Формирование творческой личности в конструктивной деятельности.
Творчество в широком смысле – это деятельность, направленная на получение чего-то нового. Поэтому основной показатель творчества – новизна его результата, которая носит объективный характер, поскольку создается то, что раньше не существовало.
Развитие детского творчества является актуальной темой современной педагогики и психологии, что сегодня связано с подготовкой подрастающего поколения к самостоятельной жизни, художественно-эстетическим и трудовым воспитанием, способствующих достижению положительных изменений в жизни общества.
Развитие творческих способностей дошкольников происходит в условиях той или иной деятельности. Однако наилучшим образом этому способствует практическая деятельность детей, в том числе занятия ручным трудом и конструированием. Деятельность ребенка отличается большой эмоциональной включенностью, стремлением искать и много раз опробовать разные решения, получая от этого удовольствие, подчас гораздо больше, чем от достижения конечного результата.
Изготовление поделок из различных материалов в полной мере отвечает потребностям, интересам и возможностям детей дошкольного возраста. Такая работа благодаря своей доступности, высокой результативности и целесообразности позволяет ребенку непосредственно реализовывать задуманное, совершенствовать, творить и видеть конечный продукт. Подтверждение тому – множество оригинальных поделок и конструкций, сделанных дошкольниками.
Мы должны воспитывать у детей пытливость, смекалку, инициативу, воображение, фантазию – то есть качества, которые находят яркое выражение в творчестве детей.
Согласно «Концепции содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено), одна из целей дошкольного образования – «формирование творческой личности, способной к самостоятельному определению способов своей деятельности». Эти задачи решаются в конструировании и в ручном труде.
Развитие творческих способностей дошкольников посредством художественного конструирования является актуальной темой в современной образовательной практике.
Условие, которое обеспечивает полноту развития деятельности ребенка и его личности, является создание центра художественного конструирования, т.е. создание предметно-развивающей среды. Она должна быть эстетически обдуманной, доступной, безопасной. Необходимо иметь не только сами материалы, но и образцы, которые дети могут использовать в свободной деятельности.
Важно создать предметно-развивающее пространство, отвечающее требованиям современного дошкольного учреждения, использовать конструирование для общей подготовки ребенка к жизни, для развития у него наиболее общих психических свойств и способностей.
В группе должны быть: бумага разного цвета и фактуры, бросовый материал (коробки, катушки, спичечные коробки и.д.), природный материал (шишки, желуди, скорлупа грецкого ореха и т.д). Через действия с этими материалами, в процессе выполнения разных операций, применения разнообразных способов и приемов, дети учатся эстетически осмысливать образы знакомых предметов, передавать их в конструктивной деятельности, подчеркивая красоту и колоритность внешнего облика в преобразованной форме.
Изготовление красочных поделок из бумаги, картона, природного и бросового материала - увлекательные и полезные занятия для дошкольников. Чувственный опыт, который добывается непосредственно в практической, преобразующей деятельности более ценен. Ребенок радуется тому, что сделанная собственными руками игрушка действует (вертушка вертится на ветру), поделка из природного или бросового материала выставлена на всеобщую выставку детского сада и т.д.
Работа дошкольников сконцентрирована на выполнении различных творческих заданий, как индивидуальных, так и коллективных. Назначение занятий - в систематизации, углублении, обобщении личного опыта ребенка: в освоении новых способов действий, в осознании связей и зависимостей, которые скрыты от детей в повседневных делах и требуют для освоения специальных условий и руководства со стороны педагога. Дошкольники осваивают базовые формы различных видов конструирования, работу с бросовым и природным материалом, искусство оригами, различные способы изготовления поделок.
Конструирование в свободное от занятий время способствует закреплению у детей полученных навыков и умений, а также приобретению новых благодаря систематическим упражнениям. Дети учатся самостоятельно находить способы решения задач.
Положительный эффект дает интеграция образовательных областей. Интеграция образовательных областей позволяет реализовать творческий потенциал ребенка, развивает коммуникативные умения, познавательную активность, развивает такие мыслительные процессы, как анализ, синтез, классификация, обобщение, формирует умение воспринимать внешние свойства предметного мира: величину, цвет, форму, пространственные и размерные отношения.
Ребенок стремится к активной деятельности и важно не дать этому стремлению угаснуть, способствовать его дальнейшему развитию. Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, чем более она значима для ребенка и отвечает его природе, тем успешнее идет его развитие, реализуются потенциальные возможности и первые творческие проявления.
В процесс работы по конструированию вовлечены должны быть и родители для того, чтобы творческая работа продолжалась и дома. Работу с семьей по этому направлению можно вести через такие формы, как анкетирование, консультации, конкурсы, целью которых является создание доброжелательной атмосферы, укрепление связей детского сада с семьей, побуждение родителей к совместной творческой деятельности с детьми, развитие творческих способностей детей и применение ими в быту полученных умений и навыков конструктивной деятельности. Родители могут принимать активное участие в педагогическом процессе детского сада: в совместной подготовке и проведении праздников, изготовлении атрибутов, костюмов, участвовать в совместных творческих выставках.
В результате систематической и планомерной работы по художественному конструированию дети овладевают умением в точной последовательности выполнять задания, приобретают практические умения и навыки, проявляют самостоятельность при решении творческих задач, гибкость мышления, эстетично и аккуратно оформляют работу. У них развивается мелкая моторика рук, формируются умения и навыки работы с различными материалами, приспособлениями и инструментами, пополняется активный словарь.
Можно сделать вывод, что система развития творческих способностей детей дошкольного возраста посредством художественного конструирования является исключительной возможностью развивающих, творческих занятий ручным трудом в педагогической работе с дошкольниками. Она позволяет развивать способности воспитанников к созданию оригинального продукта, изделия, в процессе работы над которыми самостоятельно применены усвоенные ими знания, умения, навыки, помогает развивать детскую фантазию, воображение, особое видение мира, высказывать свою точку зрения на окружающую действительность.
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат