Дата публикации:
14.02.2019
Автор:
Кузнецова Ольга Васильевна
Название работы:
Изучение проблемы развития креактивных способностей младших школьников
Работа:
Изучение проблемы развития креактивных способностей младших школьников
Кузнецова Ольга Васильевна, учитель начальных классов
Воли не удастся никогда создать мудрецов,
если будете убивать в детях шалунов.
Ж.Ж. Руссо
Важным объектом исследования является педагогический процесс, а именно процесс развития творческих способностей учащихся начальных классов. Цель данной данной работы - изучение проблемы развития креактивных способностей младших школьников именно тех её аспектов, знание которых необходимо для практической деятельности в этом направлении учителей и родителей.
Под творческой деятельностью мы понимаем такую деятельность человека, в результате которой создается нечто новое - будь это предмет внешнего мира или построение мышления, приводящее к новым знаниям о мире, или чувство, отражающее новое отношение к действительности. Творческие способности - это индивидуальные особенности качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода. Так как элемент творчества может присутствовать в любом виде человеческой деятельности, то справедливо говорить не только о художественных творческих способностях, но и технических творческих способностях, о математических творческих способностях, и т. д.
Творческие способности представляют собой сплав многих качеств. И вопрос о компонентах творческого потенциала человека остается до сих пор открытым, хотя в настоящий момент существует несколько гипотез, касающихся этой проблемы.
Кандидаты психологических наук В.Т.Кудрявцев и В. Синельников, основываясь на широком историко-культурном материале (история философии, социальных наук, искусства, отдельных сфер практики) выделили следующие универсальные креативные способности, сложившиеся в процессе человеческой истории /12,54-55/.
1. Реализм воображения - образное схватывание некоторой существенной, общей тенденции или закономерности развития целостного объекта, до того, как человек имеет о ней четкое понятие и может вписать её в систему строгих логических категорий.
2. Умение видеть целое раньше частей
3. Надситуативно - преобразовательный характер творческих решений - способность при решении проблемы не просто выбирать из навязанных извне альтернатив, а самостоятельно создавать альтернативу.
4. Экспериментирование - способность сознательно и целенаправленно создавать условия, в которых предметы наиболее выпукло обнаруживать свою скрытую в обычных ситуациях сущность, а также способность проследить и проанализировать особенности “поведения” предметов в этих условиях.
Ученые и педагоги, занимающиеся разработкой программ и методик творческого воспитания на базе ТРИЗ (теория решения изобретательских задач) и АРИЗ (алгоритм решения изобретательских задач) считают, что один из компонентов творческого потенциала человека составляют следующие способности:
1. Способность рисковать.
2. Дивергентное мышление.
3. Гибкость в мышлении и действиях.
4. Скорость мышления.
5. Способность высказывать оригинальные идеи и изобретать новые.
6. Богатое воображение.
7. Восприятие неоднозначности вещей и явлений
8. Высокие эстетические ценности
9. Развитая интуиция.
Анализируя представленные выше точки зрения по вопросу о составляющих творческих способностей можно сделать вывод, что, несмотря на различие подходов к их определению, исследователи единодушно выделяют творческое воображение и качество творческого мышления как обязательные компоненты творческих способностей.
Исходя из этого, можно определить основные направления в развитии творческих способностей детей:
1. Развитие воображения.
2. Развитие качеств мышления, которые формируют креативность.
3. Проблема оптимальных сроков начала развития творческих способностей.
Говоря о формировании способностей, необходимо остановиться на вопросе о том, когда, с какого возраста следует развивать творческие способности детей.
В начальной школе развивающее обучение становится основной стратегической линией, которая позволяет добиваться становления личности младшего школьного школьника, раскрыть его индивидуальные способности. Анализ программ и учебных пособий показал, что при сохранении ядра начального образования в программах усилены содержательные линии. Одним из источников совершенствования процесса обучения является новый подход к использованию существующих методов и средств, которые с точки зрения развивающего обучения нуждаются в определенной корректировке и совершенствовании. С этой точки зрения большой интерес представляют наметившиеся подходы к использованию познавательных задач как наиболее эффективного средства развития творческих способностей. Задача - это начало, исходное звено познавательного, поискового и творческого процесса. Творческого мышления школьника выражается в открытии нового, до того, неизвестного: нового способа решения задачи, нового средства, рассматриваемого предмета, новых связей в учебном материале. Там, где нет этого открытия, нет и творчества. Способность учащихся к сознанию чего-либо нового, без опоры на образец развивания в деятельности, требует проявления творчества. У каждого ребенка есть способности и таланты. Дети от природы любознательны и полны желания учиться. Необходимо также помнить, что под творческими способностями понимают то, что не сводится к значениям, умения и навыкам, но объяснением (обеспечивает) их быстрое приобретение, закрепление и использование на практике. Известно, что можно выделить два уровня способностей: репродуктивный и творческий. Человек, находящийся на первом уровне проявляет умение быстро усваивать знания и овладевать определенной деятельностью, осуществляя её по образцу. На втором уровне человек способен при помощи самостоятельной деятельности создать новое, оригинальное.
Задачу добиваться творческого подъема в классе я решаю с помощью таких видов творческих заданий, которые предлагаю детям на этом этапе работы с текстом после чтения:
1. Иллюстрирование произведений и подписывание рисунков словами текста.
2. Серия рисунков к одному тексту (проиллюстрировать только одно предложение или один абзац произведения). После этого рисунки вывешиваются по порядку. Такая серия рисунков помогает лучше понять текст.
3. Портрет героя
Каждый ученик рисует портрет героя произведения, затем в классе проходит конкурс “Кто точнее”.
4. Защита фантастических проектов
5. Составление писем и телеграмм от имени героев.
6. Изобрази, как представляешь.
7. Проектная деятельность.
Работая над проблемой развития творческих способностей младших школьников, я видела, как меняются мои ученики. Ярче и богаче стала речь, уже меньше задаю вспомогательные вопросы. Они сами доказывают выбор своего решения. В глазах детей я вижу пытливый огонёк. Они уже ждут моих заданий, они придумывают их сами; составляют кроссворды, делают карточки к урокам, выпускают стенгазету. В процессе работы наблюдаю, что учащиеся с большим удовольствием готовятся к урокам, связанными с творческими заданиями. Целенаправленная работа по развитию творческих способностей показала, что существует связь между ними и уровнем развития памяти и внимания. Специальные задания, включенные в урок, формирующие приемы рационального запоминания, требующие внимание, особенно произвольное, приучают детей быть всегда собранными, готовыми в любой момент, к неожиданному повороту событий, что дает им уверенность в собственных силах. Я считаю, что продуктивная творческая деятельность будет в том случае, если внутри неё возникает необходимость освоения соответствующих знаний, умений и навыков. Моя задача - помочь ребенку позитивно отнестись к самому себе, осознать собственную неповторимость и право каждого на исключительность.
Литература.
1. Волков И.П. “Учим творчеству” 1988г.
2. Амонашвили Ш.А. “ Школа жизни” М. 1998г.
3. Сухомлинский В.А. “ Хрестоматия по этике” Москва Просвещение 1990г.
4. Астапов А.И. “ Воспитание творчеством” М, Просвещение 1986г.
5. Журнал “Народное образование” №10, 1993г. стр.108
6. Нечаева Н.В. “Обучение грамоте. Организация литературного творчества” Москва 1994г.
7. Суворова Г.Ф. “Сельская учительница” М. 1975г.
8. Монович Е.Н. “ Орфографический словарь” М. 1997г.
9. Монович Е.Н “Толковый словарь” М. 1997г.
10. Волина В. “Этимологический словарь” М. 1996г.
11. Кувашова Н.Г. “Сочинения для учащихся 1-4 классов” Волгоград.
12. Я иду на урок в начальную школу. Книга для учителя М. 2000г.
13. Шабалина 3. “Первый год - самый трудный” М. 1990г.
14. Журналы Начальная школа” №10, 1993г. №2, 1993г. №5, 1998г. №12 1999г. №11-12 1992г. №12 1997г. №41998г №4 2000г. №8 1999г.
15. Винокурова Н.К. Развитие творческих способностей учащихся. Приложение к журналу “Завуч” 1999г.
16. Амонашвили Ш.А. “Здравствуйте, дети”
17. Березина В.Г., Викентьев И.Л., Модестов С.Ю. - Детство творческой личности. СПб.: издательство Буковского, 1994 60 стр.
18. Богат В., Нюкалов В. Развивать творческое мышление -Дошкольное воспитание. - 1994 №1 стр. 17-19
19. Годфруа Ж. Психология, изд. в 2 т., том 1 м. Мир, 1992г. стр. 435-442
20. Левин В.А. Воспитание творчества. Томск: Пеленг, 1993г.
Скачать работу
Кузнецова Ольга Васильевна, учитель начальных классов
Воли не удастся никогда создать мудрецов,
если будете убивать в детях шалунов.
Ж.Ж. Руссо
Важным объектом исследования является педагогический процесс, а именно процесс развития творческих способностей учащихся начальных классов. Цель данной данной работы - изучение проблемы развития креактивных способностей младших школьников именно тех её аспектов, знание которых необходимо для практической деятельности в этом направлении учителей и родителей.
Под творческой деятельностью мы понимаем такую деятельность человека, в результате которой создается нечто новое - будь это предмет внешнего мира или построение мышления, приводящее к новым знаниям о мире, или чувство, отражающее новое отношение к действительности. Творческие способности - это индивидуальные особенности качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода. Так как элемент творчества может присутствовать в любом виде человеческой деятельности, то справедливо говорить не только о художественных творческих способностях, но и технических творческих способностях, о математических творческих способностях, и т. д.
Творческие способности представляют собой сплав многих качеств. И вопрос о компонентах творческого потенциала человека остается до сих пор открытым, хотя в настоящий момент существует несколько гипотез, касающихся этой проблемы.
Кандидаты психологических наук В.Т.Кудрявцев и В. Синельников, основываясь на широком историко-культурном материале (история философии, социальных наук, искусства, отдельных сфер практики) выделили следующие универсальные креативные способности, сложившиеся в процессе человеческой истории /12,54-55/.
1. Реализм воображения - образное схватывание некоторой существенной, общей тенденции или закономерности развития целостного объекта, до того, как человек имеет о ней четкое понятие и может вписать её в систему строгих логических категорий.
2. Умение видеть целое раньше частей
3. Надситуативно - преобразовательный характер творческих решений - способность при решении проблемы не просто выбирать из навязанных извне альтернатив, а самостоятельно создавать альтернативу.
4. Экспериментирование - способность сознательно и целенаправленно создавать условия, в которых предметы наиболее выпукло обнаруживать свою скрытую в обычных ситуациях сущность, а также способность проследить и проанализировать особенности “поведения” предметов в этих условиях.
Ученые и педагоги, занимающиеся разработкой программ и методик творческого воспитания на базе ТРИЗ (теория решения изобретательских задач) и АРИЗ (алгоритм решения изобретательских задач) считают, что один из компонентов творческого потенциала человека составляют следующие способности:
1. Способность рисковать.
2. Дивергентное мышление.
3. Гибкость в мышлении и действиях.
4. Скорость мышления.
5. Способность высказывать оригинальные идеи и изобретать новые.
6. Богатое воображение.
7. Восприятие неоднозначности вещей и явлений
8. Высокие эстетические ценности
9. Развитая интуиция.
Анализируя представленные выше точки зрения по вопросу о составляющих творческих способностей можно сделать вывод, что, несмотря на различие подходов к их определению, исследователи единодушно выделяют творческое воображение и качество творческого мышления как обязательные компоненты творческих способностей.
Исходя из этого, можно определить основные направления в развитии творческих способностей детей:
1. Развитие воображения.
2. Развитие качеств мышления, которые формируют креативность.
3. Проблема оптимальных сроков начала развития творческих способностей.
Говоря о формировании способностей, необходимо остановиться на вопросе о том, когда, с какого возраста следует развивать творческие способности детей.
В начальной школе развивающее обучение становится основной стратегической линией, которая позволяет добиваться становления личности младшего школьного школьника, раскрыть его индивидуальные способности. Анализ программ и учебных пособий показал, что при сохранении ядра начального образования в программах усилены содержательные линии. Одним из источников совершенствования процесса обучения является новый подход к использованию существующих методов и средств, которые с точки зрения развивающего обучения нуждаются в определенной корректировке и совершенствовании. С этой точки зрения большой интерес представляют наметившиеся подходы к использованию познавательных задач как наиболее эффективного средства развития творческих способностей. Задача - это начало, исходное звено познавательного, поискового и творческого процесса. Творческого мышления школьника выражается в открытии нового, до того, неизвестного: нового способа решения задачи, нового средства, рассматриваемого предмета, новых связей в учебном материале. Там, где нет этого открытия, нет и творчества. Способность учащихся к сознанию чего-либо нового, без опоры на образец развивания в деятельности, требует проявления творчества. У каждого ребенка есть способности и таланты. Дети от природы любознательны и полны желания учиться. Необходимо также помнить, что под творческими способностями понимают то, что не сводится к значениям, умения и навыкам, но объяснением (обеспечивает) их быстрое приобретение, закрепление и использование на практике. Известно, что можно выделить два уровня способностей: репродуктивный и творческий. Человек, находящийся на первом уровне проявляет умение быстро усваивать знания и овладевать определенной деятельностью, осуществляя её по образцу. На втором уровне человек способен при помощи самостоятельной деятельности создать новое, оригинальное.
Задачу добиваться творческого подъема в классе я решаю с помощью таких видов творческих заданий, которые предлагаю детям на этом этапе работы с текстом после чтения:
1. Иллюстрирование произведений и подписывание рисунков словами текста.
2. Серия рисунков к одному тексту (проиллюстрировать только одно предложение или один абзац произведения). После этого рисунки вывешиваются по порядку. Такая серия рисунков помогает лучше понять текст.
3. Портрет героя
Каждый ученик рисует портрет героя произведения, затем в классе проходит конкурс “Кто точнее”.
4. Защита фантастических проектов
5. Составление писем и телеграмм от имени героев.
6. Изобрази, как представляешь.
7. Проектная деятельность.
Работая над проблемой развития творческих способностей младших школьников, я видела, как меняются мои ученики. Ярче и богаче стала речь, уже меньше задаю вспомогательные вопросы. Они сами доказывают выбор своего решения. В глазах детей я вижу пытливый огонёк. Они уже ждут моих заданий, они придумывают их сами; составляют кроссворды, делают карточки к урокам, выпускают стенгазету. В процессе работы наблюдаю, что учащиеся с большим удовольствием готовятся к урокам, связанными с творческими заданиями. Целенаправленная работа по развитию творческих способностей показала, что существует связь между ними и уровнем развития памяти и внимания. Специальные задания, включенные в урок, формирующие приемы рационального запоминания, требующие внимание, особенно произвольное, приучают детей быть всегда собранными, готовыми в любой момент, к неожиданному повороту событий, что дает им уверенность в собственных силах. Я считаю, что продуктивная творческая деятельность будет в том случае, если внутри неё возникает необходимость освоения соответствующих знаний, умений и навыков. Моя задача - помочь ребенку позитивно отнестись к самому себе, осознать собственную неповторимость и право каждого на исключительность.
Литература.
1. Волков И.П. “Учим творчеству” 1988г.
2. Амонашвили Ш.А. “ Школа жизни” М. 1998г.
3. Сухомлинский В.А. “ Хрестоматия по этике” Москва Просвещение 1990г.
4. Астапов А.И. “ Воспитание творчеством” М, Просвещение 1986г.
5. Журнал “Народное образование” №10, 1993г. стр.108
6. Нечаева Н.В. “Обучение грамоте. Организация литературного творчества” Москва 1994г.
7. Суворова Г.Ф. “Сельская учительница” М. 1975г.
8. Монович Е.Н. “ Орфографический словарь” М. 1997г.
9. Монович Е.Н “Толковый словарь” М. 1997г.
10. Волина В. “Этимологический словарь” М. 1996г.
11. Кувашова Н.Г. “Сочинения для учащихся 1-4 классов” Волгоград.
12. Я иду на урок в начальную школу. Книга для учителя М. 2000г.
13. Шабалина 3. “Первый год - самый трудный” М. 1990г.
14. Журналы Начальная школа” №10, 1993г. №2, 1993г. №5, 1998г. №12 1999г. №11-12 1992г. №12 1997г. №41998г №4 2000г. №8 1999г.
15. Винокурова Н.К. Развитие творческих способностей учащихся. Приложение к журналу “Завуч” 1999г.
16. Амонашвили Ш.А. “Здравствуйте, дети”
17. Березина В.Г., Викентьев И.Л., Модестов С.Ю. - Детство творческой личности. СПб.: издательство Буковского, 1994 60 стр.
18. Богат В., Нюкалов В. Развивать творческое мышление -Дошкольное воспитание. - 1994 №1 стр. 17-19
19. Годфруа Ж. Психология, изд. в 2 т., том 1 м. Мир, 1992г. стр. 435-442
20. Левин В.А. Воспитание творчества. Томск: Пеленг, 1993г.
Преимущества нашего сервиса
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат
На портале «Солнечный Свет»
более
2000
тестов
97%
клиентов
свыше
1000000
участий
На нашем портале свыше
2 000 тестов, олимпиад
и викторин
Довольны порталом
и становятся
постоянными
клиентами
Наши олимпиады прошли
свыше 1 000 000 раз,
суммарно участвовало
300 000 человек
1
шаг
Участие
Пройдите тестирование по выбранной теме
2
шаг
Результат
Довольны результатом? Перейдите в свой личный кабинет
3
шаг
Диплом
Введите данные для оформления диплома победителя
Более 20-ти шаблонов и образцов
для ваших дипломов и свидетельств