Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64

Духовно – нравственное воспитание младших школьников на уроках английского языка с использованием игровых технологий . Работа №17991

Дата публикации:
Автор:
Название работы:
Духовно – нравственное воспитание младших школьников на уроках английского языка с использованием игровых технологий
Работа:
Тимофеева Ольга Петровна
Учитель английского языка
МБОУ Ширинская СШ №4
Духовно – нравственное воспитание младших школьников на уроках английского языка с использованием игровых технологий
Духовно-нравственная воспитанность ценилась во все времена. Новый этап развития современного общества, связанный с социально-экономическими преобразованиями, повлиял на нравственно-ценностные ориентиры подрастающего поколения. Утрачиваются такие проявления качеств человека как сострадание, сопереживание, уважение к старшим и т.д. Поэтому серьезную тревогу вызывают, в числе важнейших проблем воспитания, духовное и нравственное воспитание школьников. Формирование духовно-нравственных ценностей начинается в семье, продолжается в детских сообществах, творческих коллективах, в сфере массовой коммуникации, искусства и отдыха. Но наиболее последовательно и глубоко развитие духовно-нравственных основ личности ребенка происходит в школе. Именно здесь сосредоточена не только интеллектуальная, но и гражданская, культурная, духовная жизнь школьника. То, что школьник пережил и усвоил в детстве, имеет огромное педагогическое значение при переходе к подростковому возрасту, а затем к юности. Согласно Концепции духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России, основным содержанием духовно-нравственного развития и воспитания школьников являются базовые национальные ценности [12, с.2-10].
Одним из самых сильных по воздействию на духовно-нравственную сферу школьника учебных предметов был и остается Иностранный язык. На чем же основано традиционно сильное воздействие иностранного языка на мировоззрение, воспитание и характер школьника? Большинство методистов, среди которых Е.И. Пассов, С.Ф. Шатилов, Г.В.Рогова и др., говорят о воспитательной специфике обучения иностранному языку как одной из главных предназначений предмета [9,с.28-31]. Современный процесс обучения, построенный на коммуникативной основе с ориентацией на личность ученика, вносит существенный вклад в повышение гуманитарного содержания образования и формирует у ученика широкий гуманистический взгляд на мир, основанный на общечеловеческих ценностях [12,с.8-10].
Актуальность проблемы духовно-нравственного воспитания младших школьников связана, прежде всего с тем, что:
- востребован новый тип личности, всесторонне образованной, духовно богатой, способной созидать, быть терпимой к инакомыслию, т.е. толерантной.
- в современном обществе ребенок живет и развивается под воздействием разнообразных источников воздействия на него, как позитивного, так и негативного характера, влияя на чувства и формирующуюся сферу нравственности;
- обогащение духовно-нравственными ценностями необходимо еще и потому, что они дают представления о нормах поведения, принятых в обществе, а также и о последствиях нарушения этих норм.
Говоря о нравственности и духовности, следует вспомнить о педагогической системе известного на мировом уровне воспитателя А.С.Макаренко. Ему удалось создать воспитательную систему, в основе которой находились нравственность и духовность. Основой нравственного воспитания является гуманистическое мировоззрение, А.С Макаренко стал выразителем подлинно научного подхода к этой проблеме. Главная цель воспитания по Макаренко ….формируем такие качества, как правдивость, дисциплинированность, коллективизм, любовь к Родине, гуманизм….. [8, с.12-13]. Основой развития личности ребенка является деятельность. А.С.Макаренко справедливо отмечает, что в игре происходит воспитание будущего деятеля. Им разработана педагогическая теория игры. И в центре этой теории – деятельная творческая личность ребенка [8, с.1].
В настоящее время английский язык – это не просто интересная дисциплина, а важное средство для диалога культур, приобретает статус языка глобального общения. Первостепенной задачей учителя английского языка является приобщение учащихся к универсальным глобальным ценностям, формирование умения общаться с представителями других культур. Возможности урока иностранного языка в воспитании духовно-нравственных качеств школьника многообразны. Он изучается как средство общения, на уроке учитель имеет возможность формировать мировоззрение ученика, его нравственный облик.
На раннем этапе обучения детей иностранному языку одна из основных задач учителя – сделать этот предмет интересным и любимым. В младшем школьном возрасте дети подвижны и очень эмоциональны, их внимание неустойчиво и непроизвольно. Как известно, игра основной вид деятельности младшего школьного возраста. Использование игры как одного из приемов обучения иностранному языку облегчает учебный процесс, делая его ближе и доступнее детям [3,с.64-66]. Игра как функция культуры наряду с трудом и учением является одним из основных видов деятельности человека. Г.К Селевко определяет игру как вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением[10, с.50].
Актуальность применения игровых технологий при обучении младших школьников иностранному языку в настоящее время является очевидной, с учетом внедрения ФГОС в систему образования. Игровые технологии являются уникальной формой обучения, которая делает интересными и увлекательными будничные шаги по изучению английского языка. Игра – развивающая деятельность, зона сотрудничества, содружества, сотворчества со взрослыми. Вместе с тем, игра – это деятельность, где у каждого ребенка свои обязанности. Многие выдающиеся педагоги обращали внимание на эффективность использования игр в процессе обучения, поскольку в игре проявляются способности ребенка. Одним из них является А.С. Макаренко, его педагогическое наследие. Включая игровые технологии в педагогический процесс, педагог учит детей создавать, по словам А.С.Макаренко, фантазию, воображение…ребенок более высоким себя чувствует, играя. Высоко ценя роль игры в обучении и воспитании детей, писал о роли педагога: И я, как педагог, должен с ними немножко играть . Если я буду только приучать, требовать, настаивать, я буду посторонней силой, может быть полезной, но не близкой. Я должен обязательно немного играть, и я этого требовал от всех своих коллег…[7,с.110].
Новый социальный заказ изменил цели образования в целом и обучения английскому языку в частности. Востребован новый тип личности, обладающий компетенциями: социальной, толерантной, коммуникативной, информационной и компетенцией, реализующей желание учиться всю жизнь. Соответствует ли использование игровых технологий новым требованиям?
В психологической концепции игровой деятельности игра определяется как деятельность, предмет и мотив которой лежит в самом процессе ее осуществления.
Игра обеспечивает не только индивидуальную, но и парную, групповую и коллективную форму работы на занятии. Она дает умение ориентироваться в реальных жизненных ситуациях, дает психологическую устойчивость. Снимает уровень тревожности, вырабатывает активное отношение к жизни и целеустремленность в выполнении поставленной цели. Исходя из этого, можно сказать, что технология игровых методов обучения нацелена на то, чтобы научить учащихся осознавать мотивы своего учения, своего поведения в мире и в жизни, т.е. формировать самостоятельную деятельность [11,с.63].
Успешное овладение детьми иноязычной речью становится возможным еще и потому, что детей (особенно на начальном этапе) отличают:
- более гибкое и быстрое, чем на последующих возрастных этапах запоминание
языкового материала;
- наличие глобально действующей модели и естественность мотивов общения;
- отсутствие так называемого языкового барьера, т.е. страха торможения,
мешающего вступить в общение на иностранном языке, даже при наличии
необходимых навыков;
- сравнительно небольшой опыт в речевом общении на родном языке и др.[9,с.91].
Однако необходимо учитывать, что у учащихся начальной школы еще недостаточно развито произвольное внимание и такие виды памяти, как эмоционально-образная, ассоциативная и кинестетическая (моторная). Данные виды памяти активизируются с помощью таких игровых технологий, как:
Игры-речевки, песни-игры, различные физкультминутки;
Лингвистические и коммуникативные игры, скороговорки, загадки, шарады, пословицы;
Игры для эрудитов: викторины, кроссворды, пазлы.;
Сюжетно-ролевые игры и театральные постановки и.т.д.
Сохранение и укрепление здоровья детей на уроке невозможно без применения современных здоровье сберегающих технологий. Этому в значительной степени способствуют различные варианты физкультминуток, физкультпауз.
На младшем этапе обучения эффективны речевки. Они способствуют сплочению группы и формированию готовности к работе и общению на английском языке. Речевки-физкультминутки помогают организовать урок, речевки - песни способствуют релаксации. Речевки, шарады и загадки, как правило имеют стихотворные рифмы, что облегчает их запоминание [2,с.24-26]. Также популярны народные английские песни. Скороговорки развивают четкую дикцию и помогают в работе над произношением и артикуляцией тех английских звуков, которые отличаются от звуков родного языка.
Особо следует отметить сюжетно-ролевые игры, в них формируется готовность и способность принимать решение, самостоятельность, организованность, ответственность, умение работать в команде. Коммуникативные игры максимально развивают речевые способности учащихся, в них закладываются основы культуры общения. Такие игры помогают развивать креативное начало и навыки общения. Школьники учатся договариваться, обсуждать и принимать общее решение.
Ролевые игры можно успешно применять на всех этапах обучения – от младшего до старшего. В них реализуются приобретенные коммуникативные умения и навыки работать в команде. Театральные постановки способствуют формированию нравственных представлений детей о дружбе что, в свою очередь, помогает регулировать взаимоотношения детей в детском коллективе. Театральные постановки на уроке – сильный мотив к изучению языка, они помогают создать языковую среду, приближенную к естественной[5,с.3-12].
Занимательные, игровые элементы позволяют преодолеть большинство трудностей, связанных с условным характером иноязычного общения и усилить положительное воздействие иностранных языков на становление личности. Кроме того, обилие игровых ситуаций, сказочных сюжетов призвано создать на уроках атмосферу радости, раскованности и непосредственности.
Все это дает возможность в раннем возрасте оптимально сочетать коммуникативные потребности и возможности их выражения на иностранном языке детьми данного возраста. Игра несет в себе нравственное начало, овладение иностранным языком становится радостным, творческим и коллективным.
При изучении английского языка со 2-го класса мной выбран УМК Биболетовой М.З., Трубаневой Н.Н. “Enjoy English”. Весь курс обучения по УМК способствует формированию у детей таких общечеловеческих ценностей, как уважительное и толерантное отношение к другой культуре, способствует воспитанию товарищества, умению работать в группе и команде. Сюжетное построение учебного материала способствует решению ряда воспитательных задач, когда школьники:
- учатся ценить своих друзей, участвовать в совместной деятельности, правильно организовывать свой досуг. Соблюдать правила речевого этикета при встречах, в школе, помогая по дому, в гостях, за столом, в магазине, при разговоре по телефону;
- знакомятся с миром зарубежных сверстников и учатся с уважением относиться к представителям других стран;
- осознают важность изучения английского языка как средства общения между жителями разных стран.
Во 2 классе использована сюжетно-ролевая игра Сказочный кукольный театр, включает игры с правилами, разнообразные варианты ролевых, познавательных, коммуникативных игр.
В 3 классе школьники встречаются с учениками лесной школы (артистами из театра 2 класса) и их необычными учителями ( мудрым мистером Гринвудом и волшебницей Мисс Чэттер), знакомятся со своими сверстниками и Великобритании и США. Вместе с героями учебника дети посещают уроки здоровья, сочиняют веселые бормоталки, осваивают правила поведения за столом, участвуют в различных викторинах, находят друзей по переписке, пишут письма Санта Клаусу и празднуют английское Рождество, читают интересные рассказы и веселые стихи, которые придумал гномик Тайни.
В 4 классе сюжет учебника строится на основе английских сказок и стихов, познавательных и поучительных рассказов. На страницах учебника они знакомятся с жизнью и бытом английских семей, совершают покупки в сказочном магазине и, наконец, оценят результаты своего труда за прошедшие три года изучения английского языка
Наблюдения и сопоставительный анализ результатов обученности 2, 3, 4 классов, где игровые технологии применяются в системе, показали следующее: учащиеся показывают более высокую степень мотивации, заинтересованности английским языком, демонстрируют довольно хороший уровень коммуникативной компетенции и воспитанности, а также отличаются умением работать в группах, коллективе
Игра создает эмоциональный фон, важный для возникновения положительного отношения к педагогическому процессу, педагогу и его заданиям.
Игра помогает общению. Способствует получению новых знаний. Развитию навыков человека, памяти, мышления. Воображения, эмоций, таких черт, как коллективизм. Активность, дисциплинированность, внимательность. Игры помогают реализовать желание ребенка учиться дальше, организовывать свою работу, давать самооценку, выбирать главную информацию, использовать дополнительный материал.
Отсюда можно сделать вывод, что все 5 компетенций современного человека ( социальная, толерантная, коммуникативная, информационная и компетенция, реализующая желание учиться всю жизнь) могут быть выработаны в процессе использования игровых технологий.
Неразрывная связь игры с жизнью позволяет детям через ситуации, предметы, обсуждения, которые присутствуют в игре, получить опыт как речевой, так и социальный, который понадобится им в жизни. Общение, организованное на основе игрового сюжета, носит истинный характер, коммуникативность в данном случае настоящая.
В завершении статьи следует подчеркнуть то, что подход А.С.Макаренко к духовно-нравственному воспитанию может быть успешно использован в современных условиях, поскольку он указывает на те ценности, которые способствуют настоящему развитию личности школьника. Формирование гражданской позиции человека, жизненных приоритетов, нравственных убеждений, моральных норм и духовных ценностей, любви к своей стране и есть важнейшее условие успешного развития России [12,с.11-12].
Литература
1. Бурдина, М.И. Игры на уроках английского языка на начальной и средней ступенях обучения / М.И.Бурдина // ИЯШ.-1996.- №3. – С.52-55.
2. Жаркова, Л.А. Игровые физкультминутки на уроке иностранного языка /Л.А.Жаркова // ИЯШ.-2010.- №1. - С.24-26.
3. Курбатова, М.Ю. Игровые приемы обучения грамматике английского языка на начальном этапе / М.Ю.Курбатова // ИЯШ.- 2006. - №3. – С.64-66.
4. Дзюина, Е.В. Театрализованные уроки и внеклассные мероприятия на английском языке / Е.В.Дзюина.- Москва: Вако, 2006. – 176 с.
5. Красюк, Н.И. Увлекательные уроки английского языка в школе / Н.И.Красюк. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2011. – 252 с.
6. Кулясова, Н.А. Алфавитные и тематические игры на уроках английского языка / Н.А.Кулясова. – Москва: Вако, 2010. – 143 с.
7. Макаренко, А.С. О воспитании / А.С.Макаренко. – Москва: Изд-во политической литературы, 1990. – 410 с.
8. Макаренко, А.С. Книга для родителей / А.С.Макаренко. – Москва: Просвещение, 1968. – 355 с.
9. Рогова, Г.В. Методика обучения английскому языку на начальном этапе в общеобразовательных учреждениях( пособие для учителей и студентов педвузов) / Г.В.Рогова. –Москва: Просвещение, 2000. – С. 47-56.
10. Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии / Г.К.Селевко. Москва: Просвещение , 1998 – С. 49-64.
11.Стронин,М.Ф.Обучающие игры на уроках английского языка / М.Ф Стронин.-М.:Просвещение,1984.- С.62-78.
12. Данилюк А., Кондаков А., Тишков В. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Электронный ресурс] : URL:http://portal21.ru/news/we_recommend.php?ELEMENT_ID=1890 (дата обращения : 10.03.2014).
7
Скачать работу
Преимущества нашего сервиса
  • 1. По ФГОС

    Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС

  • 2. Быстро

    Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня

  • 3. Честно

    Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат

На портале «Солнечный Свет»
более
2000
тестов
97%
клиентов
свыше
1000000
участий
На нашем портале свыше 2 000 тестов, олимпиад и викторин
Довольны порталом и становятся постоянными клиентами
Наши олимпиады прошли свыше 1 000 000 раз, суммарно участвовало 300 000 человек
1 шаг
Участие
Пройдите тестирование по выбранной теме
2 шаг
Результат
Довольны результатом? Перейдите в свой личный кабинет
3 шаг
Диплом
Введите данные для оформления диплома победителя
Более 20-ти шаблонов и образцов
для ваших дипломов и свидетельств
Солнечный свет

Магазин ФОП

  • Воспитателю
  • Учителю
  • Руководителю
Перейти
Пожалуйста, подождите.
x
×
УЗНАТЬ ПОДРОБНЕЕ
X