Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 27.04
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Дополнительная общеразвивающая программа | Гаврилова Надежда Борисовна . Работа №275860. Номер работы: №275860

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Автор: Гаврилова Надежда Борисовна
 Программа дополнительного образования оригами «Бумажные фантазии» является программой художественно-эстетической направленности.

Актуальность использования оригами в образовательном процессе в первую очередь связана с возможностью использования его как средства развития мелкой моторики рук. Использование оригами обеспечивает хорошую тренировку пальцев, способствует выработке движений кисти, развивает точность, координацию мелких движений пальцев.

Новизна программы состоит в том, что, что дети изготавливают модель не только по образцу, предложенному педагогом. Особое внимание уделяется развитию навыков чтения технологических карт и самостоятельного складывания изделий.

Программа предполагает совместную работу детей с педагогом, а также их самостоятельную творческую деятельность детей. В процессе образовательной деятельности используются различные формы совместной деятельности: традиционные, игровые. Каждое занятие включает теоретическую часть и практическое выполнение задания детьми.

Управление образования администрации Ленинск-Кузнецкого городского округа

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №61»

 

 

 

 

 

СОГЛАСОВАНО: УТВЕРЖДЕНО:

Педагогическим советом Заведующим МБДОУ№61

Протокол №_ __________Кудинова О.Ю.

«___»_________2021 «___»_________2021

 

 

Бумажные фантазииДополнительная общеобразовательная общеразвивающая программахудожественной направленностиВозраст учащихся: 5- 6 летСрок реализации: 12 часов

 

 

 

 

Раразботчик программы: Гаврилова Надежда Борисовна, ст. воспитатель

 

 

г. Ленинск-Кузнецкий, 2021

КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК

Пояснительная записка

Искусство оригами известно с давних времён. Впервые оно зародилось в Китае - на родине возникновения бумаги. Позже распространилось в Японии. «Оригами» в переводе с японского - «ори» - бумага, «ками» - складывать.

В настоящее время многие увлекаются складыванием из бумаги. Этот вид творчества развивает логику, фантазию, память. Оригами активизирует мыслительные процессы. В процессе этой работы у детей развивается ручная умелость, зрительная координация, готовность руки к письму. Развивается пространственное воображение, появляется интерес к познанию окружающего мира. Этот вид творчества развивает логику, фантазию, память.

Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период устанавливается связь ребёнка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям. Развивается любознательность, формируется интерес к творчеству.

Программа дополнительного образования оригами «Бумажные фантазии» является программой художественно-эстетической направленности.

Актуальность использования оригами в образовательном процессе в первую очередь связана с возможностью использования его как средства развития мелкой моторики рук. Использование оригами обеспечивает хорошую тренировку пальцев, способствует выработке движений кисти, развивает точность, координацию мелких движений пальцев. Как известно, всё это стимулирует развитие речи у детей. Кроме того, для детей младшего возраста тренировка пальцев важна с точки зрения выработки основных элементарных умений, таких, как одевание и раздевание, застегивание и расстегивание пуговиц, манипулирование ложкой, ножницами. У старших дошкольников тренировка пальцев подготавливает руку к письму.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Бумажные фантазии» составлена в соответствии с нормативно-правовыми документами:

- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ);

- Приказ Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018 г. № 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

- Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р);

- Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 № 09-3242 «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы);

- Санитарно-эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи (Постановление об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 от 28.09.2020 № 28);

- Положение о дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе МБДОУ «Детский сад № 62».

Цель программы: ознакомление учащихся с элементарными приемами техники оригами как художественным способом конструирования из бумаги.

Задачи программы:

Обучающие:

по

з

накомить детей с основными геометрическими понятиями и базовыми формами о

ригами;

ф

ормировать

у воспитанников

умен

ия следовать устным инструкциям;

о

бучать

детей

раз

личным приемам работы с бумагой;

з

накомить детей с

технологической картой

, с поэтапным выпо

лнением работ в технике оригами

от исходной заготовки бумаги до итоговой поделки

;

о

богащать словарь ребенка специальными те

рминами

.

Развивающие:

р

азвивать

у учащихся

внимание, память, логическое

и пространственное воображения;

р

азвивать

у детей

мелкую моторику рук и глазомер;

р

азвивать художественный вкус, творческие способности и фан

тазии, воображение

детей;

р

азвивать у детей способность работать руками, приучать к точным движениям пальцев, совершенствовать мелкую м

оторику рук, развивать глазомер;

Воспитательные:

в

оспитыв

ать

у учащихся

интерес к искусству оригами;

ф

ормировать

у детей

культуру труда и с

овершенствовать трудовые навыки;

с

пособствовать созданию игровых ситуаций, расширять ко

ммуникативные способности детей;

с

овершенствовать трудовые навыки

учащегося

, формировать культуру труда,

воспитывать

аккуратность, умение

бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.

Новизна программы состоит в том, что, что дети изготавливают модель не только по образцу, предложенному педагогом. Особое внимание уделяется развитию навыков чтения технологических карт и самостоятельного складывания изделий.

Срок реализации программы: 3 месяца, 12 часов.

Режим занятий: 1 раз в неделю по 25-30 минут, в соответствии с расписанием, утвержденным приказом по учреждению.

Возраст учащихся: 5-6 лет.

Наполняемость группы: в соответствии с СанПин. Состав группы – постоянный.

Форма обучения: очная, групповая.

Принципы программы:

1. Принцип наглядности. Предполагает широкое представление соответствующей изучаемому материалу наглядности: иллюстрации, образцы, схемы.

2. Принцип последовательности. Предполагает планирование изучаемого познавательного материала последовательно (от простого к сложному, чтобы дети усваивали знания постепенно.

3. Принцип занимательности – изучаемый материал должен быть интересным, увлекательным для детей, этот принцип формирует у детей желание выполнять предлагаемые виды занятий, стремиться к достижению результата.

4. Принцип тематического планирования материала предполагает подачу изучаемого материала по тематическим блокам.

5. Принцип личностно-ориентированного общения. В процессе обучения дети выступают как активные исследователи окружающего мира вместе с педагогом, а не просто пассивно перенимают его опыт. Партнерство, соучастие и взаимодействие – приоритетные формы общения педагога с детьми.

Формы реализации организованной образовательной деятельности

Программа предполагает совместную работу детей с педагогом, а также их самостоятельную творческую деятельность детей. В процессе образовательной деятельности используются различные формы совместной деятельности: традиционные, игровые. Каждое занятие включает теоретическую часть и практическое выполнение задания детьми.

Ожидаемые результаты

В результате образовательной деятельности учащиеся будут

знать:

историю и культуру оригами;

основные геометрические понятия и базовые формы оригами;

различные приемы работы с бумагой.

уметь:

работать с

технологической картой, с поэтапным выполнением работ в технике оригами от исходной заготовки бумаги до итоговой поделки;

следовать устным инструкциям;

создавать композиции с изделиями, выполненными в технике оригами;

 

Учебно-тематический план

 

п/п

Наименование темы

Количество ООД

Форма контроля

 

 

всего

теория

практика

 

1

Мониторинг

1

0,5

0,5

Беседа

 

2

Вводное занятие «Бумажная сказка»

1

0,5

0,5

Беседа

3

«Золотая рыбка»

1

0,5

0,5

Практическое

задание

4

«Божья коровка»

1

0,5

0,5

Практическое

задание

5

«Дом»

1

0,5

0,5

Практическое

задание

6

«Мороженое»

1

0,5

0,5

Практическое

задание

7

«Ветряная мельница»

1

0,5

0,5

Практическое

задание

8

«Пингвин»

1

0,5

0,5

Практическое

задание

9

«Автомобиль»

1

0,5

0,5

Практическое

задание

10

«Лебеди на пруду»

1

0,5

0,5

Практическое

задание

11

«Собака»

1

0,5

0,5

Практическое

задание

12

Мониторинг

1

0,5

0,5

Беседа,

практическое

задание

 

Итого:

12

6

6

 

 

Содержание образовательной деятельности:

Тема 1. Мониторинг. (1 час)

Определение у детей уровня сформированности мелкомоторных движений в процессе обучения техники «оригами».

Тема 2. Вводное занятие «Бумажная сказка». (1 час)

Теоретическая часть: История возникновения оригами. Техника безопасности. Оборудование рабочего места. Принадлежности, необходимые для занятий. Сведения о материалах, необходимых для изготовления оригами. Знакомство с базовыми формами оригами и условными знаками. Беседа «Знакомство с оригами». Просмотр видео «Оригами».

Практическая часть: складывание основных форм «Блин», «Треугольник», «Дверь», «Книжка».

Материалы: цветная (белая) бумага, ножницы.

Тема 3. «Бабочка». (1 час)

Теоретическая часть: Знакомство с основной формой «Квадрат» и технологической картой.

Практическая часть: Изготовление изделия на основе «Гармошки», соединение деталей с помощью синельной проволоки

Материалы: листы из журналов, ножницы, синельная проволока.

Тема 4. «Божья коровка». (1 час)

Теоретическая часть: Знакомство с основной базовой формой «Блин» и технологической картой.

Практическая часть: Изготовление изделия «Божья коровка» на основе базовой формы «Блин».

Материалы: цветная (белая) бумага, ножницы.

Тема 5. «Дом». (1 час)

Теоретическая часть: Знакомство с основной базовой формой «Дверь» и технологической картой.

Практическая часть: Изготовление изделия «Дом» на основе базовой формы «Дверь». Отработка основного элемента складывания – загнуть край листа к середине, определив ее путем сгибания квадрата пополам.

Материалы: цветная (белая) бумага, ножницы

Тема 6. «Мороженое». (1 час)

Теоретическая часть: Знакомство с базовой формой «Воздушный змей» и технологической картой.

Практическая часть: Изготовление «Мороженое» в технике оригами на основе базовой формы «Воздушный змей».

Материалы: цветная (белая) бумага, ножницы.

Тема 7. «Ветряная мельница». (1 час)

Теоретическая часть: Закрепление умения складывания базовой формы «Дверь» и знакомство с технологической картой.

Практическая часть: Изготовление «Ветряная мельница» в технике оригами.

Материалы: цветная (белая) бумага, ножницы

Тема 8. «Пингвин». (1 час)

Теоретическая часть: Закрепление умения складывания базовой формы «Треугольник». Знакомство с технологической картой. Изготовление «Пингвина» в технике оригами.

Практическая часть: Изготовление пингвина в технике оригами: отработка основного элемента складывания – загнуть край листа к середине, определив ее путем сгибания квадрата пополам.

Материалы: цветная (белая) бумага, ножницы.

Тема 9. «Автомобиль». (1 час)

Теоретическая часть: Закрепление складывания базовой формы «Дом». Знакомство с технологической картой. Развитие навыков сгибания, складывание.

Практическая часть: Изготовление из бумаги изделия в технике оригами «Автомобиль» на основе базовой формы.

Материалы: цветная (белая) бумага, ножницы.

Тема 10. «Лебеди на пруду». (1 час)

Теоретическая часть: Закрепление складывания базовой формы «Воздушный змей». Знакомство с технологической картой «Лебедь» и условными знаками.

Практическая часть: Изготовление изделия в технике оригами на основе базовых форм.

Материалы: цветная (белая) бумага, ножницы.

Тема 11. «Собака». (1 час)

Теоретическая часть: Знакомство с и технологической картой изготовления «Собаки» и условными знаками. Отработка основного элемента складывания – загнуть край листа к середине, определив ее путем сгибания квадрата пополам.

Практическая часть: Изготовление изделия в технике оригами «Собака» на основе базовых форм

Материалы: цветная (белая) бумага, ножницы.

Тема 12. Мониторинг. (1 час)

Практическая часть: Определение у детей усвоения данной программы и уровня сформированности мелкомоторных движений

Материалы: белая бумага, ножницы.

 

КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ

Календарный учебный график

Количество учебных недель - 13.

Количество учебных дней - 12.

Сроки контрольных процедур: формы контроля основных компетенций учащихся представлены в учебном плане, проводятся в ходе занятия по темам и разделам программы.

Календарный учебный график является обязательным приложением к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Бумажные фантазии», утверждается приказом по учреждению, составляется для каждой учебной группы.

Материально-техническое обеспечение

Технические средства обучения:

ноутбук;

телевизор

.

Материалы:

бумага белая

и цветная;

ножницы

;

клей-карандаш

;

ф

ломастеры, карандаши цветные;

наглядные пособия (альбомы, иллюстрации, фотографии);

образцы готовых работ;

технологические карты последовательного выполнения работы;

шаблоны.

 

Оценочные материалы и формы контроля

входной контроль осуществляется в форме ознакомительной беседы с обучающимися с целью введения их в мир оригами, правил организации рабочего места, санитарии, гигиены и безопасной работы;

текущий контроль включает в себя устные опросы, выполнение практических заданий;

итоговый контроль осуществляется в форме выставки творческих работ, включающую обобщающие задания по пройденным темам.

 

Методические материалы

В процессе реализации Программы используются различные формы проведения занятий: традиционные, комбинированные, практические. Все задания соответствуют по сложности возрасту обучающихся. На занятиях используются наглядно-иллюстративные материалы: художественные альбомы, наглядные иллюстрированные пособия по работе в различных техниках, схемы и таблицы.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Для педагога:

Анистратова А.А., Гришина Н.И. Поделки из кусочков бумаги. – М.: Оникс, 2010. – 45 с.

Богатеева

З. А. Чудесные поделки из 

бумаги

. – М.: Просвещение, 2004. - 208 с.: ил.

Богатова И. Оригами: цветочные композиции. – М.: Мартин, 2011. – 176 с.: ил. Долженко Г. И. Поделки из бумаги. – Ярославль: Академия развития, 2011. – 32 с.: ил.

Долженко Г.И. 200 фигурок и игрушек из бумаги и оригами. – Ярославль: Академия развития, 2011.

93

с.

Просова

Н.А. Оригами для малышей от 2 до 5. Складываем фигурки из бумаги. – М.: Эксмо,

2016

год. – 43 с.

Сержантова

Т.Б

.

366 моделей оригами

.

М

.

: Айрис-пресс, 2015.

199

с.: ил.

 

Для детей:

1. Долженко Г. И. Поделки из бумаги. – Ярославль: Академия развития, 2011. – 32 с.: ил.

2. Кабаченко С. Бумажные человечки. – М.: ЭКСМО, 2011. – 64 с.: ил.

3. Ращупкина С. Подарки из бумаги. – М.: ЭКСМО, 2011. – 62 с.: ил.

 

 

 

Приложение

Методика и критерии диагностического обследования по программе конструирования из бумаги «Бумажные фантазии»

 

Диагностические задания разработаны в соответствии с методиками Парамоной Я.Д., Лиштван З.В., Тарабариной Т.И.

Оценка:

3 балла – ребенок самостоятельно складывает лист пополам (по диагонали), соединяя углы; фиксирует сгиб кончиком пальца, проглаживает линию сгиба;

2 балла – ребенок складывает лист с помощью наводящих вопросов (инструкций) педагога;

1 балл – ребенок не может самостоятельно выполнить задание или отказывается от его выполнения

Задание №1

Цель: выявить умение детей складывать прямоугольный лист пополам.

Инструкция: «Сложи лист пополам»

Задание №2

Цель: выявить умение детей складывать квадратный лист по диагонали.

Инструкция: «Сложи лист по диагонали».

Задание№3

Цель: выявить умение детей различать и называть геометрические фигуры (квадрат, треугольник, прямоугольник, круг).

Инструкция: «Назови (покажи) фигуры, которые ты видишь».

Задание №4

Цель: выявить умение детей различать и показывать геометрические понятия (угол, сторона, линия сгиба).

Инструкция: Воспитатель берет квадрат согнутый пополам и предлагает ребенку: «Покажи углы, (стороны, линию сгиба)».

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×