В настоящее время дошкольное образование в России переживает сложный, по сути, исторически переломный период. Повод для глобальных перемен хорошо известен педагогам - это изменения в Федеральном законе «Об образовании» в Российской Федерации и тесно связанный с ним Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее ФГОС). А что знают об этом современные родители?
Так что же это такое – современная система дошкольного образования?
В первую очередь, родителям не стоит бояться слов - переломный период, современная система, инновация. А стоит вспомнить одно устойчивое сочетание – «Новое – это хорошо забытое старое». С раннего возраста ребенку гарантировано право на образование, которое с позиций Конвенции о правах ребенка (1989) включает следующие аспекты:
возможность посещения образовательного учреждения;
создание условий для образовательной деятельности;
содержание образования, обеспечивающее подготовку ребенка к сознательной жизни в свободном обществе в духе понимания, мира, терпимости (толерантности), равноправия мужчин и женщин, и дружбы между народами;
отношения между участниками образовательного процесса, основанные на уважении человеческого достоинства ребенка.
В основу современной государственной политики в области образования тоже положены идеи гуманизации и демократизации.
ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ XXI ВЕКА: ВЗГЛЯД СО СТОРОНЫ
В настоящее время дошкольное образование в России переживает сложный, по сути, исторически переломный период. Повод для глобальных перемен хорошо известен педагогам - это изменения в Федеральном законе «Об образовании» в Российской Федерации и тесно связанный с ним Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее ФГОС). А что знают об этом современные родители?
В Законе предусмотрено, что в решении сложных, разноплановых задач, связанных с реализацией ФГОС дошкольного образования, исключительная роль принадлежит семье. В связи с этим возникает необходимость по-новому взглянуть на взаимодействие детского сада с родителями, а родителей с детским садом с целью создания единого образовательного пространства «семья - детский сад» для их равноправного и заинтересованного партнёрства. А такое партнёрство подразумевает, в первую очередь, глубокое и осмысленное понимание современной концепции дошкольного образования обеими сторонами.
Так что же это такое – современная система дошкольного образования?
В первую очередь, родителям не стоит бояться слов - переломный период, современная система, инновация. А стоит вспомнить одно устойчивое сочетание – «Новое – это хорошо забытое старое». С раннего возраста ребенку гарантировано право на образование, которое с позиций Конвенции о правах ребенка (1989) включает следующие аспекты:
возможность посещения образовательного учреждения;
создание условий для образовательной деятельности;
содержание образования, обеспечивающее подготовку ребенка к сознательной жизни в свободном обществе в духе понимания, мира, терпимости (толерантности), равноправия мужчин и женщин, и дружбы между народами;
отношения между участниками образовательного процесса, основанные на уважении человеческого достоинства ребенка.
В основу современной государственной политики в области образования тоже положены идеи гуманизации и демократизации.
Сегодня в обществе нет единого взгляда на дошкольное образование. Однако, преобладающее большинство родителей (социологи называют цифру 80%) предпочитают по достижении ребёнком полутора-двух лет воспитывать его в детском саду. Почему? Самым популярным ответом на этот вопрос является «желание создать благоприятную ситуацию для его личностного развития». Второе место занимает ответ, указывающий на стремление родителей своевременно подготовить ребёнка к школе. Третье место занимают ответы, проявляющие экономические мотивы семьи, рассматривающей детский сад как форму социальной поддержки. Данная социально-экономическая ситуация может быть рассмотрена и как социально-педагогическая. Инновационный процесс развития современного дошкольного образования в России является одним из социальных процессов. К основным функциям инновационной деятельности относятся изменения компонентов педагогического процесса: смысла, целей, содержания образования, форм, методов, технологий, средств обучения, системы управления. Инновации в дошкольном образовании – это создание педагогических новшеств, их оценка и освоение педагогическим сообществом, использование и применение на практике, а также принятие этой инновации современными родителями. Условиями инновационного процесса дошкольного образования служат, на наш взгляд, следующие: обращение к личностно-ориентированной педагогике, переход от жестко регламентированных форм воспитания и обучения детей к деятельностному подходу, гуманизация и культуросообразность современного образования, детоцентризм. В настоящее время в области гуманизации образования накоплен значительный опыт отечественных педагогов-исследователей (Ш. А. Амонашвили, В. В. Давыдов, Н. Ф. Виноградова, Л. В. Занков, Н. Б. Истомина, В. В. Краевский и др.). Принцип гуманизации педагогического процесса рассматривался ими как ведущий принцип образования, выражающийся в необходимости сочетания целей общества и личности.
Принцип культуросообразности в дошкольном образовании предполагает, что воспитание должно основываться на общечеловеческих ценностях культуры и строиться в соответствии с этими ценностями. Воспитание детей – одна из вечных проблем человечества. Среди разнообразных функций семьи (репродуктивная, воспитательная, хозяйственно-бытовая, организации семейного досуга, социализация, общение) важное место занимает функция воспитания. А воспитание – очень сложный процесс, в котором взаимно влияют друг на друга и те, кто воспитывает, и те, кого воспитывают. И здесь семья выступает посредником между ребёнком и обществом, передавая ему социальный опыт. В этой ситуации с учетом возможностей культурно-деятельностной методологии образования (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин) происходит социальное конструирование доктрины дошкольного детства - «Детство ради детства». Фундаментальным ядром доктрины дошкольного образования является разработка ФГОС ДО. Он представляет собой совокупность государственных гарантий и требований к программам, условиям и результатам получения бесплатного доступного качественного дошкольного образования.
Что касается родителей, то у разных социальных групп требования к дошкольному образованию разные. Кто-то сам готов приложить все усилия для воспитания гения, а кто-то, наоборот, всю ответственность перекладывает на детский сад. При этом большинство родителей считает, что в дошкольном учреждении должен предоставляться весь комплекс востребованных родителями образовательных услуг, чтобы не приходилось водить ребенка по вечерам в бассейн, музыкальную школу и в спортивные секции. Как сказала директор Института психолого-педагогических проблем детства РАО Татьяна Волосовец, это и есть образ детского сада будущего: используя возможности сетевого взаимодействия с учреждениями дополнительного образования, так организовать режим, чтобы ребёнок мог получить в детском саду всё, чего хотят родители, но учитывая интересы и возможности самого дошкольника. Ведь определяющей целью разнообразной совместной деятельности в системе «педагог – родители – дети» является, в первую очередь, удовлетворение потребностей ребёнка, имеющих ведущее значение для его развития. Следовательно, целесообразно значительную часть воспитательного процесса организовывать совместно «педагог – родители – дети», а возникшие проблемы и задачи решать сообща, чтобы прийти к согласию, не ущемляя интересов друг друга и объединяя усилия для достижения более высоких результатов. И здесь родителям необходимо внимательно пересмотреть своё отношение к собственным формам взаимодействия с детским садом. Эффективность современной воспитательной системы образовательного учреждения характеризуется, наряду с другими факторами, открытым взаимодействием с семьёй, утверждением родителей как субъектов целостного образовательного процесса в ДОУ наряду с педагогами и детьми