В докладе представлена характеристика детей с центральными расстройствами слуха (сенсорная алалия, проявления центральных расстройств слуха у детей с ОНР, ДЦП, ЗПР), диагностика нарушений конкретных операций слухового/слухоречевого анализа у ребенка, варианты к реабилитации детей с центральными расстройствами слуха, слуховая тренировка в системе слухоречевой реабилитации детей с центральными расстройствами слуха, а также использование альтернативных и дополнительных средств коммуникации в процессе формирования речевых навыков у детей с сенсорной алалией.
Кому: сурдопедагогам, дефектологам, логопедам, родителям.
Тема:
Подготовила:
Ирина Александровна Бондарь,
учитель-логопед.
Новокузнецкий городской округ, 2023 г.
2
Содержание:
1.
Определение центральных расстройств слуха (ЦРС), симптомы их
проявления.
2.
Характеристика детей с центральными расстройствами слуха.
3.
Слуховая нейропатия.
4.
Диагностика нарушений конкретных операций/слухоречевого анализа
у ребенка с ЦРС.
5.
Подходы к реабилитации детей с ЦРС.
6.
Слуховая тренировка в системе слухоречевой реабилитации детей с
ЦРС.
7.
Использование альтернативных и дополнительных средств
коммуникации в процессе формирования речевых навыков у детей с
ЦСР.
8.
Литература
3
1.
Определение центральных расстройств слуха (ЦРС), симптомы их
проявления.
Диагностика центральных расстройств слуха (ЦРС)
Что это? (сенсорная алалия, зпр, тугоусть, аутизм, зрр).
Слуховая система состоит из двух отделов:
1.
Периферический отдел – наружное, среднее и внутреннее ухо (улитка)
и слуховой нерв.
2.
Центральный отдел – подкорковые и корковые слуховые центры мозга.
Центральный отдел слуховой системы состоит (рис.1):
1.
Подкорковые слуховые центры (кохлеарные ряды, верхнеоливарный
комплекс, латеральная петля, нижние бугры четверохолмия,
трапециевидное тело, внутренее коленчатое тело (ВКТ))
2.
Корковые слуховые центры- слуховые зоны коры больших полушарий.
Рис. 1 Центральный отдел слуховой
системы
Функции периферического и центрального отделов слуховой системы:
На
всех
структурах
нейроны
проводят
обработку
звуков
.
4
1.
Прием и передача звуковых колебаний рецепторам внутреннего уха,
усиление звуков (наружное, среднее ухо)
2.
Преобразование механических колебаний звуков в электрические
импульсы (волосковые клетки улитки)
Функции центрального отдела:
1.
Анализ звуковой и речевой информации (подкорковые и корковые
центры)
2.
Запоминание, хранение звуковой и речевой информации (кора)
3.
Интерпретация звуковой и речевой информации (кора).
Основные типы нарушений слуха
Периферические нарушения слуха
Кондуктивная тухоугость (нарушение звукопроведения)
Сенсоневральная тухоухость (нарушение звуковосприятия)
Смешанная тугоухость
Слуховая нейропатия (нарушение звуковосприятия)
Центральные расстройства слуха (нарушение звукопроведения) (рис.2)
Нарушения, обусловленные повреждением поодкорковых, начиная
с кохлеарных ядер, и корковых центров слуховой системы. Нарушения
звуковосприятия (сенсорная алалия, сенсорная афазия, сенсорный компонент
у детей с ОНР…). Нарушены процессы анализа звуков, в том числе и
речевых.
У большей части детей с нарушением речи есть какие-либо ЦРС.
Т.к.это проблемы связаны с нарушением фонематического слуха.
Человек слышит мозгом, а не ухом.
5
2.Характеристика детей с центральными расстройствами слуха.
Рис. 2 Центральные расстройства слуха у детей
Когда у ребенка есть восприятие речи – это сенсорный компонент.
После Кохл.ИМПл. есть дети, которые быстро развиваются. А есть,
которые не начинают говорит (значит, нарушен не только периферический
отдел слуха, но и центральный отдел).
Надпороговые тесты для диагностики ЦСР
Дихотический тест (межполушарное взаимодействие)
Речь в шуме (слуховая кора)
Обнаружение коротких пауз в звуковой последовательности (≥20 мс,
слуховая кора)
Различение акустически сходных фонем (слуховая кора)
Бинауральное освобожение от маскировки при восприятии речи,
локализация звука (подкорковые слуховые центры)
Тест краткосрочной слухороечевой памяти (слуховая кора)
ЦРС – не выполнение 3-х и более
тестов
6
Дифференциальная диагностика ЦРС
o
С тугоухостью
o
Со слуховой нейропатией
o
С интеллектуальной недостаточностью
o
С расстройствами аутистического спектра
Диагностика центральных расстройств слуха
Дигноз ставится в возрасте ≥ 5 лет. Комплексное обследование слуха
объективными и субъективными методами +
1.
Анамнез, осмотры;
2.
Тональная аудиометрия
3.
Импедансометрия
4.
Аудиометрия по слуховым потенциалам мозга (КСВП)
5.
Вызванная отоакустическая эмиссия (ЭВОАЭ)
6.
Надпороговые тесты для выявления ЦСР (речь в шуме, дихотический
тест и др.)
7.
Педагогическое обследование сурдо- и логопеда
8.
Психологическое обследование.
Первые пункты позволяют отделить периферические нарушения от
ЦРС.
Симптомы центральных расстройств слуха
o
Проблемы локализации источника звука
o
Проблемы различения звуков
o
Нарушено узнавание слуховых образов
o
Нарушен анализ временных характеристика звуков (анализ коротких
звуков и их последовательностей, различение пауз между звуками,
восприятие ритма, определение порядка звуков/фонем)
o
Нарушено восприятие на фоне помех (шум, речь) и при «обеднении»
речевых сигналов (телефон)
o
Расстройство слуховой памяти и слухового внимания
o
Нарушено восприятие и освоение (у детей) звуков речи как
акустических сигналов
o
Трудности формирования устойчивой связи между звуком-словом и
обозначаемым им предметом ( у детей).
Общий клинический признак –
нарушение реакций на звуки и
понимания устной речи,
приводящие к нарушению
развития собственной речи.
7
Мало обращаем внимание, а ребенок в 6 лет не может высказать
предположение, что это? У ребенка нет категоризации что это?
Взрывные согласные звуки – имеют короткую паузу. Акустические сигналы –
трудности в формировании звуком и сигналом.
8
3.Слуховая нейропатия (периферическое нарушение слуха).
Происходит нарушение синхронизации возбуждения волокон
слухового нерва, повреждение внутренних волосковых клеток, нарушение
синоптической передачи между волосковыми клетками и слуховым нервом.
Ребенок не реагирует на тихие звуки. Временами ответы, то есть, то
нет.
Поведенческие особенности ребенка со слуховой неропатией:
1.
Тональная аудиометрия – нестабильность порогов слуха на
протяжении обследования и в разные дни.
2.
Нестабильные реакции на звучащие игрушки и речь, в том числе
непроизвольные и ориентировочные (акуметрическое обследование).
3.
После 2-х лет – плохие реакции на шепот, несмотря на наличие
реакций на тихую вокальную речь. Плохое узнавание слов,
произносимых шепотом, даже форсированным.
4.
Замедленная реакция на звуки и речь.
5.
Улучшение узнавания слов/фраз при повторении и замедленном темпе
речи.
6.
Задержка речевого развития, обусловленная задержкой развития
понимания речи.
Симптомы слуховой нейропатии
и ЦРС очень сходны.
9
4.Диагностика нарушений конкретных
операций/слухоречевого анализа у ребенка с ЦРС.
Проблемы диагностики ЦРС
В России диагноз ЦРС детям ставят редко. Врач-сурдолог исключает
снижение слуха/выявляет периферическое нарушение слуха, определяет его
степень, но не проводит тестов для диагностики ЦРС.
Врач-психиатр не ставит диагноз ЦРС, в редких случаях ставится
диагноз «сенсорная»/ «сенсорно-моторная» алалия при наличии данных о
нормальном периферическом слухе, нарушении понимания УСТНОЙ речи у
ребенка в сочетании с достаточно высоким уровнем выполнения
невербальных заданий, возможностью использования невербальной
коммуникации. У многих детей с ЦРС являются частью комплексного
нарушения развития, что затрудняет выявление и диагностику ЦРС у ребенка
(ЗПРР, аутистические и интеллектуальные расстройства, ДЦП…).
Трудности диагностики
Грубые нарушения – нестабильные реакции даже на громкие звуки,
тонкие нарушения – трудности различения акустически сходных фонем,
трудности восприятия в речи в шумных условиях. Изменение проявлений с
возрастом, по мере созревания мозга ребенка, особенно слуховой коры.
Логопедическая диагностика ЦРС
1.
Анамнез
2.
Поведенческие особенности ребенка с ЦРС
Ребенок ведет себя как слабослышащий;
Снижение уровня речевого развития преимущественно в областях,
связанных с восприятием устной речи;
Низкие показатели в речевых заданиях (вербальный интеллект) по
сравнению с задачами, требующими зрительно-пространственных
навыков (невербальный интеллект);
Трудности различения акустически сходных фонем (п-б, с-сь…)
10
Трудности при выполнении многоступенчатых инструкций;
Трудности при восприятии быстрой речи;
Проблемы при письме и чтении;
Проблемы при понимании нескольких говорящих (отказывается
участвовать в разговоре с участием нескольких человек, отвечает
невпопад);
Плохие способности к музыке, пению, восприятию ритма;
Может иметь нарушения крупной и мелкой моторики.
Слуховые центры
лежат близко в двигательным, следовательно, страдают оба.
11
5.Подходы к реабилитации детей с ЦРС.
Реабилитация детей с ЦРС
Организация окружающей среды в соответствии с возможностями
ребенка (исключить шум);
При общении с ребенком давать короткие инструкции с учетом
лексики, использовать контекстуальные и зрительные подсказки
(чтение с лица, жеста, картинки, чтение);
Формирование процессов слухоречевого анализа;
Развитие языковой системы, произносительной стороны речи с
опорой на наглядность и чтение;
Развитие коммуникативных навыков доступными способами,
включая АДК;
Обучение родителей.
Подходы к коррекционно – развивающей работе с ребенком с
проявлениями ЦРС
Сочетание логопедических и сурдопедагогических приемов работы;
Использование методик и приемов развития речи, разработанных для
детей с нарушением слуха (опора на зрительный анализатор,
структурированное
формирование
дефицитарных
операций
слухоречевого анализа, развитие слухового внимания, памяти, как
отдельное направление работы);
Развитие компенсаторных стратегий поведения;
Обучение
использованию
предречевых,
альтернативных
и
дополнительных средств коммуникации (на этапе формирования речи,
…);
Сотрудничество с психологом (согласованная работа).
12
6.Слуховая тренировка в системе слухоречевой
реабилитации детей с ЦРС.
Диагностика сформированности операций слухоречевого анализа для
определения содержания слуховой тренировки
Выявление снижения слуха:
Обнаружение звуков
– способность реагировать на появление или
отсутствие звука;
Различение звуков
– способность определять различие/сходство между
двумя звуками;
Выделение определенных признаков звуков речи
(признак звонкий-
глухой, носовой-неносовой, щелевой-взрывной и т.д.);
Узнавание звуков/слов
– способность повторить или имитировать
слышимые звуки (закрытый выбор);
Запоминание звуков/слов;
Константность слухового восприятия речи;
Помехоустойчивость восприятия речи;
Слуховой контроль голоса и звукопроизношения.
Формирование процессов слухового анализа речи:
Обнаружение звуков/слов,
Различение звуков/слов при парном сравнении,
Узнавание знакомых звуков/слов при выборе из 3-х и более,
Распознавание знакомых звуков/слов,
Развитие слухового внимания и памяти,
Фонематический слух,
Восприятие просодических характеристик речи,
Помехоустойчивости восприятия речи.
13
7.Использование альтернативной и дополнительной
коммуникации у детей с ЦРС
Формы АДК (неголосовой коммуникации) человека:
Неречевые средства коммуникации (жесты, коммуникативные взгляды,
движения тела, предметы),
Письменная речь,
Жестовая речь,
Дактильная речь,
Азбука Морзе.
14
Литература
1.
Королева И.В. Учусь слушать и говорить. (УМК с 3-мя рабочими
тетрадями). СПб: КАРО, 2018.
2.
Королева И.В. Дети с нарушением слуха в условиях инклюзии. – СПб:
КАРО, 2020.
3.
Черкасова Е.Л. Нарушение речи при минимальных расстройствах
слуховой функции (диагностика и коррекция). Учебн.пособие. – М.:
АРКТИ, 2003.
4.
Бобошко М.Ю., Гарбачук Е.С., Мальцева Н.В. Диагностика
центральных нарушений слуха. Учебно-мет.пособие. – СПб.: Изд-во
СПбГМУ. – 2013.