Сунчугашева Ирина Ильинична, учитель начальных классов
МБОУ Верх-Аскизская средняя общеобразовательная школа
Подходы к формированию инклюзивной культуры у младших школьников
Формирование инклюзивной культуры в образовательной организации рассматривается исследователями и практиками в качестве задачи, решение которой лежит в основании инклюзии и включает в себя принятие ценностей уважения разнообразия, терпимости к различиям, сотрудничества, поощрения достижений каждого и создание на их основе включающего сообщества.
Инклюзия признана более развитой, гуманной и эффективной системой не только детей с ОВЗ, но и здоровых учеников. Она дает право на образование каждому, независимо от заболеваний и возможностей детей. Через уважение и принятие индивидуальности каждого из них происходит формирование личности. Вместе с тем, дети находятся в коллективе, учатся взаимодействовать друг с другом, выстраивать отношения, совместно с учителем творчески решать образовательные проблемы. В связи с этим, можно с уверенностью сказать — инклюзивное образование расширяет личностные возможности всех детей, помогает развить гуманность, толерантность, готовность помогать сверстникам.
Инклюзивное образование предполагает целый комплекс серьёзных изменений во всей школьной системе, в ценностных установках, в понимании роли учителя и родителей, в педагогике (педагогическом процессе).
Таким образом, говоря об инклюзивном образовании, следует отметить, что это не только создание технических условий для беспрепятственного доступа детей с ОВЗ в общеобразовательные учреждения, но и специфика учебно-воспитательного процесса, который должен строиться с учетом психофизических возможностей ребенка с особыми нуждами. Психолого-педагогическое сопровождение инклюзивного образования – это важная составляющая модели инклюзивного образования.
Также барьеры в образовании связаны с характером социальных отношений. Каждый ребенок с ОВЗ заслуживает внимания со стороны общества, заботы и уважения к себе.
Для разъяснения для объяснения равенства людей с ограниченными возможностями предлагается использовать рассказы, песни, музыку, спектакли, ролевые игры, рисование, фильмы.
Конечно, что в разных возрастных этапах развития используются разные приемы.
Младший школьный возраст является сенситивным для развития ряда когнитивных и личностных характеристик: адекватной самооценки, развития критичности по отношению к себе и окружающим, социальных норм, нравственного развития, навыков общения со сверстниками, установления прочных дружеских контактов. Наиболее активно в работе с младшими школьниками используются беседы, чтение и анализ литературных произведений, просмотр и обсуждение мультипликационных фильмов, тренинги с элементами арт- и сказкотерапии. Для них разработан цикл «Уроков доброты», который знакомит типично развивающихся детей с жизнью людей с особыми образовательными потребностями в современном мире, принципами помощи людям и правилами общения с ними.
Цель «Уроков Доброты» – формирование позитивного отношения к людям с ограниченными возможностями и объяснение, что инвалидность не может быть основанием для отторжения человека социумом и исключения его из различных сфер жизни.
На Уроках рассматриваются следующие темы: стереотипы по отношению к людям с особыми образовательными потребностями, реализация прав и возможностей таких людей, доступность архитектурной среды, инклюзивное образование как форма совместного бытия детей с разным уровнем психофизического развития, этикет при общении с людьми с особыми возможностями.
Только комплексное применение разнообразных методик будет способствовать развитию инклюзивной культуры в образовательном пространстве; воспитанию толерантного отношения к лицам с ограниченными возможностями здоровья.
Список литературы
1. Бут, Т. Показатели инклюзии: практическое пособие / Т. Бут, М. Эйнскоу; под ред. М. Воган; пер. с англ. И. Аникеев; науч. ред. Н. Борисова, под общ. ред. М. Перфильевой. – М.: РООИ «Перспектива», 2007. – 124 с. [Электронный ресурс]. URL: http://perspektiva-inva.ru.
vospitanie-nravstvennykh-vzaimootnoshenii-mladshikh-shkolnikov-v-inklyuzivnom-obrazovanii
2. На пути к инклюзивной школе: пособие для учителей. Разработано в рамках Недели инклюзивного образования 14-21 ноября 2005 г. РООИ «Перспектива». М., 2005. [Электронный ресурс]. URL: http://perspektiva-inva.ru.
3. Попова, Е.И. Воспитание толерантности к людям с ограниченными возможностями здоровья у учащихся начальных классов / Е.И. Попова // Начальная школа: плюс до и после. – 2014. – № 6. – С. 37-41. [Электронный ресурс]. URL:http://school2100.com/upload/iblock/332/Jurnal_6_2014_37-41.pdf
4. Пособие по проведению «Уроков доброты» со школьниками младших классов / авт.-сост. Е. Выговская, Ю. Симонова, Н. Хлудов, С. Прушинский, М. Перфильева; ред.-сост. О. Пестрякова. – М.: Изд. РООИ «Перспектива», 2012. – 44 с. [Электронный ресурс]. URL: http://perspektiva-inva.ru.
5. Старовойт Н. В. Инклюзивная культура образовательной организации: подходы к пониманию и формированию // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 8. – С. 31–35. – URL: http://e-koncept.ru/2016/56117.htm.
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат