Многие учителя иностранных языков с опаской ждут перехода на новый Федеральный государственный образовательный стандарт, который постепенно внедряется. Новое поколение ФГОС начнет действовать с 1 сентября 2022 года. Второй иностранный язык можно не учить, а от патриотического воспитания не убежать.
Так ли он «страшен» на самом деле и как теперь учить школьников английскому языку? Разберемся, чего ждать школам, ученикам и их родителям.
Данная статья позволяет ответить на этот вопрос и поможет коллегам разобраться в данной теме.
«Изменения по английскому языку в связи с введением ФГОС-2021».
Многие учителя иностранных языков с опаской ждут перехода на новый Федеральный государственный образовательный стандарт, который будет постепенно внедряться с сентября. Так ли он «страшен» на самом деле и как теперь учить школьников английскому языку?
Ошибки прошлого ФГОСа
В рамках ФГОС, разработанных в 2010-х, каждый учитель постоянно сталкивался с ситуацией, когда он и «швец, и жнец, и на дуде игрец». Происходило это потому, что этот документ оказался чисто декларативным и не мог использоваться как реальный инструмент — ни педагогами, ни администраторами, ни экспертами по контролю за реализацией программ.
Вот четыре ключевых компонента ФГОС, на которых должен строиться учебный процесс:
примерные образовательные программы;
основные образовательные программы;
учебная и учебно-методическая литература;
КИМы
и задания национальных исследований в области качества.
Оказалось, что эти компоненты живут отдельной жизнью, часто не только не совпадая, но и вступая друг с другом в конфликт.
В итоге ФГОС для многих преподавателей стали своего рода профессиональным вызовом, возложив на них множество функций:
учитель — автор и исполнитель образовательной программы;
учитель — проектировщик учебного процесса и методист;
учитель — специалист по
межпредметным
связям и
метапредметным
компетенциям;
учитель — эксперт по личностному развитию.
Однако далеко не у всех педагогов достаточно сил, времени и компетенций, чтобы воплощать все задачи одновременно.
Что изменится
Разработчики новых федеральных стандартов, которые должны окончательно вступить в силу осенью, постарались исправить недочеты, которые были в прежнем документе, и синхронизировать работу главных звеньев образовательного процесса.
Обновленные ФГОСы:
соответствуют положениям закона «Об образовании в Российской Федерации»;
устанавливают вариативность сроков программ;
детально описывают условия их реализации;
систематизируют и уточняют требования к результатам;
оптимизируют требования к основной образовательной и рабочей программам.
ФГОС по иностранным языкам стал более конкретным и подробным. Теперь в нем определили разные требования к обучению первому и второму иностранным языкам, а также описали условия, при которых стоит вводить второй иностранный в расписание. Главное, что теперь изучать второй иностранный язык можно по заявлению учеников или их родителей при наличии в школе необходимых условий.
Во ФГОСе требования к результатам, которые должны показать школьники по первому иностранному языку, таковы:
развитые навыки во всех видах речевой деятельности: говорении,
аудировании
, смысловом чтении, письменной речи, фонетике, орфографии и пунктуации (всего 12 требований);
количественные нормативы: употребление в устной и письменной речи не менее 1350 изученных лексических единиц (слов, словосочетаний, речевых клише);
взаимосвязанность
предметных
с
метапредметными
и личностными результатами (опыт практической деятельности в повседневной жизни, умение участвовать в научно-исследовательской и проектной деятельности и далее по списку).
Новые стандарты ФГОС для школ. Третье поколение в 2022 году
Новое поколение ФГОС начнет действовать с 1 сентября 2022 года. Второй иностранный язык можно не учить, а от патриотического воспитания не убежать. Разберемся, чего ждать школам, ученикам и их родителям.
Что такое ФГОС и почему о них говорим?
Министерство просвещения Российской Федерации утвердило новые федеральные государственные образовательные стандарты (далее — ФГОС). Это свод правил для всех образовательных учреждений по всей России: от сельской школы до МГУ. На основе стандартов создаются методические пособия, учебные материалы и другая профильная литература.
Без ФГОС система образования была бы хаотичной, ведь стандарты пришлось бы закреплять в разных законодательных актах, иногда в каждом регионе в отдельности.
Обновленные требования ФГОС для школы вступят в силу с 1 сентября 2022 года и коснутся начального общего и основного общего образования (далее — НОО и ООО соответственно). Дети, принятые в первые и пятые классы в 2022 году, будут учиться по новым стандартам.
Мы изучили новые стандарты ФГОС, сравнили их со старыми и делимся основными вещами, которые стоит знать.
Какие бывают ФГОС общего образования
Для российских школ актуальны следующие документы:
ФГОС начального общего образования (1–4-й классы);
ФГОС основного общего образования (5–9-й классы);
ФГОС среднего общего образования (10–11-й классы);
Стандарт начального общего образования
обучающихся
с ограниченными возможностями здоровья.
В новой редакции изменения коснулись только первых двух. О них и поговорим подробнее.
Три поколения ФГОС для школ
Кратко разберемся, как эволюционировали стандарты современного российского образования.
Первое поколение ФГОС
Введены в 2004 году. Документ назывался «Государственные образовательные стандарты». Первую редакцию критиковали за концентрацию на знаниях, а не на умении применять их тем или иным способом. Хорошим результатом считалось, когда «усвоены знания».
Нормы касались обязательного минимума программ общего образования и основных требований к обеспечению образовательного процесса. Это был важный документ, которому не хватало детализированности, поэтому вскоре его обновили.
Второе поколение ФГОС
ФГОС второго поколения вводили постепенно. Для НОО — в 2009 году, для ООО — в 2010 году, а для СОО — в 2012 году. Стандарты ориентированы на результат и развитие универсальных учебных действия (умений).
Старый стандарт отвечал на вопрос «Чему учить?», новый добавил ответы на вопросы «Для чего учить?» и «Как это поможет в жизни?». Для наглядности сравним основные отличия первого и второго стандартов ФГОС.
Позиция сравнения
Первое поколение ФГОС
Второе поколение ФГОС
Знание
Передается в готовом виде: преподаватель говорит, ученики записывают
Ученик активно участвует в процессе получения знаний
Обучение
Система знаний как бы существует в вакууме
Работа учащихся над заданиями, непосредственно связанными с проблемами реальной жизни
Учение
Односторонняя комуникация учитель → ученик
Чтобы овладеть знаниями, учитель и ученики выстраивают совместную работу
Сотрудничество
Единоличное руководство учителя
Ученики участвуют в выборе содержания и методов обучения
Третье поколение ФГОС
Если кратко, новые ФГОС 2021, скорее, обновляют старые стандарты. Некоторые вещи делаются необязательными, а другие конкретизируются. Более того, многие вещи в том или ином виде тестировались в некоторых школах, а до этого обсуждались с профессиональным и родительским сообществом. Поэтому больших сюрпризов ФГОС третьего поколения не принесли. Рассмотрим изменения подробнее.
Новые ФГОС общего образования 2021 года: основные изменения
Ключевое отличие новой редакции ФГОС — конкретизация. Каждое требование раскрыто и четко сформулировано.
Вариативность. Выражается в следующем: школам дана возможность разрабатывать и реализовывать индивидуальные учебные планы и программы, предусматривающие углубленное изучение отдельных учебных предметов.
Патриотическое воспитание: раньше прописывалось, что оно должно быть, а сейчас у него появились конкретные черты.
Появление нового понятия «функциональная грамотность»
Функциональная грамотность вошла в состав государственных гарантий качества основного общего образования.
ФГОС третьего поколения определяет функциональную грамотность как способность решать учебные задачи и жизненные ситуации на основе сформированных предметных, метапредметных и универсальных способов деятельности. Иными словами, ученики должны понимать, как изучаемые предметы помогают найти профессию и место в жизни. В идеале школьники перестанут постоянно спрашивать: «А зачем мне учить ваши синусы и косинусы?»
К этому изменению готовились давно. При этом не идет речи об обязательном введении отдельных уроков. Предполагается, что в образовательный процесс будут органично встраиваться формирование и оценка различных видов функциональной грамотности.
Чтобы функциональная грамотность оперативно вошла в школьную программу, выпустили специальную методичку. Подход коснется всех уровней школы.
Единство обучения и воспитания
Новый ФГОС делает акцент на тесном взаимодействии и единстве учебной и воспитательной деятельности в русле достижения личностных результатов освоения программы.
Уточнены направления воспитания: гражданско-патриотическое, духовно-нравственное, эстетическое, физическое, экологическое воспитание и ценности научного познания. При этом каждый пункт конкретизирован, и становится понятно, что в него входит.
Например, патриотическое воспитание
«Гражданский» блок должен привить неприятие любых форм экстремизма, дискриминации, готовность к участию в гуманитарной деятельности и понимание роли различных социальных институтов в жизни человека.
Летом 2021 года СМИ активно освещали включение воспитания патриотизма во ФГОС третьего поколения. Тогда у инициативы были только общие контуры, и родители не знали что ждать. Сейчас понятно, что патриотизм понимается как:
интерес к изучению родного языка, понимание российской гражданской идентичности в поликультурном и
многоконфессиональном
обществе, истории и культуры;
ценностное отношение к достижениям России в науке, искусстве, спорте, технологиях, к боевым подвигам и трудовым достижениям россиян;
уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в стране.
Исключение второго иностранного языка из обязательных предметов
Теперь второй иностранный язык перестал быть обязательным. Его судьба решается с учетом мнения родителей и возможности школы.
Старые установки вынуждали преподавать второй иностранный язык по остаточному принципу, часто это было два урока в неделю. Это касалось учреждений, у которых не было возможности обеспечить большее количество уроков.
Согласно новым ФГОС 2021 школам разрешено не включать второй язык в программы, если для этого отсутствуют кадровые или иные условия. Относится это и к тем, кто пошел в пятый класс в 2021–2022 учебные годы.
Краткие выводы
Проект нового ФГОС вступит в силу 1 сентября 2022 года.
Обновленные стандарты коснутся детей, которые пойдут
в первые
и пятые классы в сентябре 2022 года.
Актуальные ФГОС фокусируются на практических навыках детей: они должны понимать, как связаны предметы и как помогают в реальной жизни.
Среди новшеств выделяются: вариативность, функциональная грамотность, единство воспитания и обучения и необязательность второго иностранного языка.