Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 55% действует до 28.04
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название работы:

Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации . Работа №305253

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Актуальность работы обусловлена тем, что положение с правами и свободами человека в Российской Федерации в настоящее время вызывает глубокую озабоченность. Права и свободы человека и гражданина все еще не стали в Российской Федерации реальной ценностью в стране продолжается нарушение экономических, социальных, культурных, гражданских и политических прав. Безнаказанность такого рода нарушений не способствует формированию правовой культуры общества, подрывает веру в устойчивость демократических институтов государства.

Права людей и обеспечение их защиты являются главными факторами деятельности каждого государства. Так весомым шагом во многих странах мира в направлении реализации принципа признания человека, его прав и свобод, обеспечению прав человека, повышению эффективности деятельности органов государственной власти и их должностных лиц стало создание института уполномоченного по правам человека омбудсмена. Данный институт зарекомендовал себя как основной фактор создания гарантий демократического развития общества и реализации принципа признания человека, его прав и свобод как высшей социальной ценности.

Целью данной работы является изучить и проанализировать формирование и функционирование института Уполномоченного по правам человека в России как государственного правозащитного органа, особенностей его становления и развития на федеральном и региональном уровнях. 

Объектом исследования являются общественные отношения в сфере защиты прав человека в РФ, институт уполномоченного по правам человека.

Предметом деятельность Уполномоченного по правам человека в РФ и субъектах РФ.

Для реализации этой цели были поставлены следующие задачи:

 изучить историю становления института уполномоченного по правам человека;

 рассмотреть институты защиты прав человека в РФ;

 выявить порядок назначения и освобождения от должности уполномоченного по правам человека в РФ;

 охарактеризовать права и обязанности уполномоченного по правам человека в РФ и его основные направления деятельности;

 раскрыть проблемы и перспективы развития института уполномоченного по правам человека в РФ.

 

Работа:

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РФ

Анапский филиал

федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования

«Московский педагогический государственный университет»

(Анапский филиал МПГУ)

 

 

 

Регистрационный №

Направление

подготовки 38.03.04 Государственное и муниципальное управление

(шифр) (название)

 

Студент Панченко Оксана Сергеевна 2 курс

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

 

 

По дисциплине Государственное и муниципальное право

Тема: УПОЛНОМОЧЕННЫЙ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: СОВРЕМЕННОЕ РАЗВИТИЕ И ВЗГЛЯД В БУДУЩЕЕ

 

 

 

Дата выполнения « » 2022г.

 

Преподаватель – рецензент к.п.н., доцент Белашова И.А.

 

Результат выполнения (оценка)

 

Подпись преподавателя – рецензента

 

 

 

Проверка на объем заимствований:

___% авторского текст

 

 

 

Анапа

2022

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ............................................................................................................. 3

ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПОНЯТИЯ ИНСТИТУТА УПОЛНОМОЧЕННОГО ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА........................................ 5

1.1. История становления института уполномоченного по правам человека.. 5

1.2. Понятие и институты защиты прав человека в РФ ..................................... 8

1.3. Правовые основы деятельности института уполномоченного по правам человека в РФ. Порядок назначения на должность и освобождения от должности Уполномоченного............................................................................. 11

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УПОЛНОМОЧЕННОГО ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.............................. 16

2.1. Правовой статус и полномочия Уполномоченного по правам человека в субъектах Российской Федерации (на примере Краснодарского края).......... 16

2.2. Основные направления деятельности уполномоченного по правам человека в РФ........................................................................................................ 19

2.3. Проблемы и перспективы развития института уполномоченного по правам человека в РФ........................................................................................... 25

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.................................................................................................... 31

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ............................................ 33


ВВЕДЕНИЕ

 

 

Актуальность работы обусловлена тем, что положение с правами и свободами человека в Российской Федерации в настоящее время вызывает глубокую озабоченность. Права и свободы человека и гражданина все еще не стали в Российской Федерации реальной ценностью в стране продолжается нарушение экономических, социальных, культурных, гражданских и политических прав. Безнаказанность такого рода нарушений не способствует формированию правовой культуры общества, подрывает веру в устойчивость демократических институтов государства.

Права людей и обеспечение их защиты являются главными факторами деятельности каждого государства. Так весомым шагом во многих странах мира в направлении реализации принципа признания человека, его прав и свобод, обеспечению прав человека, повышению эффективности деятельности органов государственной власти и их должностных лиц стало создание института уполномоченного по правам человека омбудсмена. Данный институт зарекомендовал себя как основной фактор создания гарантий демократического развития общества и реализации принципа признания человека, его прав и свобод как высшей социальной ценности.

Целью данной работы является изучить и проанализировать формирование и функционирование института Уполномоченного по правам человека в России как государственного правозащитного органа, особенностей его становления и развития на федеральном и региональном уровнях.

Объектом исследования являются общественные отношения в сфере защиты прав человека в РФ, институт уполномоченного по правам человека.

Предметом деятельность Уполномоченного по правам человека в РФ и субъектах РФ.

Для реализации этой цели были поставлены следующие задачи:

изучить

исто

рию

становления

института уполномоченного по правам человека

;

рассмотреть

институты защиты прав человека в РФ

;

выявить

п

орядок назначения и освобождения

от должности

уполн

омоченного по правам человека в

РФ

;

охарактеризовать

права и обязанности уполномоченного по правам человека в РФ

и его основные

направления деятельности

;

раскрыть

проблемы и перспективы

развития института уполномоченного по правам человека в РФ

.

Методологическая база представлена в виде: конституционно - правовой доктрины, нормативно - правовой литературы, учебных пособий и интернет - источников.

В ходе курсовой работы применялись различные методы исследования: статистическое наблюдение, метод анализа и синтеза, метод сравнения, метод сбора фактов и другие.

Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы. В первой главе дана общая характеристика понятия и истории становления института уполномоченного по правам человека и правовые основы деятельности института, а также порядок назначения и освобождения от должности, во второй главе раскрыты основные направления деятельности уполномоченного по правам человека и перспективы развития института уполномоченного по правам человека в РФ.

Основные положения и результаты исследования обсуждались и получили одобрение в рамках проведения научно-исследовательских работ «Актуальные вопросы теории и практики экономики, управления и гостиничного сервиса» (22 апреля 2022 года, Анапский филиал ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет»).


ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПОНЯТИЯ ИНСТИТУТА УПОЛНОМОЧЕННОГО ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА

 

История становления института уполномоченного по правам человека

 

Институт омбудсмена возник в Швеции в начале 19 века и с тех пор сформировался в большинстве европейских государств, хотя до 1950-х годов концепция омбудсмена была практически неизвестна во всем мире. Сегодня такое учреждение есть более чем в 100 странах мира. В разных странах омбудсмены имеют разные полномочия, возможности и правовой статус. Учреждение может существовать на национальном, региональном, а иногда и на местном уровне.

По мнению российского политика Александра Сунгурова, омбудсмен сегодня - это доверенное и независимое лицо, уполномоченное парламентом защищать права каждого гражданина, осуществляющее косвенный парламентский контроль в виде всестороннего надзора за всеми органами государственной власти, но без права изменять их решения. В некоторых государствах допускается одновременная работа нескольких омбудсменов, например, в Австрии их три, в Швеции и Литве - по пять. Омбудсмен также может быть создан для конкретных областей защиты прав человека, таких как права военнослужащих, студентов, детей, потребителей и т.д.

Независимо от различий между странами, основная функция омбудсмена одинакова: получать жалобы от граждан на нарушение их прав и свобод в результате действий (или бездействия) государственных чиновников и учреждений, расследовать эти жалобы и делать выводы. Хотя эти выводы носят рекомендательный характер, рекомендации омбудсмена в подавляющем большинстве случаев принимаются к исполнению.

В Российской Федерации идея создания института омбудсмена, и в частности Уполномоченного по правам человека, получила свое первое юридическое выражение в Декларации о правах и свободах человека и гражданина, принятой Верховным Советом Российской Федерации 22 ноября 1991 года. Статья 40 Декларации предусматривает создание должности парламентского уполномоченного по правам человека, который «назначается Верховным Советом сроком на пять лет, подотчетен Верховному Совету и пользуется теми же иммунитетами, что и народные депутаты Советской Социалистической Республики»[21].

Первым государственным правозащитным институтом на федеральном уровне была Парламентская комиссия по правам человека, которая была распущена вместе с роспуском Верховного Совета РСФСР в сентябре 1993 года. Другим историческим предшественником Уполномоченного была Комиссия по правам человека при Президенте Российской Федерации, созданная по указу Бориса Ельцина в сентябре 1993 года. Председателем комиссии стал известный правозащитник С.А. Ковалев, ранее возглавлявший Комиссию по правам человека Верховного Совета.

Должность омбудсмена была учреждена Конституцией Российской Федерации 1993 года (согласно статье 103 пункт е Конституции, назначение и освобождение от должности омбудсмена находится в ведении Государственной Думы Российской Федерации). Конституция России отразила коренные изменения, произошедшие в жизни российского общества, в политической, экономической и духовной сферах. В нем закреплены те права и свободы, которые имеют наибольшую важность и социальную значимость для человека, общества в целом и государства. Для человека они являются необходимым условием достойной и свободной жизни, естественным правом на участие в решении вопросов, касающихся устройства и управления обществом, членом которого он является, а также экономическим и социальным условием удовлетворения его основных материальных и духовных потребностей.

Россия была принята в Совет Европы 28 февраля 1996 года. Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод была ратифицирована Россией 30 марта 1998 года и вступила в силу 5 мая 1998 года. В соответствии с пунктом 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации Конвенция стала частью правопорядка нашей страны. Обязательства Российской Федерации по Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, по сути, являются юридическим выражением того факта, что Россия, как сказано в Преамбуле Конституции РФ, является "частью мирового сообщества" и ее внутренний правопорядок тесно связан с международным правом. Российская Федерация также признала обязательную юрисдикцию Европейского суда по правам человека и право граждан на доступ к правосудию. Российские граждане активно пользуются этим правом, обращаясь в Европейский суд по правам человека и к Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации. На федеральном уровне деятельность Уполномоченного регулируется Федеральным конституционным законом от 26 февраля 1997 года № 1-ФКЗ "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации".

В Российской Федерации данную должность занимали:

1994 год - политик Сергей

Адамочив

Ковалев

1998 год - доктор юридических наук и депутат Олег

Орестович

Миронов

2004 год - Владимир Петрович Лукин, доктор исторических наук;

2014 года - Элла Александровна Памфилова, российский государственный и общественный деятель.

2016 год -

Москалькова

Татьяна Ник

олаевна

,

Доктор юридических и философских наук, профессор, заслуженный юрист Российской Федерации.

[24].

Несомненно, институт Уполномоченного по правам человека нужен и важен для государства и востребован обществом в Российской Федерации.

 

1.2. Понятие и институты защиты прав человека в РФ

 

Рассмотрим понятие «Права человека».

В учебном пособии «Личные права и свободы человека и гражданина», Р. С. Носова, говорится следующее, права человека – это такие права, которые принадлежат каждому человеку независимо от его гражданской принадлежности, т. е. они имеют естественное происхождение и принадлежат человеку от природы, человек обладает ими по рождению, эти права неотъемлемы.

В современном понимании права человека — это социальные и юридические возможности пользоваться материальными, социальными и иными благами. Иногда права человека определяют как меру возможного поведения человека в обществе, т.е. возможность совершать действия, не запрещенные законом[15].

Институт прав человека представляет собой совокупность принципов права, присущих как международному, так и внутригосударственному праву и отражающих исторически достигнутый уровень демократизма и гуманности общества.

Особым юридическим качеством данного института является то, что: ни международный договор, ни национальное законодательство не могут ограничить права человека. Это основано на концепции естественных прав человека. Например, в Конституции РФ зафиксировано следующее: «Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения» (ч.2 ст.17)[1]; «не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина» (ч.2 ст.55).

Базой для принятия российских конституционных норм о правах и свободах человека и гражданина послужили международно-правовые акты универсального характера: Всеобщая декларация прав человека (1948) и два международных пакта — О гражданских и политических правах (1966), Об экономических, социальных и культурных правах (1966)[2]. Оба пакта подписаны и ратифицированы СССР и вступили в силу для Российской Федерации как правопреемницы бывшего СССР.

Важно отметить, что Российская Федерация вступила в 1996 г. в Совет Европы и подписала ряд европейских конвенций, в том числе Конвенцию о защите прав человека и основных свобод.

Таким образом, международные стандарты прав и свобод человека, которые, были, сформированы отталкиваясь от всемирного опыта и воплощающие направленности современного прогресса, определяют нормативный минимум для государственной регламентации данного института с допустимыми отступлениями от этого стандарта в направлении его превышения или конкретизации.

Далее необходимо раскрыть ряд принципов института прав человека, которые представлены на рисунке 1:

Рис.1. Принципы института прав человека

 

Рассмотрим более подробно значение принципов прав человека.

Принцип всеобщности предполагает общечеловеческую значимость прав человека; они принадлежат каждому независимо от гражданства, в том числе иностранцам, лицам без гражданства, беженцам и вынужденным переселенцам.

Принцип неотчуждаемости имеет два аспекта: с одной стороны, государство не может изъять или ограничить без законных оснований права и свободы человека, признаваемые мировым сообществом, а с другой сам человек не может отказаться от этих прав.

Принцип непосредственного действия означает, что права человека должны реализовываться независимо от конкретизации их в законодательстве. Органы правосудия и иные органы защиты прав и свобод человека вправе ссылаться непосредственно на конкретную конституционную норму или вступивший в силу международный договор.

Принцип равноправия имеет в виду равенство всех людей перед законом и судом. Иначе говоря, государство наделяет правами и свободами своих граждан в одинаковой мере и без исключения для кого-либо. Не допускается дискриминация в зависимости от пола, расы, национальности, происхождения, языка, имущественного или должностного положения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и по другим обстоятельствам. Но принцип равноправия означает не только предоставление личности равных возможностей и прав, но и возложение соответствующих обязанностей.

Принцип государственной защиты прав и свобод вытекает из обязанности государства создавать систему защиты прав и свобод человека, устанавливать специальные юридические процедуры этой защиты. Именно государственная защита института прав человека придает данному институту особую надежность. Вместе с тем и само государство может стать нарушителем прав человека. И здесь серьезной гарантией против подобных нарушений может служить ответственность государственных органов и должностных лиц за издание неправовых актов, а также за действия или бездействие в сфере реализации актов, закрепляющих права и свободы человека. Такого рода ответственность предусмотрена не только внутригосударственными актами, но и международными документами[22].

Общими гарантами прав и свобод человека и гражданина выступают высшие и местные органы власти и управления. Закрепление прав личности и гарантии их защиты представлено в следующем виде:

Президент, Федеральное Собрание, Правительство, Органы судебной власти

;

Органы местного самоуправления

;

Правоохранительные органы

.

Все государственные органы в пределах своей компетенции обязаны обеспечивать и охранять права и свободы человека. Вместе с тем существуют специальные органы, для которых деятельность по охране основных прав и свобод граждан является главной целью. К их числу относятся суд, прокуратура, органы охраны общественного порядка, органы предварительного расследования, адвокатура, арбитраж и другие. Каждый из них действует в пределах своей компетенции, используя свои специфические формы и методы.

Государственная защита прав и свобод человека и гражданина не исключает и самостоятельных активных действий каждого человека по защите своих прав и свобод всеми способами, не запрещенными законом (ст. 45 Конституции РФ)[1]. Способы защиты различные: самостоятельное отражение преступного посягательства, обращение к средствам массовой информации, в общественные организации и т. д. При этом нельзя нарушать общественный порядок, вносить дезорганизацию в работу государственных органов[19].

Из чего можно заключить, права человека - являются неотъемлемыми свойствами для каждого индивида, существенные признаки его бытия и правового статуса, необходимые для нормальной жизнедеятельности. Эти права есть у каждого с рождения. Государство не может ими наделять, но его обязанность – закрепить права человека в законе, признавать их и соблюдать, а также обеспечить реализацию и защиту. Если государство не может или не хочет этого сделать, каждый вправе обратиться в международные инстанции. Для россиян самой авторитетной и, главное, эффективной в этом плане инстанцией является Европейский суд.

 

1.3. Правовые основы деятельности института уполномоченного по правам человека в РФ. Порядок назначения и освобождения уполномоченного по правам человека в РФ

 

Правовую основу деятельности Уполномоченного по правам человека в РФ и в субъектах РФ составляют Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, конституция (устав) субъекта Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъекта Российской Федерации.

Должность уполномоченного по правам человека закреплена Конституцией России, но более подробную регламентацию данный институт получил в Федеральном конституционном законе «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» от 26 февраля 1997 года[3].

Принципы деятельности уполномоченного по правам человека в субъекте Российской Федерации:

У

полномоченный при осуществлении своих полномочий независим от каких-либо государственных органов и должностн

ых лиц, а также неподотчетен им;

Д

еятельность Уполномоченного основывается на принципах справедливости, гуманности, законност

и, гласности, беспристрастности;

В

компетенцию Уполномоченного входит защита прав и свобод человека и гражданина в случае их нарушения на территории

Росс

ийской Федерации и в ее субъектах;

Д

еятельность Уполномоченного дополняет существующие средства защиты прав и свобод человека и гражданина, не отменяет и не влечет пересмотра компетенции государственных органов, обеспечивающих защиту и восстановление нарушенных прав и свобод

;

Далее выявим порядок назначения и освобождения от должности уполномоченного по правам человека в РФ.

Порядок назначения на должность и освобождения от должности Уполномоченного по правам человека в РФ (в соответствии с Федеральным конституционным законом «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации»):

У

полномоченным может быть гражданин Российской Федерации не моложе 35 лет, постоянно проживающий в Российской Федерации, имеющий познания в области прав и свобод человека и гражда

нина, опыт их защиты;

П

редложения о кандидатах на должность Уполномоченного могут вноситься в Государственную Думу Президентом Российской Федерации, Советом Федерации Ф

едерального Собрания Р

Ф

;

предложения могут вноситься

в течение месяца до окончания срока полномочий предыдущего

Уполномоченного;

У

полномоченный назначается на должность и освобождается от должности Государственной Думой большинством голосов от общего числ

а депутатов тайным голосованием;

Государственная Дума принимает постановление о назначении на должность Уполномоченного не позднее 30 дней со дня истечения срока полномо

чий предыдущего Уполномоченного;

П

ри вступлении в должность Уполномоченный приносит присягу следующего содержания:

«

Клянусь защищать права и свободы человека и гражданина, добросовестно исполнять свои обязанности, руководствуясь

Конституцией Российской Федерации, законодательством Российской Федерации, справедливостью и голосом совести

»

;

У

полномоченный считается вступившим в должнос

ть с момента принесения присяги. Н

азначается на должность сроком на пять лет, счита

я с момента принесения присяги;

полномочия прекращаются с момента принесения присяги в

новь назначенным Уполномоченным;

И

стечение срока полномочий Государственной Думы, а также ее роспуск не влекут прекращения полномочий Уполномоченного.

Одно и то же лицо не может быть назначено на должность Уполномоченног

о более чем на два срока подряд;

У

полномоченный не может являться депутатом Государственной Думы, членом Совета Федерации или депутатом законодательного органа субъекта Российской Федерации, находиться на государственной службе, заниматься другой оплачиваемой или неоплачиваемой деятельностью, за исключением преподавательской, научной ли

бо иной творческой деятельности;

У

полномоченный не может иметь гражданство иностранного государства либо вид

а

на жительство

, а также

запре

щается открывать и иметь счета,

хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории

РФ;

У

полномоченный обязан

прекратить деятельность, несовместимую с его статусом, не позднее 14 дней

со дня вступления в должность;

У

полномоченный обязан сообщать в порядке, предусмотренном указами Президента Российской Федерации, о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов, а также п

ринимать меры по предотвращению конфликта;

У

полномоченный обладает неприкосновенностью в течение всего срока его полномочий. Он не может быть без согласия Государственной Думы привлечен к уголовной или

иной

ответственности, налагаемой в судебном порядке, задержан, арестован, подвергнут обыску, за исключением случаев задержания на месте преступления, а также подвергнут личному досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обесп

ечения безопасности других лиц;

Н

еприкосновенность Уполномоченного распространяется на его жилое и служебное помещения, багаж, личное и служебное транспортные средства, переписку, используемые им средства связи, а также

на принадлежащие ему документы;

В

случае задержания Уполномоченного на месте преступления должностно

е лицо, произведшее задержание,

немедленно уведомляет об этом Государственную Думу, которая должна принять решение о даче согласия на дальнейшее применение этой процессуальной меры

[3]

.

Уполномоченный освобождается от должности в следующих случаях:

Н

арушения требований статьи 11 настоящего Федерального конституционного закона;

В

ступления в законную силу обвинительного приговора с

уда в отношении Уполномоченного;

П

олномочия Уполномоченного могут быть прекращены Государственной Думой также ввиду его неспособности по состоянию здоровья или по иным причинам в течение длительного времени (не менее четырех месяцев под

ряд) исполнять свои обязанности;

У

полномоченный может быть освобожден от должности также в случае подачи им

заявления о сложении полномочий;

Д

осрочное освобождение Уполномоченного от должности производится постановлением Государственной Думы Федеральног

о Собрания Российской Федерации

;

В

случае досрочного освобождения Уполномоченного от должности новый Уполномоченный должен быть назначен Государственной Думой в течение двух месяцев со дня досрочного освобождения предыдущего Уполномоченного от должности в по

рядке, установленном статьями 6-

10 настоящего Федер

ального конституционного закона

[4

]

.

Таким образом, порядок назначения и освобождения на должность Уполномоченного по правам человека в РФ и правовые основы деятельности учреждены в Федеральном Конституционном Законе «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» от 25 декабря 1996 года.


ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УПОЛНОМОЧЕННОГО ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

2.1. Правовой статус и полномочия Уполномоченного по правам человека в субъектах Российской Федерации

(на примере Краснодарского края)

 

Рассмотрим правовой статус и полномочия Уполномоченного по правам человека.

Правовой статус омбудсмена России закреплён в Федеральном конституционном законе «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации». Должность уполномоченного по правам человека в Российской Федерации учреждена в целях обеспечения гарантий государственной защиты прав и свобод граждан, их соблюдения и уважения государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами.

Уполномоченный вправе: беспрепятственно посещать органы власти и местного самоуправления, предприятия, учреждения и организации, воинские части, общественные объединения; запрашивать и получать необходимые документы и материалы; получать объяснения должностных лиц и госслужащих; проводить проверки деятельности госорганов, органов местного самоуправления и должностных лиц.

В пределах своей компетенции Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации:

Р

ассматривает жалобы граждан Российской Федерации и находящихся на территории России иностранных

граждан и лиц без гражданства;

Р

ассматривает жалобы на решения или действия (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, должн

остных лиц,

если заявитель опротестовывает решения суда либо административного органа, в котором он ранее обжа

ловал эти решения или действия;

П

ринимает необходимые меры по защите прав человека по собственной инициативе в случае, если ему поступила информация о массовых или грубых нарушениях прав и свобод граждан

[5

]

.

Таким образом, основной целью деятельности института уполномоченного по правам человека является содействие реализации прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации.

Рассмотрим правовой статус, Уполномоченный по правам человека в субъектах Российской Федерации (Краснодарский край).

Возможность учреждения должности Уполномоченного по правам человека в субъекте РФ следует из положений п. «б» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ, в соответствии с которой защита прав и свобод человека и гражданина находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ.

В Краснодарском крае институт Уполномоченного по правам человека появился в 2000 году. Именно тогда был принят закон Краснодарского края от 4 июля 2000 г. № 287-КЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Краснодарском крае»[6]. Кубань оказалась в числе первых на Северном Кавказе, где принят Закон об Уполномоченном и двенадцатой по счету в России.

Первым омбудсменом Кубани стал Козицкий Александр Григорьевич. 29 мая 2002 года Законодательным собранием Краснодарского края он был избран на должность Уполномоченного по правам человека в Краснодарском крае. В июне 2007 году переизбран на второй срок. В 2012 году срок полномочий А.Г. Козицкого продлен на один год в связи со стихийным бедствием (наводнением) в г. Крымске.

10 июля 2013 года Мышак Сергей Валентинович назначен Законодательным Собранием Краснодарского края на должность Уполномоченного по правам человека в Краснодарском крае, повторно назначен на должность Уполномоченного 11 июля 2018 года.

В Краснодарском крае признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации.

Уполномоченный по правам человека при осуществлении своих полномочий независим и неподотчетен государственным органам и органам местного самоуправления в Краснодарском крае, должностным лицам. В компетенцию Уполномоченного по правам человека входит защита прав и свобод человека и гражданина, определенных Конституцией Российской Федерации и Декларацией прав и свобод человека и гражданина[23].

В разных субъектах РФ к лицу, претендующему на занятие должности Уполномоченного по правам человека в субъекте РФ, предъявляются различные требования. Так, в Краснодарском крае на должность уполномоченного по правам может быть назначен гражданин Российской Федерации, проживающий в Краснодарском крае, не моложе 35 лет, обладающий безупречной репутацией, имеющий высшее образование, а также познания в области прав и свобод человека и гражданина, опыт их защиты.

Говоря о компетенциях, уполномоченных по правам человека в Краснодарском крае, можно сказать, что они осуществляют:

П

рием граждан;

Р

ассматривают их заявления и обращения по поводу нарушений прав человека и жалобы на действия (бездействие) или решения государственных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц, нарушающие права и

свободы человека и гражданина;

В

едут производство по делам о нарушениях прав человека, начатым по жалоба

м или по собственной инициативе;

О

казывают гражданам бесплатную юридическую помощь по вопр

осам, входящим в их компетенцию;

В

носят в органы государственной власти

Краснодарского края

предложения о совершенствовании механизма обеспечения и защиты прав

и свобод человека и гражданина;

П

ринимают участие в разработке законопроектов, затрагивающих права и свободы человека, и осуществляют другие полномочия, предусмотренные соответствующим законом

Краснодарского края

[23]

.

Таким образом, институт уполномоченного по правам человека является государственным органом, который участвует во всех четырех структурных элементах механизма обеспечения прав и свобод человека и гражданина: в охране, защите, пропаганде прав и свобод и оказании квалифицированной юридической помощи.

 

2.2. Основные направления деятельности уполномоченного по правам человека в РФ

 

В соответствии с действующим законодательством и практикой, деятельность Уполномоченного не заменяет и не подменяет деятельность других государственных органов, обеспечивающих защиту и восстановление прав и свобод граждан. Она лишь способствует совершенствованию их работы в данной области, указывает на имеющиеся недостатки и проблемы, в том числе связанные с действием или бездействием тех или иных органов и должностных лиц, содействует реализации прав граждан перед лицом бюрократических структур.

Основной целью деятельности института уполномоченного по правам человека в Российской Федерации и в её субъектах является содействие реализации прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации. Основные задачи, которые необходимо решить на пути к этой цели являются:

В

осстанавливающая

нарушенные права и свободы - исправление допущенной по отношению к человеку несправедливости и восстановление наруше

нных государственными органами и

ор

ганами местного самоуправления

прав и свобод человека и гражданина;

П

осредническая

-

предложение сторонам взаимно удо

влетворяющего решения проблемы;

П

равотворческая

- совершенствование законодательства о правах и

свободах человека и гражданина,

в соответствие с общепризнанными принципами

и нормами международного права

[3

]

.

Говоря же об основных направлениях деятельности Уполномоченного по правам человека в РФ, можно сказать, что они залучаются в следующем:

Р

ассмотрение жалоб и обращений о нарушениях прав и свобод человека и гражданина, принятие мер по их восстановлению;

А

нализ законодательства Российской Федерации в области прав человека и гражданина, подготовка рекомендаций по его совершенствованию и приведению в соответствие с общепризнанными принципами и нормами международного права;

Р

азвитие международного сотрудничества в области прав человека и правовое просвещение по вопросам прав и свобод человека, форм и методов их защиты;

П

одготовка ежегодного доклада о своей деятельности и направление его Президенту Российской Федерации, в Совет Федерации и Государственную Думу, Правительство Российской Федерации, Конституционный Суд

РФ

, Верховный Суд

РФ

, Высший Арбитражный Суд

РФ

и Генеральному

прокурору

РФ

;

П

ринятие по собственной инициативе соответствующих мер в пределах своей компетенции при наличии информации о массовых или грубых нарушениях прав и свобод граждан либо в случаях, имеющих особое общественное значение или связанных с необходимостью защиты интересов лиц, не способных самостоятельно использ

овать правовые средства защиты;

Н

аправление государственным органам, органам местного самоуправления и должностным лицам замечаний и предложений общего характера, относящихся к обеспечению прав и свобод человека и гражданина, совершенство

ванию административных процедур

[5]

.

Исходя из выше сказано, проведем анализ выполненной работы Уполномоченного по права человека в РФ за три года. За последние три года в институт уполномоченного по правам человека поступало большое количество обращений от граждан. Рассмотрим обращения подробнее на рисунке 2.

 

<Object: word/embeddings/oleObject1.bin>

Рис.2. Количество обращений

 

Рассмотрим подробнее деятельность уполномоченного по правам за три года.

В течение трех лет проводились опросы граждан по проделанной работе уполномоченного по правам человека в РФ, с помощью социальных сети ВКонтакте, на официальном сайте уполномоченного, а также благодаря статистике, которая ежемесячно публикуется в сети интернет[10].

По итогам опроса граждан и статистике, удалось выявить, по каким вопросам граждане больше всего обращались в институт уполномоченного по правам и были ли решены их проблемы. Рассмотрим их подробнее в таблице 1.

Таблица 1

Динамика обращений граждан к Уполномоченному по правам человека

Обращения граждан

2019 год

2020 год

2021 год

 

полученные обращения

 

решенные обращения

полученные обращения

решенные обращения

полученные обращения

решенные обращения

вопрос о нарушении реализации уголовно-процессуального законодательства

9 471

5 370

11 141

5 770

12 105

7 350

вопрос о нарушении уголовно-исполнительного законодательства

8 058

3 820

10 150

6 120

10 152

6 896

вопрос о соблюдении и защиты, жилищных прав

4 492

2 570

8 694

5 670

8 650

5 986

вопрос об оказании медицинской помощи, ее качестве и доступности

1 870

1 120

3 073

1 120

4 670

2 125

вопросы о соблюдении и реализации трудовых прав

1 524

950

2 074

1 480

3 085

1994

вопрос и социальном страховании и социальном обеспечении

1 102

770

3 138

1 680

2 986

1 472

вопросы о гражданстве РФ

1 091

570

3 120

1 750

4 360

2 650

 

Исходя из данных представленных в таблице, можно сделать вывод о том, что из года в год от граждан поступают обращения, связанные с обращениями по вопросам нарушений реализации уголовно-процессуального законодательства, обращения по вопросам нарушений уголовно-исполнительного законодательства, а также жалобы граждан по вопросам соблюдения и защиты, жилищных прав.

Так число обращений по вопросам нарушений реализации уголовно-процессуального законодательства с 2019 по 2020 год увеличилось на 2 634 обращений, обращения по вопросам нарушений уголовно-исполнительного законодательства увеличились на 2 104 обращений, говоря же о жалобах граждан по вопросам соблюдения и защиты, жилищных прав можно сказать, что с 2019 по 2020 год количество обращений увеличилось на 4 202, но в 2021 году их количество уменьшилось на 44 обращения. Большая часть из обращений, которые поступили в институт Уполномоченного была решена.

Также мы видим, что обращения о социальном страховании и социальном обеспечении заметно уменьшились, так в 2020 году их число составило 3 138, но в 2021 году их количество уменьшилось на 152 обращения, и составило 2 986.

Говоря же о деятельности Уполномоченного в субъектах РФ, в частности в Краснодарском крае[9], основываясь на докладах за три года, можно выявить обращения граждан поступивших в институт Уполномоченного. Рассмотрим их более подробно в таблице 2.

Таблица 2

Обращения граждан к Уполномоченному по правам человека

в Краснодарском крае

Год

2019

2020

2021

Обращения

 

 

 

жалобы на справедливый суд и справедливое уголовное и административное расследование

380

285

249

вопросам пенсионного обеспечения

74

162

512

жилищные вопросы

157

171

185

вопросы функционирования жилищно-коммунального хозяйства

54

71

78

жалоб на нарушение прав граждан на охрану здоровья и медицинское обеспечение

62

100

109

обращений по вопросам социального обеспечения

74

95

140

по вопросам исполнения судебных решений

47

62

87

вопросы получения гражданства РФ

43

75

58

обращения о нарушении прав и свобод жителей Кубани.

62

87

50

вопросы о нарушениях трудовых прав

65

72

122

 

Исходя из данных представленных в таблице, можно сказать, что жителей в Краснодарском крае, больше всего беспокоят вопросы, связанные со справедливым судом и справедливым уголовным и административным расследованием, в 2019 году их число составило 380, а в 2021 году 249, обращения уменьшились на 131 число, вопросы же связанные с пенсионным обеспечением заметно увеличились в 2021 году их составило 512, когда в предыдущие года их было 74 и 162 соответственно. Обращения, связанные с жилищными вопросами также увеличились, на 2021 год их составило 185, а это на 28 обращений граждан больше по сравнению с предыдущими годами.

Данные, представленные и в таблице и в докладе Уполномоченного по правам человека в Краснодарском крае, указывают на то, что количество обращений граждан уменьшается, а значит, большая часть обращений граждан была решена. То есть можно сказать, что Уполномоченный выполняет свою работу на достаточно высоком уровне.

Далее основываясь на данных из доклада Уполномоченного, можно выявить категории граждан, которые обращались в институт Уполномоченного в Краснодарском крае. Рассмотрим их подробнее в таблице 3.

Таблица 3

Классификация жалоб по категориям граждан, обратившихся к Уполномоченному по правам человека в Краснодарском крае

 

Категория

Количество

 

 

2019г.

2020г.

2021г.

1

Осужденные, обвиняемые

236

155

186

2

Инвалиды

89

83

69

3

Пенсионеры

206

572

200

4

Многодетные семьи

34

57

41

5

Малоимущие

35

38

19

6

Иностранные граждане

68

44

35

7

Коллективные жалобы

87

50

58

 

Из представленных данных мы видим, что осужденные, инвалиды и пенсионеры – это те категории граждан, которые чаще всего обращались в институт Уполномоченного по правам человека в Краснодарском крае. В таблице видно, что с каждым годом количество обращений уменьшается, значит, омбудсмен выполняет свою работу на достаточно высоком уровне.

Говоря же о том, каким образом поступают обращения граждан в институт Уполномоченного, можно сказать следующее, принимаются обращения по почте, по электронной почте, по телефону приемной граждан, горячая линия и на приеме лично. В 2020 году уровень обращений по почте заметно уменьшился, больше всего обращений от граждан поступает по электронной почте и по телефону приемной граждан.

В соответствии со ст. 16 ФЗ «Об уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации» от 11 марта 2020 года, Уполномоченный по правам человека должен не позднее трех месяцев после окончания календарного года направлять ежегодный доклад о своей деятельности в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации, высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации, председателю верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, прокурору субъекта Российской Федерации.

Также Ежегодный доклад уполномоченного по правам человека в субъекте Российской Федерации, размещаются на официальном сайте уполномоченного по правам человека в субъекте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»[24].

Таким образом, Уполномоченный по правам человека в Российской федерации выступает в качестве непосредственного представителя государства в общении с населением, в том числе с представителями его самых малообеспеченных слоев. Занимаясь разрешением проблемных ситуаций, Уполномоченный тем самым способствует укреплению авторитета государственной власти.

 

2.3. Проблемы и перспективы развития института уполномоченного по правам человека в РФ

 

Конституция Российской Федерации провозгласила в качестве высшей ценности — человека, его права и свободы и закрепила за государством обязанность защиты этих прав. Гарантии прав и свобод человека и гражданина призван выполнять Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации. В других странах этот институт существует уже длительное время, но в России появился сравнительно недавно. Для того чтобы повысить эффективность его деятельности, стоит модернизировать закон, определяющий статус Уполномоченного.

Для начала стоит, указать, что Конституция РФ содержит лишь упоминание об Уполномоченном по правам человека в РФ (п. «е» ч. 1 ст.103), закрепляющее право Государственной Думы РФ назначать на должность и освобождать от должности Уполномоченного по правам человека. Стоит предусмотреть в Конституции самостоятельную главу или несколько статей, в которой будут обозначены его основные права и обязанности, и ответственность в форме досрочного прекращения полномочий.

Далее, законом представлены требования к кандидатам на должность Уполномоченного по правам человека в РФ: наличие российского гражданства, возраст, наличие знаний в области прав и свобод человека и гражданина и опыт их защиты. Первые два критерия имеют объективный характер, но два последних являются оценочными, поскольку степень знаний кандидата в области прав и свобод человека и гражданина и его опыт законом не определяются. Видна недооценка юридического образования. Ведь именно юридическое мышление позволяет безупречно решать проблемы защиты прав и свобод человека и гражданина[26].

Поэтому в статье 6 Закона об Уполномоченном по правам человека следует указать наличие у кандидата юридического образования. Это повысит авторитет, эффективность и результативность работы Уполномоченного.

Далее возрастной предел для кандидата на должность Уполномоченного по правам человека в РФ, был умолочен. Учитывая деятельность Уполномоченного необходимо установить верхний возрастной предел 70 лет, как для судей Конституционного Суда РФ.

Следующий момент, это участие Уполномоченного по правам человека РФ в конституционном судопроизводстве. Это обусловлено следующими моментами:

О

бщность задач, связанная с защитой конституционных прав и свобод человека и гражданина (ч.1 ст.1 ФКЗ «Об уполномоченном по правам человека в РФ», ч.1 ст.3 ФК

З «О Конституционном Суде РФ»);

П

ринятие мер по результатам рассмотрения жалоб на нарушения прав и свобод, Уполномоченные по правам человека достаточно часто сталкиваются с ситуацией, когда эффективному восстановлению нарушенного права препятствует законодательная норма, которая не соответствует Конс

титуции РФ или уставу субъекта;

Г

раждане, будучи наделены правомочиями по непосредственному обращению в Конституционный Суд России и конституционные суды субъектов РФ в целях защиты своих прав и свобод, не всегда могут реализовать эту возможность. Уполномоченный оказывает им бесплатную юридическую помощь и необходимое содействие в обеспечении доступа к конституционному правосудию.

Несмотря на наличие выше обозначенных условий, вопрос об участии Уполномоченного конституционном судопроизводстве не получил пока логичного заключения в федеральном законодательстве[25].

Таким образом, стоит отметить, что необходимость решения задач по защите конституционных прав и свобод человека и гражданина, укреплению правопорядка в стране требует полноценного участия уполномоченных по правам человека в Российской Федерации и ее субъектах в конституционном судопроизводстве, как в качестве сторон по делу, так и лиц, обладающих правом вступить в судебный процесс в публичных интересах. Для этого стоит урегулировать в законодательстве формы такой деятельности уполномоченных.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Конституция Российской Федерации, определила, что права и свободы принадлежат каждому человеку от рождения. Соблюдение прав и свобод человека и гражданина являются в современном мире одним из главных критериев развития общества.

Федеральным конституционным законом «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации», принятым 26 декабря 1997 года учрежден институт Уполномоченного по правам человека, определяющий порядок назначения и освобождения от должности Уполномоченного, его компетенцию, организационные формы и условия его деятельности.

В ходе выполнения курсовой работы нами были: изучена история становления института уполномоченного по правам человека; рассмотрен институт защиты прав человека в РФ; выявлен порядок назначения и освобождения от должности уполномоченного по правам человека в РФ; охарактеризованы права и обязанности уполномоченного по правам человека в РФ и его основные направления деятельности, а также раскрыты проблемы и перспективы развития института уполномоченного по правам человека в РФ.

В пределах своей компетенции Уполномоченный может в соответствующих случаях принимать меры по защите прав и свобод лиц, обратившихся к нему за защитой своих прав и свобод с жалобой, а также по своей инициативе, без жалобы.

Учитывая важное место Уполномоченного по правам человека в механизме обеспечения прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации, в Конституции РФ необходимо закрепить статус уполномоченных по правам человека, действующих на федеральном, региональном и местном уровнях.

В целях конструктивного взаимодействия уполномоченных по правам человека по обеспечению прав и свобод человека и гражданина необходимо формирование и законодательное закрепление системы Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, основанной на принципах координации, сотрудничества и взаимопомощи, посредством внесения изменений в Федеральный конституционный закон «Об Уполномоченном по правам человека в РФ», а также принятия Федерального закона «Об основах деятельности Уполномоченного по правам человека в субъекте РФ».

Таким образом, для повышения эффективности деятельности уполномоченных по правам человека по восстановлению нарушенных прав и свобод граждан необходимо усилить корреспондирующие обязанности органов и должностных лиц публичной власти. В этих целях предлагается законодательно закрепить обязанность судебных органов и прокуратуры письменно уведомлять Уполномоченного по правам человека в РФ и уполномоченных по правам человека в субъектах РФ о результатах рассмотрения их ходатайств и заявлений не позднее установленного срока со дня их поступления.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

Нормативно – правовые акты:

«

Конституция Российской

Федерации

»

(принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020).

«

Всеобщая декларация прав человека

»

(принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948)

.

Федеральный конституционный закон от 26.02.1997 N 1-ФКЗ (ред. от 09.11.2020)

«

Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации

».

Федеральный конституционный закон от 10 июня 2008 N 3-ФКЗ

«

О внесении изменения в Федеральный конституционный закон

«

Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации

»

.

Федеральный закон от 18 марта 2020 г. N 48-ФЗ

«

Об уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации

».

Закон Краснодарского края от 4 июля 2000 г. N 287-КЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Краснодарском крае» (с изменениями и дополнениями)

.

Учебники, монографии, диссертации, статьи из периодических изданий:

Волков, Н. А. Права человека в современном обществе: учебное пособие / Н. А. Волков. — Кемерово:

К

узГТУ

имени Т.Ф. Горбачева, 2020

. — 156 с. —

ISBN 978-5-89070-935-6.

— Текст: электронны

й

// Лань: электронно-библиотечная система. — URL:

https://e.lanbook.com/book/69408

Глебов, С. Т. Права и свободы человека и гражданина в правовом госуд

арстве / С. Т. Глебов. – Москва: Лаборатория книги, 2019

. – 188 с. –

URL:

https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=141890

Доклады Уполномоченного по правам человека в Краснодарском крае за 2019, 2020 и 2021 года

https://kubanombudsman.org/dokumenty-2/ezhegodnye-doklady

Доклады Уполномоченного по правам человека за 2019, 2020 и 2021 года

https://ombudsmanrf.org/content/doclad2020

Кобзева, Е. И. Права человека

: учебное пособие / Е. И. Кобзева, О

. И. Мамина. — Москва

: РУТ (МИИТ), 2019. — 107 с

.— Текст: электронный// Лань

: электронно-библиотечная система. — URL:

https://e.lanbook.com/book/188726

Конституционно-правовые механизмы защиты прав человека и гражданина в России и мире: материалы международной научно-практиче

ской конференции (6 декабря 2019

г., Москва

, Российский новый университет): материалы конференции. — Сочи

:

РосНОУ

, 2019. — 609 с. —

ISBN 978-5-89789-145-0. — Текст: электронный // Лань

: электронно-библиотечная система. — URL:

https://e.lanbook.com/book/162137

Михайлов, А. Т. Конституционное право граждан на обраще

ние в Российской Федерации / А. Т.

Михайлов. – Моск

ва: Весь Мир, 2010. – 160 с. : ил

.,

табл., схем.

- URL:

https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=276702

Мутагиров

, Д. З.

Права и свободы человека

: учебник для вузов/ Д. З.

Мутагиров

.

2-е изд.,

испр

. и доп.

— Москва

: Издательство

Юрайт

, 2020.— 516 с.— (Высшее образование).

ISBN

978-5-534-07141-2. — Текст: электронный // Образовательная

платформа

Юрайт

[сайт]. — URL:

https://urait.ru/bcode/455497

Носов

, Р. С. Личные права и сво

боды человека и гражданина / Р. С.

Носов. – Москва: Ла

боратория книги, 2020. – 34 с. - URL:

https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=87280

Овсепян, Ж. И. Конституционно-правовой статус человек

а (гражданина) в России / Ж. И.

Овсепян; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Южный федеральный университет. –

Ростов-на-Дону; Таганрог: Южный федераль

ный университет, 2019

. – 703 с.: ил. –

URL:

https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=499936

 

Права человека в России: история, теория и практика: учебное

пособие / Д. Т.

Караманукян

, А. В.

Ми

нжуренко, С. А.

Величко [и др.]

; отв. ред. Д. Т.

Караманукян

; Омская юридическая академия. – Омск: О

мская юридическая академия, 2020. – 307 с. URL:

https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=437010

Пронин, А. А. Права

человека: аспекты проблемы / А.

А.

Пронин. – 2-е изд. – Москва; Берлин

:

Директ

-Медиа, 2019

. – 215 с.

– URL:

https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=241793

Чашин, А.

Н

.

Конституцио

нное право Российской Федерации: учебное пособие для вузов/ А. Н. Чашин.— Москва: Издательство

Юрайт

, 2021.— 255

с.

— (Высшее образование).

— ISBN 978-5-534-10409-7. — Текст: электронный // Образовательная

платформа

Юрайт

[сайт]. — URL:

https://urait.ru/bcode/475494

 

Интернет – ресурсы:

Институт прав человека в Р

оссии. Теория государства и права

https://law.wikireading.ru/51042

История возникновения института омбудсмена

ombudsman

.

donland

.

ru

/

default

.

aspx

?

pageid

=51320

Основные права и свободы человека и гражданина; Европейский суд по правам человека

https://euroclaim.ru/prava-cheloveka/

Официальный сайт Уполномоченного по правам человека в

Краснодарском крае

kubanombudsman.org

Официальный сайт Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации

ombudsmanrf.org

Перспективы развития института уполномоченного по правам человека в Российской Федерации

https://novainfo.ru/article/12812

Роль Уполномоченного по правам человека Российской Федерации и региональных уполномоченных по правам человека в защите прав личности

https://be5.biz/pravo/p050/3-5.html

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×