Учитель-логопед Бовырина Е.Г.
МБДОУ №24 «Космос»
Каждый год увеличивается количество детей, имеющих нарушения в развитии. Возникают трудности при освоении программного материала и не из-за детского нежелания воспринимать материал, а вследствие недоразвития и особенностей развития головного мозга современных детей. Чтобы помочь детям преодолеть имеющиеся нарушения, на помощь в логопедической работе приходит применение нейропсихологических методик. Нейропсихологическая методика представляет собой совокупность специальных методов, направленных на компенсацию поврежденных функций головного мозга. И если несколько лет назад основными речевыми проблемами были трудности звукопроизношения, освоения письма и чтения, то на данный момент учителя-логопеды столкнулись с речевыми нарушениями причиной которого, является дизонтегенез различного вида: ЗПР, ТНР, РАС, СДВГ и др.
Обучая детей со сложным дефектом необходимо опираться на методики и технологии многих научных областей, поэтому нейропсихологический подход является отличным дополнением к коррекционной программе, и реализуется не вместо неё, а вместе с ней. Нейропсихология позволяет глубже взглянуть на проблему, выявить причину этого нарушения и выстроить грамотную стратегию сопровождения. У детей, имеющих сложности в освоении программ, прослеживается недостаточность высших психических функций и межсистемного взаимодействия, нейропсихология же помогает сформировать эти базовые функции для дальнейшего успешного обучения.
Опыт использования нейропсихологических методов и приемов в работе с детьми с нарушениями речи показал хорошие результаты по исправлению этих нарушений. Активизация межполушарных взаимодействий дает возможность более продуктивно корректировать имеющиеся у детей речевые, двигательные, интеллектуальные недостатки, поведенческие расстройства и способствует созданию базы для успешного преодоления психоречевых нарушений.
Хотелось бы поделиться некоторыми нейропсихологическими играми и упражнениями, наиболее интересными, на мой взгляд, которые использую на индивидуальных и подгрупповых занятиях с детьми.
Дыхательные упражнения.
Улучшают ритмику организма, развивают контроль и произвольность. Эффективным приёмом является подключение к дыхательным упражнениям визуальной и сенсорной системы
Двуручное рисование.
Инструкция:
двумя руками одновременно проведи по линиям, произнося звук Ш (любой автоматизируемый звук).
Улучшает умственную деятельность, способствует запоминанию, повышает устойчивость внимания, облегчает процесс чтения и письма.
Упражнение «Колечко»
Поочередно и как можно быстрее перебирайте пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т. д. в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. В начале, упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе. При этом я адаптировала ее для автоматизации звуков в слогах.
Инструкция:
соединяй большие пальчики с остальными и произноси слог ША(или цепочку слогов ША-ШО-ШУ-ШИ)
Упражнение «Кулак-ребро-ладонь»
Использую эту игру для развития фонематического восприятия либо для дифференциации звуков.
Инструкция:
если услышишь звук С — ставь кулак, звук Сь — ставь ладонь. 2 вариант: звук С — кулак, звук З - ребро, звук Ц — ладонь.
Нейроскакалка
Для движения на этой скакалке нужна разнонаправленная работа ног. Одна нога совершает вращательные движения, а другая должна совершать прыжки. Нейроскакалка отличный тренажер, который одновременно тренирует мозжечок, межполушарное взаимодействие, концентрацию, внимательность, помогают решать задачи речевого развития. В процессе работы движения сопровождаются речевым материалом.
Игра «Ходилки»
Предлагается встать ногами на перевернутые ведра, руками держать веревочки. Прижимая к ступням дно ведер – делать шаги. Игру используют для развития слоговой структуры слов, автоматизации звуков, дифференциации звуков, координации движений, тренировки вестибулярного аппарата, положения тела в пространстве.
Игра «Зайчики»
Исходное положение – стоя. Логопед предлагает детям дотронуться до правого уха и улыбнуться («зайчик греет ушки»), если они услышат заданный звук в слове. Если в слове заданного звука нет, то необходимо дотронуться до левого уха и сделать грустное лицо. Данная игра способствует развитию фонематического слуха, памяти, развивает внимание, ловкость, снимает психологическую нагрузку.
Игра «Поймай звук»
Исходное положение: стоя или сидя. Логопед предлагает обхватить голову двумя руками, если ребенок услышит заданный звук (изолированно, в слогах, в словах, в зависимости от этапа работы). Если заданного звука нет, то ребенок показывает ладошки (прячет руки за спину). Данная игра способствует развитию фонематического восприятия и слухового внимания, мышления, ловкости.
Игра «Робот»
Ребенку предлагается сделать столько движений, сколько слов в предложении. Данная игра способствует развитию межполушарных связей, слоговому анализу и синтезу, закрепляет понятия «слога» и «слова». Улучшает внимание, память, мышление, навыки фонематического анализа, ловкость, подвижность, переключаемость. Позволяет ребенку научиться лучше чувствовать свое тело.
Игры с мячами (обычными, прыгунами, кинезиологическими)
Инструкция:
1 вариант: на звук С отбивай мяч правой рукой, на звук Ш левой.
2 вариант: если назову один предмет, отбивай правой рукой мяч, если много — левой.
3 вариант: если назову живой предмет -отбивай мяч правой рукой, если неживой — левой.
Следует отметить, что регулярное использование нейроигр в логопедической работе оказывает положительное влияние на коррекционный процесс обучения, развитие интеллекта, улучшение состояния физического, психического, эмоционального здоровья и социальной адаптации детей. К тому же, использование нейроигр снижает уровень утомляемости, повышает способность к произвольному контролю, что в свою очередь, способствует наиболее быстрому процессу коррекции недостатков речевого развития дошкольников с ТНР.
Нейропсихологические методы в работе учителя-логопеда с детьми ТНР.
Учитель-логопед Бовырина Е.Г.
МБДОУ №24 «Космос»
Каждый год увеличивается количество детей, имеющих нарушения в развитии. Возникают трудности при освоении программного материала и не из-за детского нежелания воспринимать материал, а вследствие недоразвития и особенностей развития головного мозга современных детей. Чтобы помочь детям преодолеть имеющиеся нарушения, на помощь в логопедической работе приходит применение нейропсихологических методик. Нейропсихологическая методика представляет собой совокупность специальных методов, направленных на компенсацию поврежденных функций головного мозга. И если несколько лет назад основными речевыми проблемами были трудности звукопроизношения, освоения письма и чтения, то на данный момент учителя-логопеды столкнулись с речевыми нарушениями причиной которого, является дизонтегенез различного вида: ЗПР, ТНР, РАС, СДВГ и др.
Обучая детей со сложным дефектом необходимо опираться на методики и технологии многих научных областей, поэтому нейропсихологический подход является отличным дополнением к коррекционной программе, и реализуется не вместо неё, а вместе с ней. Нейропсихология позволяет глубже взглянуть на проблему, выявить причину этого нарушения и выстроить грамотную стратегию сопровождения. У детей, имеющих сложности в освоении программ, прослеживается недостаточность высших психических функций и межсистемного взаимодействия, нейропсихология же помогает сформировать эти базовые функции для дальнейшего успешного обучения.
Опыт использования нейропсихологических методов и приемов в работе с детьми с нарушениями речи показал хорошие результаты по исправлению этих нарушений. Активизация межполушарных взаимодействий дает возможность более продуктивно корректировать имеющиеся у детей речевые, двигательные, интеллектуальные недостатки, поведенческие расстройства и способствует созданию базы для успешного преодоления психоречевых нарушений.
Хотелось бы поделиться некоторыми нейропсихологическими играми и упражнениями, наиболее интересными, на мой взгляд, которые использую на индивидуальных и подгрупповых занятиях с детьми.
Дыхательные упражнения.
Улучшают ритмику организма, развивают контроль и произвольность. Эффективным приёмом является подключение к дыхательным упражнениям визуальной и сенсорной системы
Двуручное рисование.
Инструкция:
двумя руками одновременно проведи по линиям, произнося звук Ш (любой автоматизируемый звук).
Улучшает умственную деятельность, способствует запоминанию, повышает устойчивость внимания, облегчает процесс чтения и письма.
Упражнение «Колечко»
Поочередно и как можно быстрее перебирайте пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т. д. в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. В начале, упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе. При этом я адаптировала ее для автоматизации звуков в слогах.
Инструкция:
соединяй большие пальчики с остальными и произноси слог ША(или цепочку слогов ША-ШО-ШУ-ШИ)
Упражнение «Кулак-ребро-ладонь»
Использую эту игру для развития фонематического восприятия либо для дифференциации звуков.
Инструкция:
если услышишь звук С — ставь кулак, звук Сь — ставь ладонь. 2 вариант: звук С — кулак, звук З - ребро, звук Ц — ладонь.
Нейроскакалка
Для движения на этой скакалке нужна разнонаправленная работа ног. Одна нога совершает вращательные движения, а другая должна совершать прыжки. Нейроскакалка отличный тренажер, который одновременно тренирует мозжечок, межполушарное взаимодействие, концентрацию, внимательность, помогают решать задачи речевого развития. В процессе работы движения сопровождаются речевым материалом.
Игра «Ходилки»
Предлагается встать ногами на перевернутые ведра, руками держать веревочки. Прижимая к ступням дно ведер – делать шаги. Игру используют для развития слоговой структуры слов, автоматизации звуков, дифференциации звуков, координации движений, тренировки вестибулярного аппарата, положения тела в пространстве.
Игра «Зайчики»
Исходное положение – стоя. Логопед предлагает детям дотронуться до правого уха и улыбнуться («зайчик греет ушки»), если они услышат заданный звук в слове. Если в слове заданного звука нет, то необходимо дотронуться до левого уха и сделать грустное лицо. Данная игра способствует развитию фонематического слуха, памяти, развивает внимание, ловкость, снимает психологическую нагрузку.
Игра «Поймай звук»
Исходное положение: стоя или сидя. Логопед предлагает обхватить голову двумя руками, если ребенок услышит заданный звук (изолированно, в слогах, в словах, в зависимости от этапа работы). Если заданного звука нет, то ребенок показывает ладошки (прячет руки за спину).
Данная игра способствует развитию фонематического восприятия и слухового внимания, мышления, ловкости.
Игра «Робот»
Ребенку предлагается сделать столько движений, сколько слов в предложении. Данная игра способствует развитию межполушарных связей, слоговому анализу и синтезу, закрепляет понятия «слога» и «слова». Улучшает внимание, память, мышление, навыки фонематического анализа, ловкость, подвижность, переключаемость. Позволяет ребенку научиться лучше чувствовать свое тело.
Игры с мячами (обычными, прыгунами, кинезиологическими)
Инструкция:
1 вариант: на звук С отбивай мяч правой рукой, на звук Ш левой.
2 вариант: если назову один предмет, отбивай правой рукой мяч, если много — левой.
3 вариант: если назову живой предмет -отбивай мяч правой рукой, если неживой — левой.
Следует отметить, что регулярное использование нейроигр в логопедической работе оказывает положительное влияние на коррекционный процесс обучения, развитие интеллекта, улучшение состояния физического, психического, эмоционального здоровья и социальной адаптации детей. К тому же, использование нейроигр снижает уровень утомляемости, повышает способность к произвольному контролю, что в свою очередь, способствует наиболее быстрому процессу коррекции недостатков речевого развития дошкольников с ТНР.