Муниципальное бюджетное общеобразовательное
учреждение средняя общеобразовательная школа №8
Александровского района
Программа
внеурочной деятельности
творческого объединения
«Знакомые незнакомцы»
Разработала учитель:
Ратникова Татьяна Николаевна
высшая квалификационная категория
Возраст обучающихся: 7-8 лет
Срок реализация программы: 1 год
Карабаново
2018 год
Пояснительная записка.
Данная программа составлена на основе Федерального образовательного стандарта начального общего образования и соответствует всем требованиям ФГОС.
Творческое объединение по окружающему миру входит в систему внеклассной работы. Дети часто мало знают о тех животных и птицах, которые их окружают. И поэтому мы зачастую воспитываем любовь к природе вообще, а она должна быть конкретна и возникать в результате непосредственного эмоционального контакта с природой.
Эта программа позволяет полнее систематизировать знания детей о природе, обеспечивает более надежные основы экологической ответственности учащихся, помогает расширять и обогащать содержание предметной области «Окружающий мир». Предлагаемый материал рассказывает об особенностях диких животных и пернатых жителей, с которыми дети встречаются в повседневной жизни, о приносимой ими пользе.
Актуальность творческого объединения
Актуальность творческого объединения «Знакомые незнакомцы» заключается в том, что экологическое образование есть непрерывный процесс, направленный на формирование общей культуры воспитания, развития и ответственности подрастающего поколения. Занятия в творческом объединении помогут пробудить интерес у детей к живой природе. Образный язык, использование художественной литературы будут способствовать закреплению представлений об окружающей среде.
Содержание программы.
В процессе общения с природой и окружающим миром ребенок учится говорить, мыслить, общаться, усваивает нормы социальной и экологической культуры.
В настоящее время уже никого не надо убеждать в том, насколько важно прививать ребенку любовь к родному краю, бережное отношение ко всему живому. В городских условиях непросто это сделать. Но можно организовать творческие объединения, на которых дети будут знакомиться с конкретными животными своего края, учиться любить их, знать о них как можно больше, делать маленькие открытия.
Данная программа - настоящая мини - энциклопедия об обитателях лесов, полей, лугов, водоемов, болот, прибрежных зарослей средней полосы России. Учащиеся узнают много интересного о жизни растений, насекомых, пресмыкающихся, птиц и животных.
Занятия сопровождаются русскими сказками, пословицами и поговорками, а также авторскими стихами, загадками, сказками, вопросами и заданиями, помогающими лучше понять и усвоить материал.
Они направлены на расширение у детей знаний и представлений о животном мире, развитие воображения и фантазии, обогащение словарного запаса, умение связанно и последовательно пересказывать тексты, сравнивать, анализировать и делать обобщения.
В творческом объединении ученики научатся работать в коллективе: распределять работу, договариваться, получать общий результат. Для выполнения большинства заданий необходима работа в парах и группах постоянного или сменного состава.
Программа творческого объединения внеурочной деятельности «Знакомые незнакомцы» предназначена для учащихся 1 класса,
по 1 часу в неделю (34 часа).
Она состоит из двух частей:
- «Дикие животные. Животные, занесенные в «Красную книгу»» - 20 часов;
- «Пернатые жители. Домашние и декоративные птицы - 14 часов.
В первой части дети ближе знакомятся и известными им дикими животными, изучают их особенности, узнают, чем они полезны для окружающей среды и человека.
Во второй речь идет о птицах, с которыми дети встречаются в повседневной жизни, но знают о них очень мало. Зачастую не могут отличить одну птицу от другой.
Основная цель данного курса:
- воспитание бережного отношения к природе и окружающему миру на основе изучения животных и птиц.
Задачи курса:
- развитие интереса к изучению природы, формирование основ экологической культуры;
- воспитание умения видеть в самом обычном необычное и удивительное;
- углубление уже имеющихся знаний о родном крае;
- воспитание любознательности, наблюдательности и внимания к окружающему миру;
- развитие познавательных интересов (ощущение, восприятие, осмысление, обобщение и др.).
- формирование работать в больших и малых группах.
Планируемые результаты.
Данная программа будет способствовать достижению личностных, метапредметных и предметных результатов, прописанных в ФГОС НОО.
К концу года учащиеся должны иметь представления:
- о многообразии животного мира России;
знать:
- наиболее типичных представителей животного мира России;
- какую пользу они приносят;
- некоторые пословицы, поговорки, загадки о животных;
уметь:
- узнавать животных и птиц в природе, на картинках, по описанию;
- ухаживать за домашними животными и птицами;
- выполнять правила бережного отношения к животному миру России.
Календарно-тематическое планирование
Часть 1. Дикие животные.
№ занятия
Дата
Тема занятия
Формы, методы работы, используемый материал
1
Вводное занятие. Игра « Поле чудес»
Барабан для игры в « Поле чудес»
2
Заяц - «Длинное ухо»
Картинки с изображением зайца, сообщения учеников, художественная литература.
3
Лисица. «Лиса Патрикеевна»
Картинки с изображением лисы, сообщения учеников. Выставка книг-сказок о лисе.
4
Серый хищник – волк.
Картинки с изображением волка, сообщения учеников, загадки, поговорки, фразеологизмы.
5
Хозяин леса – медведь.
Картинки с изображением медведя, сообщения учеников, презентация, энциклопедия.
6
Любознательный зверек- белка.
Картинки с изображением белки, сообщения учеников, презентация, художественная литература.
7
Куница – охотник на белок.
Картинки с изображением куницы, сообщения учеников, презентация, энциклопедия.
8
Лесной красавец – лось.
Картинки с изображением лося, сообщения учеников, загадки, поговорки, фразеологизмы.
9
Сердитый недотрога – еж.
Картинки с изображением ежа, сообщения учеников. Выставка книг-сказок о еже, загадки, фразеологизмы.
10
Подземный житель – крот.
Картинки с изображением крота, сообщения учеников, художественная литература, мультфильм.
11
Всеядное животное – барсук.
Картинки с изображением барсука, сообщения учеников, загадки, поговорки, фразеологизмы, просмотр мультфильма.
12
Бобр – строитель.
Картинки с изображением бобра, сообщения учеников, презентация, энциклопедия, скороговорки.
13
Запасливый бурундук.
Картинки с изображением бурундука, сообщения учеников, художественная литература, кроссворд.
14
Кабан – дикий родственник домашней свиньи.
Картинки с изображением кабана, сообщения учеников. Выставка книг-сказок о еже, загадки, фразеологизмы.
15
Мышка – норушка.
Картинки с изображением мыши, сообщения учеников, презентация, энциклопедия, басни.
16
Рысь - родственник кошки.
Картинки с изображением рыси, сообщения учеников, презентация, энциклопедия, карта России.
17
Соболь – «дорогой» зверек.
Картинки с изображением соболя, сообщения учеников, художественная литература, кроссворд, карта России.
18
Тигр – самая большая кошка на Земле.
Картинки с изображением тигра, сообщения учеников, загадки, поговорки, ребус, карта России.
19
Косуля – самый маленький европейский олень.
Картинки с изображением косули, сообщения учеников, художественная литература, кроссворд.
20
Обобщение знаний о диких животных. Игра « Наши друзья - лесные звери».
Загадки, кроссворды, викторина, картинки с изображением животных, карта России.
Часть 2. Птицы.
21
Воробей – самая распространенная птица на Земле.
Картинки с изображением воробья, загадки, пословицы, народные приметы.
22
Ворона – «интеллектуальная» птица.
Картинки с изображением вороны, загадки, народные приметы, басня.
23
Ворон – красивая, умная птица.
Картинки с изображением ворона, загадки, ребусы, книги о воронах, мультфильм.
24
Сорока – белобока – «лесная сплетница».
Картинки с изображением сороки, загадки, народные приметы.
25
« Лесной доктор» - дятел.
Картинки с изображением дятла, сообщения учеников, презентация, энциклопедия, скороговорки.
26
Соловей – « великий маэстро».
Картинки с изображением тигра, сообщения учеников, загадки, поговорки, ребус, карта России
27
Галка – городская птица.
Картинки с изображением галки, сообщения учеников, художественная литература, кроссворд, народные приметы.
28
Загадочная птица – кукушка.
Картинки с изображением кукушки, сообщения учеников, загадки, поговорки, ребус, музыка.
29
«Пернатая кошка» - сова.
Картинки с изображением совы, сообщения учеников, загадки, поговорки, приметы, мультфильм.
30
Любимая птица – снегирь.
Картинки с изображением снегиря, загадки, народные приметы.
31
« Сестрицы – синицы» - самые полезные птицы России.
Картинки с изображением совы, сообщения учеников, загадки, поговорки, приметы.
32
Наш добрый сосед – скворец.
Картинки с изображением скворца, загадки, ребусы, книги, мультфильм.
33
«Золотая птица» - иволга.
Картинки с изображением иволги, сообщения учеников, художественная литература, кроссворд, народные приметы.
34
Обобщающее занятие о птицах. Игра – соревнование « Знатоки птиц».
Картинки с изображением птиц, сообщения учеников, художественная литература, кроссворд, народные приметы, выставка книг о птицах.
Список используемой литературы.
1. Акимушкин И. Мир животных. М.,1993
2. Беме Л. Жизнь птиц у нас дома. М., 1986
3.Брем А.Е. Жизнь животных. М., 1992
4. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия. 2001
5. Дмитриев Ю. Необыкновенное путешествие в обыкновенный лес. М.,1991
6.Зотов В. Лесная мозаика. М., Просвещение 1993
7.Русские пословицы и поговорки. Под ред. В.П. Аникина.2001
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат