашних условиях – это Чтение произведений, пальчиковая гимнастика в рамках проекта с городской библиотекой, фото-вернисажи, изготовление книжек-малышей и различных театров
Слайд 8
взаимодействие в условиях сада – это
круглые столы, участие в конкурсах разного уровня, мастер-классы как в онлайн, так и в офлайн формате
Слайд 9
Очень результативной оказалась проектная деятельность. В рамках тематических недель реализовывались одноименные проекты, в результате реализации которых с помощью наших родителей пополнилась предметно-развивающая среда группы
макетами:
«Ферма», «Плавает
-н
е плавает», «Времена года», «Зоопарк»,
«Автопарк», «
Спец.техника
»,
«Зимние виды с
порта», «Пожарная безопасность»,
«Русская народная изба» и другими.
Д/играми
и пособиями
:
«
Сортеры
»
, «Накорми Машу», «Игры с
фрутокрышками
», «Веселая гусеница», «Найди такой же предмет», «Кто спрятался», «Ладошка»
,
«Вкладыши», «Ориентировка в пространстве», «
Чистоговорки
со зрительной опорой», «Звукоподражание», «Сдуй предметы
»,
«Волшебный кубик»
и др.
Лэпбуками
«Русское народное творчество», «Наш детский сад», «Семья», «Русская матрешка»
;
Тематическими альбомами:
«Учим цвета», «Мамина колыбельная», «Звукоподражание»
,
«Ладошки моей семьи», «Наши семейные традиции»
и др.
Разными видами театров
,
так же
ш
ирма
ми
для настольного и теневого театров
;
атрибутами к теа
трализованным
,
СРИ
и музыкальным
играм
: автозаправка, микроволновая печь, постельные принадлежности
для кукол
и др.
Выносным оборудованием для прогулок:
«Сухой дождь из мячиков и ленточек»
, «Сказочный боулинг»
и физической активности ребят в группе;
Обновилась «Дорожка здоровья»
на прогулочном участке
Очередной раз мы убедились в том, что нужно как можно раньше привлекать родителей в образовательную деятельность, направленную на развитие детей.
Слайд 10
Наши результаты
Успешное прохождение детьми адаптационного периода с легкой и средней степенью адаптации
. Ценным являются рассказы
родителей
о том, что
ребенок с радостью бежит в группу, с удовольствием контактирует с воспитателями и сверстниками
, без слез
расстае
тся у
тром, а вечером встречае
т их с улыбкой.
Участие детей в конкурсах художественного слова на разном уровне
(в
видеоформате
)
Победа в межрегиональном конкурсе методических и дидактических разработок ЦРСО
Pro
sredu
«Есть система – есть результат»
Повышение компетентности родителей в вопросах воспитания и адаптации детей раннего возраста
Т.о. можно сделать вывод о том, что
Правильно организованная предметно-развивающая среда является значимым условием успешной адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ.