Сегодня можно констатировать значительное снижение роли семьи в воспитании детей, что объясняет трудности в их последующей социализации. Это в значительной степени обусловлено тем, что в большинстве семей ребенок является единственным, много неполных семей, где нарушены полоролевые связи. В то же время в обществе возрастают требования к адаптивным возможностям личности, вызванные социальными процессами. Поэтому на современном этапе развития российского общества вопрос полноценного воспитания подрастающего поколения не теряет своей актуальности, а напротив, стоит как никогда остро.
Особого внимания требуют дошкольники, так как именно в этом возрасте происходит первичная ориентация всей будущей жизни, закладываются духовно-нравственные основы личности, формируется первый неоценимый опыт взаимодействия с обществом. Именно этот возраст является сензитивным для формирования и развития большинства жизненно важных психических образований, которые приводят к успеху или неуспеху личности в дальнейшем. В дошкольном возрасте перестраивается вся мотивационно-потребностная сфера человека, именно в этот период качественно меняется и проявление потребности в признании. Нереализованность на данном этапе может повлиять на формирование неадекватной Я-концепции, как следствие – асоциальной поведенческой направленности. Ошибки и просчеты в воспитании, допущенные в этом возрасте, могут нанести непоправимый вред личности ребенка. В то же время правильное и всестороннее воспитание служит фундаментом успешной и насыщенной жизни в социуме, гарантирует социальную активность в будущем каждого ребенка, а значит, и развитие общества в целом.
Социальная адаптация ребенка дошкольного возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения
Сегодня можно констатировать значительное снижение роли семьи в воспитании детей, что объясняет трудности в их последующей социализации. Это в значительной степени обусловлено тем, что в большинстве семей ребенок является единственным, много неполных семей, где нарушены полоролевые связи. В то же время в обществе возрастают требования к адаптивным возможностям личности, вызванные социальными процессами. Поэтому на современном этапе развития российского общества вопрос полноценного воспитания подрастающего поколения не теряет своей актуальности, а напротив, стоит как никогда остро.
Особого внимания требуют дошкольники, так как именно в этом возрасте происходит первичная ориентация всей будущей жизни, закладываются духовно-нравственные основы личности, формируется первый неоценимый опыт взаимодействия с обществом. Именно этот возраст является сензитивным для формирования и развития большинства жизненно важных психических образований, которые приводят к успеху или неуспеху личности в дальнейшем. В дошкольном возрасте перестраивается вся мотивационно-потребностная сфера человека, именно в этот период качественно меняется и проявление потребности в признании. Нереализованность на данном этапе может повлиять на формирование неадекватной Я-концепции, как следствие – асоциальной поведенческой направленности. Ошибки и просчеты в воспитании, допущенные в этом возрасте, могут нанести непоправимый вред личности ребенка. В то же время правильное и всестороннее воспитание служит фундаментом успешной и насыщенной жизни в социуме, гарантирует социальную активность в будущем каждого ребенка, а значит, и развитие общества в целом.
Но так как семья в подавляющем большинстве случаев не в состоянии в полной мере обеспечить полноценное развитие личности ребенка, сложная задача формирования и развития адаптивных возможностей детей, подготовки их к дальнейшей социализации ложится на дошкольное учреждение. Для решения этой глобальной задачи необходимо оптимизировать воспитательный процесс, грамотно используя все имеющиеся возможности, традиционные и инновационные подходы в работе с детьми.
За последние годы возрос научный и практический интерес к развитию социальной адаптации в раннем детстве. Возникло много вопросов – каково нормальное течение периода адаптации, степень проявления трудностей этого периода, индивидуальные различия в реакциях детей и причины этого различия. Возникающие в периоде адаптации заболевания, нарушения поведения и снижение темпа развития у ряда детей определяли необходимость разработать практические мероприятия по предупреждению или быстрому преодолению таких нарушений в состоянии здоровья и развития детей.
Цель исследования: рассмотреть специфику социально-педагогической деятельности по адаптации ребенка к условиям дошкольного образовательного учреждения.
Объект исследования: процесс адаптации ребенка к условиям дошкольного образовательного учреждения.
Предмет исследования: социально-педагогическая деятельность в период адаптации ребенка к условиям дошкольного образовательного учреждения.
В соответствии с выдвинутой целью определены основные задачи исследования:
1. Раскрыть феномен адаптации с точки зрения социальной педагогики и психологии.
2. Рассмотреть историю развития проблемы социальной адаптации.
3. Рассмотреть современные социально-педагогические подходы к решению проблемы адаптации ребенка к условиям дошкольного учреждения.
4. Определить возрастные особенности дошкольников и систему трудностей для ребенка в адаптационный период.
5. Обобщить опыт работы педагогов по социальной адаптации ребенка к условиям дошкольного образовательного учреждения.
В современных условиях происходит все большее возрастание практического и теоретического значения проблемы социальной адаптации детей. Актуальность проблемы адаптации объясняется существующей еще высокой заболеваемостью детей, впервые поступающих в детские дошкольные учреждения и находящихся в периоде адаптации к новым условиям окружающей среды. Поэтому необходим системный анализ накопленного опыта самостоятельной организации общественного воспитания детей с целью разрешения наиболее актуальных вопросов и определения возможностей обеспечения оптимальных условий для развития, воспитания и здоровья подрастающего поколения.