Хоровое пение - это основа музыкальной культуры народа. Хоровое пение по своей природе отличается естественностью формы проявления коллективного творчества масс, оно наиболее доступно им.
В современной школе ощущается серьезная необходимость в нравственном и эстетическом воспитании подрастающего поколения. Задачей школы стало привлечение детей к дополнительным занятиям. В общеобразовательных школах во внеучебное время организуются кружки и секции, где могли бы бесплатно заниматься все желающие дети. Новые образовательные стандарты уделяют серьезное внимание внеурочной деятельности детей в общеобразовательной школе.
Хоровое пение является прекрасной формой развития детей, как нравственно, так и эстетически, оно помогает раскрыть и развить способности ребенка, обогатить его внутренний мир и повысить вокально- хоровую культуру.
Актуальность хорового пения как эффективного средства воспитания в системе современного образования.
Хоровое пение - это основа музыкальной культуры народа. Хоровое пение по своей природе отличается естественностью формы проявления коллективного творчества масс, оно наиболее доступно им.
В современной школе ощущается серьезная необходимость в нравственном и эстетическом воспитании подрастающего поколения. Задачей школы стало привлечение детей к дополнительным занятиям. В общеобразовательных школах во внеучебное время организуются кружки и секции, где могли бы бесплатно заниматься все желающие дети. Новые образовательные стандарты уделяют серьезное внимание внеурочной деятельности детей в общеобразовательной школе.
Хоровое пение является прекрасной формой развития детей, как нравственно, так и эстетически, оно помогает раскрыть и развить способности ребенка, обогатить его внутренний мир и повысить вокально- хоровую культуру. Проблемами организации и становления самодеятельного детского хора занимались такие известные педагоги-хормейстеры, как В.Г.Соколов, В.Попов, Г.Струве, В.Понамарев, Г.П.Стулова. Вопросами музыкального, в том числе и хорового развития детей в школе, занимались выдающиеся педагоги: Д.Б. Кабалевский, Э.Б.Абдуллин, Б.Асафьев, О.А.Апраксина, Л.В.Школяр.
Создать хор в школе и сделать работу хора общественным явлением в школе - дело нелегкое, и для решения подобной задачи нужны объединенные усилия руководителя коллектива, участников хора, администрации школы, родителей. Хор – это сложный организм, создание которого, а главное удержание, становление, развитие требует колоссальной энергии, знаний, умений всех заинтересованных лиц.
Сегодня, когда общество придает наибольшее значение передачам увеселительной формы, когда наши дети по теле- и радиопередачам слышат лишь эстрадную, часто упрощенную музыку, всестороннее музыкальное воспитание на примерах классической музыки приобретает все большую значимость. Потребность в гармонически развитой личности, в современном обществе усиливается. Именно учитель может пробудить у школьников постоянную потребность в общении с высокохудожественной музыкой. Развитию интереса к хоровому пению у детей - как многовековой традиции русского народа, будут способствовать хоровой репертуар и различные творческие ситуации на хоровых занятиях. Они помогут вывести детское мышление на уровень рассмотрения любого, даже самого малого и незначительного музыкально-художественного явления с позиции, которое мы называем общечеловеческими ценностями.
Известно, что в целом ряде общеобразовательных школ Российской Федерации хоровых коллективов нет. Однако, без хоров сегодня школе не обойтись — так, во всяком случае, утверждает подавляющее большинство школьной администрации, руководители Главного управления дополнительного образования и воспитания Министерства образования Российской Федерации, где активно разрабатываются вопросы активизации хоровой культуры в наших школах.
Как коллективная форма музыкального исполнительства, хоровое пение имеет перед сольным несколько важных преимуществ музыкально-эстетического и воспитательного порядка. В исследовании методиста С.Д. Кулиева особо подчеркивается активизирующая роль коллективного музицирования в становлении индивидуального художественного вкуса, музыкальных способностей, личностных качеств. «Совместные занятия учащихся с разным уровнем способностей в одном музыкальном коллективе играют большую роль как в воспитательной работе вообще, так и в музыкальном, эстетическом развитии школьников».
Процесс хорового пения создает хорошую возможность наблюдать индивидуальные проявления характера каждого ученика. Из практики известно, что индивидуальное обучение музыке, когда преподаватель занимается с учеником «один на один», в какой-то мере сковывает учащегося, который отлично понимает, что все его музыкальные и человеческие проявления являются предметом наблюдения педагога в каждую минуту выполнения музыкального задания. Это осознание подчас весьма отрицательно сказывается на внешних проявлениях музыкального чувства ученика, которое ему как бы «неудобно» проявлять в присутствии взрослого человека — учителя. А в хоровом коллективе ребенок, подросток, юноша чаще всего не замечают момента, когда именно они являются объектом педагогического внимания. Ученик окружен сверстниками, вместе с ними занят общим делом и не чувствует по отношению к себе какой-либо особой учительской заинтересованности. Такое комфортное в психологическом отношении состояние способствует активизации внешних проявлений музыкального переживания.
Таким образом, хоровому пению как коллективной музыкальной деятельности, активно влияющей на развитие музыкальной и общей культуры учащихся, свойственны следующие положительные особенности:
в
коллективной хоровой деятельности, когда учащийся на виду у всех, он раскрывается перед руководителем и сверстниками, его легче изучить, обучить и направить;
участие
в общем деле формирует у школьника умение общаться, объективно оценивать свои действия, помогает осознать имеющиеся недостатки, как музыкальные (качество слуха и голоса, певческие умения и навыки), так и поведенческие;
работая
в хоре, ученик формирует положительные личностные качества, необходимые для работы в коллективе, учится применять свои силы, музыкальные способности и умения с пользой для себя и для хора;
хоровая
деятельность, активная и социально-ценная, представляет существенный фактор, обеспечивающий становление в сознании
ученика необходимости единства слова и дела, полезного намерения и личностных средств его осуществления;
в
процессе коллективного хорового творчества развиваются самостоятельность и чувство локтя, инициатива и другие волевые качества, так необходимые ученику; музыкальная деятельность переключает его внимание на полезное дело, значимое и для него и для остальных участников коллектива; в хоровом пении согласуются и объединяются разнообразные музыкально-воспитательные средства, положительно воздействующие на ученика, что усиливает позитивные влияния и нейтрализует отрицательные;
в
хоровом, коллективном пении можно с большой степенью достоверности выявить подлинную структуру межличностных отношений учащихся, социальный статус основной массы членов малых групп в хоре, их отношений с «верхушкой» группы, с ее лидером, определить, кто из ее членов авторитетен, а кто предпочитает подчиняться, какие мотивы определяют поведение «верховодов» и тех, кто участвует в жизни группы на другом статусном уровне;
в
хоровом пении, наконец, успехи и недостатки явственно могут быть прослежены и соответствующим образом отмечены поощрением или замечанием; заметим, кстати, что участники хора самым положительным образом оценивают успех сверстника, если он был, достигнут упорным трудом и волей; значительно меньшим энтузиазмом хористы встречают поощрения и награды, полученные лишь благодаря природным данным.
Итак, хоровое пение детей — одно из главных средств школьного музыкального воспитания. Занятия в хоровых коллективах способствуют гармоничному развитию личности школьника.
Хоровое пение в школе – это вид досуговой деятельности ребенка. Он участвует в ней по собственной воле, в свое свободное время. Этот принцип предъявляет к певцам школьного самодеятельного хора иные требования и отражает специфику работы. Если в музыкальной школе или студии принцип обязательного посещения, т.к. это музыкальная школа и главная задача - обучение. То во внеурочной деятельности общеобразовательной школы главное не обучение детей хоровому искусству, а воспитание интереса к хоровому искусству. Определяя музыкальное образование в школе как «воспитание, осуществляемое средствами музыки», О.А.Апраксина опиралась на общепедагогическую трактовку термина «воспитание» - развитие духовных и физических сил детей, подростков и юношества, формирование их мировоззрения и приобретение ими знаний, умений и навыков. О.А.Апраксина считала, что «результат работы учителя – музыканта зависит от того, насколько он понимает сущность музыкального искусства, его специфику, его идеологические функции, познавательные и воспитательные возможности, характер влияния на мысли и чувства учащихся разного возраста». Современная музыкальная педагогика опирается на концепцию музыкального образования Д. Кабалевского, который делает акцент на том, что «музыкальное воспитание – это не воспитание музыканта, а, прежде всего, воспитание человека. Главной задачей массового музыкального воспитания является не столько обучение музыке само по себе, сколько воздействие через музыку на весь духовный мир учащихся, и, прежде всего, на их нравственность».
Хоровая деятельность в общеобразовательной школе является специфической формой музыкального воспитания, в основе которой стоят не обучающие, а воспитательные задачи, касающиеся формирования эстетического вкуса детей, приобщения к музыкальной культуре, целью которого является передача опыта музыкальной деятельности (создания, исполнения, восприятия, анализа музыкального произведения) учащимся- певцам. Хоровая деятельность является добровольной формой деятельности ребенка, «ключом» к познанию и пониманию музыки. Специфическими являются форма и средства воспитания в такого рода хоровом коллективе.
К.Д.Ушинский писал: «В песне, а особенно хоровой, есть вообще не только нечто оживляющее и освежающее человека, но что-то организовывающее труд, располагающее дружных певцов к дружному делу. Хоровое пение – сливает несколько отдельных чувств в одно сильное чувство и несколько сердец в одно сильно чувствующее сердце».
Итак, хоровые кружки являются могучим фактором в общей системе музыкально – художественного воспитания школьников. Рассматривая хоровой кружок как важнейшую область внеклассной работы, учитель музыки должен поставить специальной задачей привитие учащимся правильных певческих навыков, воспитание и охрану детского голоса, воспитание хоровых навыков, умело сочетая эти специальные задачи с воспитанием музыкального слуха и вкуса детей и поднятием их общей музыкальной культуры.
Литература:
1.Алиев Ю.Б., Безбородова Л.А. Методика преподавания музыки и хор. класса в общеобразовательных учреждениях / Учебное пособие для студ. муз. фак. пед. вузов -М.: Изд. центр «Академия», 2002, 416с.
2.Бочкарев Л.Л. Психология музыкальной деятельности - М.: Психология, 2007, -112с.
3.Вендрова Т. Раскрывать музыку как саму жизнь! // Музыка в школе, № 3, 1988, с.22-28.
4.Пономарьков И.П. Хоровое пение в школе / Хрестоматия по методике музыкального воспитания в школе. – М.: Просвещение, 1987, 270с.
5.Струве Г.А. Школьный хор - М.: Просвещение, 1981, -231с.
6.Талызина Н.Ф. Педагогическая психология учебное пособие - М.: Академия, 1998, 288с.
7.Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания. М.: Педагогика, 1990.
8. Шуман Р. Жизненные правила музыканта – Л.: Музыка, 1956.