В настоящее, быстроменяющееся время, процесс непростой и очень трудоемкий. Дошкольника в области его жизни охватывают все. Развитие общественной жизни повысило интерес к проблемам социального воспитания в дошкольных учреждениях. В этом возрасте закладываются основы личности, дошкольное детство — это уникальный период стремительного накопления жизненного опыта: социального, нравственного и духовного. Именно этот возраст нельзя пропустить для становления представлений о добре и зле, о нравственных эталонах и нравственных нормах поведения и взаимоотношений. Вице-президент Российской академии образования, академик РАО Д.И. Фельдштейн подчеркивает, что ребенок сегодня стал качественно другим.
Современный дошкольник - проблемы воспитания.
Воспитатель: Стручкова Светлана Александровна
МБДОУ ЦРР - Детский сад №89
Республика Саха (Якутия), г. Якутск
В настоящее, быстроменяющееся время, процесс непростой и очень трудоемкий. Дошкольника в области его жизни охватывают все. Развитие общественной жизни повысило интерес к проблемам социального воспитания в дошкольных учреждениях. В этом возрасте закладываются основы личности, дошкольное детство — это уникальный период стремительного накопления жизненного опыта: социального, нравственного и духовного. Именно этот возраст нельзя пропустить для становления представлений о добре и зле, о нравственных эталонах и нравственных нормах поведения и взаимоотношений. Вице-президент Российской академии образования, академик РАО Д.И. Фельдштейн подчеркивает, что ребенок сегодня стал качественно другим.
Сегодня, в связи с использованием телевидения, интернета, и других информационных и мультимедийных средств, у ребёнка-дошкольника складывается виртуальное восприятие мира, что отражается на его психическом развитии: нарушаются основы развития детского мировосприятия, психики, детской культуры. Из наблюдений за взаимоотношениями между старшими дошкольниками можно сделать вывод - более одной четвёртой детей 5–6 лет демонстрируют агрессивное поведение, их неспособности решать простейшие конфликтные ситуации. Воспитатели испытывают трудности в реализации направлений социально-коммуникативного развития детей, не успевают адаптироваться к одним образовательным требованиям, как на смену им приходят другие. Социальное воспитание детей — процесс комплексный, сложны, включающий как воспитание сенсорное, интеллекта, так и нравственное, эстетическое воспитание. В современных программах дошкольного воспитания ещё недостаточно точно определены задачи социализации. В своё время новые образовательные стандарты были нацелены на обучающие программы с использованием игровых действий, в которых ведущим типом детской деятельности дошкольника была игра. Но постепенно произошла подмена игрового типа деятельности на обучающую, что, в итоге, не могло не сказаться на возрастном психологическом развитии ребёнка. Отсюда и недостаточная способность к произвольным действиям, трудности во взаимоотношениях со сверстниками.
В воспитательном процессе сегодня преобладает гуманистической подход, создающий образ человека успешного, полагающегося на свои силы, стремящегося к собственного достижению комфортного существования. Государственные документы последних лет требуют переосмысления задач воспитания как первостепенного приоритета в образовании, в них всё чаще подчёркивается огромное значение духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения. Традиционная отечественная образовательная система своей целью всегда видела воспитание, в первую очередь, как нравственное и духовное развитие маленького человека на приоритете духовного- материальным, без которого все накопленные знания могут оказаться бесполезными. Таким образом, проблема воспитания дошкольников в России может быть решена только путём возвращения России к своим традиционным ценностным установкам, к историческим корням.
Одним из важнейших факторов социальных проблем воспитания является деятельность семьи, где формируется особая атмосфера, в которой усваивает ребёнок правила поведения, нормы и культурные ценности. Своим поведением, отношением они показывают пример ребенку. В результате безнравственных отношений родителей (физическое насилие, пьянство и т. д.) могут возникать нетипичные условия социализации дошкольника, что оказывает негативное влияние на его развитие. Наблюдая за современными родителями, можно отметить, что они теряют уважения, свою меру ответственности, а главное любви к своим детям. Связано, прежде всего, с их низким уровнем образования и социальной напряжённостью. Родители зарабатывают деньги, а времени и знаний на воспитание детей как всегда не хватает. Родители ждут от сада социальной адаптации своего ребёнка, воспитания коммуникативных качеств, приспособленности к требованиям современного общества. Но сегодня общество предъявляет одни требования, а завтра — другие. Поэтому так важно педагогам дошкольных учреждений найти те методы, формы работы с родителями, которые бы в решении проблем социальной адаптации детей помогли.
Зависимости от направления нравственного воспитания: гражданско-правового, от формирования коммуникационных навыков, основ социально-трудового, духовно-эстетического воспитания.
Следует учитывать влияние и решающую роль окружающей среды на воспитание дошкольника, отсутствие в нравственном воспитании принципа взаимозаменяемости и необходимость использования гибкой системы педагогического влияния на личность ребенка.
Роль в развитии детей дошкольного возраста имеет психологическая безопасность и образовательная среда. От того, каким образом они будут организованы, зависит, ли у ребёнка появится ощущение успешности, либо напротив, произойдет нарушение физического здоровья и психического. Педагоги и родители в воспитании дошкольника должны стремиться создать такие благоприятные условия, которые будут способствовать благополучной социализации маленького человечка в этом огромном мире. Современные условия жизни, как взрослых, так и детей можно считать стрессогенными, поскольку они очень часто приводят к росту психологических, психических и физических нарушений у детей. Одним из возможных психотравмирующих факторов является быстрота трансформации социальной ситуации (особенно это касается изменения социального статуса и благосостояния людей). Негативно влияют на здоровье ребенка и громадные нагрузки как следствие очень популярного в наше время раннего обучения дошкольников. Один еще фактор — разнообразный информационный поток в котором находятся дети. У современных детей изменились внешние формы активности, такие, как сюжетно-ролевая игра (она заметно потускнела, распались многие социокультурные механизмы, задававшие специфику детства (многопоколенная и многодетная семья, разновозрастное сообщество ребят во дворе дома). Чаще наблюдаем у ребёнка с внешними признаками взрослости (излишний рационализм, интеллектуализм) при внутренней социальной незрелости и инфантилизме. Одной из важнейших задач дошкольного периода была и остаётся социализация ребёнка, которая при отсутствии его психологического здоровья невозможна. В этой связи, в целях сохранения психологического здоровья, в современных условиях возникла острая необходимость организации психологического сопровождения всего педагогического процесса в детском саду. Процесс сохранения психологического здоровья как единство диагностики, профилактики и коррекции в определенных психолого-педагогических условиях можно представить следующими этапами: диагностику, определение детей группы риска, групповую психопрофилактическую и индивидуальную коррекционную работу, заключительную диагностику с целью оценки эффективности психолого-педагогических воздействий, а также консультирование педагогов и родителей. При этом положительный результат возможен только в том случае, если созданы условия для психологической безопасности.
Психологическая безопасность образовательного процесса — это состояние психологической защищенности ребенка от угроз его достоинству, позитивному мировосприятию, душевному благополучию и отношению к самому себе. Отсюда можно выделить важные условия, обеспечивающие психологическую безопасность:
– доброжелательные взаимоотношения (внимание, доверие друг к другу, уважение, психологическую поддержку, заботу о безопасности каждого члена коллектива);
– гуманистическое отношение к детской личности;
– устойчивая позиция педагога.
Создавать образовательную среду, ощущение успешности, результативности действий, на которых формируются позитивные представления о себе и благоприятные социальные переживания, что, в свою очередь расширяет границы личности и стимулирует активность ребёнка.
В современном детском коллективе одной из серьезных проблем является агрессивное поведение, разнообразные проявления которого в той или иной мере характерны для многих дошкольников. Усвоение правил поведения, норм и в процессе воспитания способствует тому, что непосредственные проявления агрессивности сменяются просоциальными формами поведения. У некоторых детей агрессивное поведение сохраняется и трансформируется в устойчивое качество личности. В результате этого возникают проблемы в общении с взрослыми и сверстниками, деформируется личностное развитие, отношение к себе и другим характеризуется преобладанием негативизма, что, в свою очередь, приводит к социальной дезадаптации. Первую группу агрессивных детей характеризует то, что они воспитываются в духе ослабленного внимания к ним родителей, между членами семей часто существует конфликтные напряжённые отношение, в которые вовлекаются и сами дети, ребёнок подвергается строгим наказаниям. На фоне агрессии у ребёнка возникает соответствующее отношение к родителям, чаще всего оно характеризуется неприятием, а также тревожностью. Агрессивные дети второй группы характеризуются не только тем, что растут в благополучных социальных условиях, но и отличаются определёнными личностным особенностями. Дети не испытывают недостатка в признании со стороны родителей, характерной особенностью семьи является то, что в семьях преобладает взаимная поддержка, взаимопонимание, но родители сами могут проявлять враждебность, агрессивность отношению к окружающему миру, и у детей также формируется агрессия как механизм адаптации к окружающему миру. У детей агрессивности этих двух групп различна: у детей первой группы агрессивность носит защитный характер и связана с неудовлетворением базовых потребностей в любви и принятии, во втором случае - агрессия является следствием усвоения неправильных ценностных установок и агрессивных форм поведения.
Подобранный стиль взаимодействия с ребенком является - условий профилактики агрессивного поведения детей дошкольного возраста. Если он носит характер авторитарный, то это будет способствовать провоцированию в ребёнке агрессивных проявлений как защитных реакций.
По определению Всемирной Организации Здравоохранения, душевное благополучие является одной из главных составляющих здоровья человека. Поэтому так важно с ранних лет беречь психологическое здоровье дошкольников. Детей в дошкольном образовательном учреждении обеспечение психологического комфорта — одна из важнейших задач педагогического коллектива. Воспитатель сам должен быть спокоен и доброжелателен. Необходима ровная манера поведения с детьми. Педагогу необходимо отслеживать свое психологическое состояние, для предотвращения агрессивных вспышек и апатичной усталости. Недопустимо психологическое давление на детей и грубость с ними. Психологическое здоровье дошкольников — это забота каждого взрослого, находящегося рядом с ребенком. Современные дети отличаются от предыдущих поколений больше, чем когда-либо, на них не действует тактика внушения чувства вины, к которой обычно прибегают на ранних этапах в семье и общественных учреждениях. Они слабо реагируют на принуждения, и другие общепринятые методы воспитания, нотации, запреты и дисциплины, наказания. Современные дети откликаются на уважение, на уважение к ним как к разумным личностям, уважение к их проблемам, которые для них не менее сложны, чем взрослые трудности для их родителей. Они не всегда ведут себя правильно. Среди них всегда есть трудные дети. Но маленькому человеку нужно предоставить шанс и получить от взрослых те советы, которые будут поощрять, что в нем есть. Он нуждаются в том, чтобы его поняли.
Целесообразно учитывать основные принципы воспитания современных детей:
- Никогда не унижайте их;
- Помогайте принимать самостоятельные решения детям в том, что касается дисциплины;
- Обращайтесь уважительно;
- Всегда предоставляйте детям свободу выбора, чего бы это не касалось;
- Всегда объясняйте детям, почему вы даете им какие-то инструкции.
Каждый ребенок имеет право быть таким, какой он есть, и у каждого ребенка есть ресурс потенциальных сил для того, чтобы развиваться и быть успешным. Очень важно, с каким настроением ребёнок переступит порог детского сада. Хочется видеть дошкольника, идущего в детский сад, счастливым и не обременённым непосильными для его возраста заботами. Именно тот взрослый, который не растворился в чувстве собственной важности, может помочь в социализации ребёнка.