Статья
Тема: «Развитие связной речи детей с ТНР посредством ознакомления с художественной литературой».
Темерева Л.В., воспитатель
МБДОУ №222 «Мотылёк»
Щедрина Н.В., воспитатель
МБДОУ №222 «Мотылёк»
Литературное образование дошкольников невозможно без знания истории детской литературы, умения анализировать художественные произведения, созданные для детей и повествующие о детях, вводить их в круг детского чтения.
В решении проблем литературного образования детей дошкольного возраста, существенную роль играет деятельность дошкольных учреждений по приобщению детей к литературе, поскольку процесс формирования читателя в ребенке начинается в дошкольном детстве, совместными усилиями педагогов и родителей. Не случайно в Федеральных государственных требованиях к структуре основной образовательной программы дошкольного образования чтение художественной литературы впервые выделено в самостоятельную образовательную область, содержание которой должно быть направлено на достижение основной цели: формирование интереса и потребности в чтении (восприятии) книг.
В дошкольном возрасте восприятие превращается в особую познавательную деятельность, имеющую свои цели, задачи, средства и способы осуществления.
Таким образом, для формирования интереса к чтению и книге необходимо соблюдать следующие условия которые представлены на слайде:
- учет возрастных особенностей развития ребенка;
- учет возрастных особенностей развития ребенка;
- создание книжных уголков ( в домашних условиях и в ДОУ );
- тщательный подбор литературных произведений (разные жанры)
- беседы о книгах;
- вечера сказок, загадок;
- кукольные драматизации;
- сопровождение чтения игровыми действиями, игровыми приемами;
- привлечение в процесс формирования интереса к чтению родителей.
Большинство родителей не желают читать, не хотят видеть пользу от чтения. Взрослые не проявляют интерес к книге, не понимают ее роль в жизни ребенка, не знают тех книг, которые будут важны малышу, не следят за новинками литературы, не умеют интересно беседовать с малышом, не могут быть искренними в выражении своих чувств.
Ценность чтения художественной литературы в том, что с ее помощью взрослый легко устанавливает эмоциональный контакт с ребенком. Обязанность воспитателя привить детям любовь к книге, уметь слышать и чувствовать литературное произведение.
Педагог может организовать работу с родителями, устраивая литературные гостиные, где родители могут обмениваться друг с другом опытом, как они прививают любовь детей к книге.
Особое место художественная литература занимает в всестороннем развитие ребёнка-дошкольника с ОНР
1. Только в устной речи ребёнок может услышать звук, выделив его в словах. Что очень важно для развития фонематического слуха, усвоения правильного звукопроизношения. При восприятие аудиозаписей и мультфильмов ребёнок этого сделать не может.
2. Иллюстрации в книгах способствуют пониманию прочитанного (обращённой речи), развитию внимания, мышления и памяти. Ребёнок имеет возможность остановиться подольше и тщательно рассмотреть каждый рисунок. Просмотр диафильмов способствует развитию связной речи, подготавливает малыша к пересказу с опорой на серии сюжетных картин. В мультфильмах же быстрая смена картинок, что затрудняет их восприятие, а следовательно, соотнесения того о чём говорят в мультфильме с тем, что происходит - понимание сюжетной линии ограничено.
3. Известно, что маленький ребёнок воспринимает всё как реальное. Поэтому надо рассказывать (читать) правдивые или правдоподобные истории в которых главный герой может претерпеть множество неудач любого рода, но в конце концов он должен попасть туда, где сбывается то к чему он стремился в начале сказки. Что благотворно отразиться на формировании личностных качеств ребёнка.
Я работаю в группе с детьми с ТНР. Дети приходят в старшую группу из разных детских садов и испытывают трудности в общении, как со взрослыми, так и со сверстниками.
В первые дни очень важной формой речевого общения становится беседа, разговор с детьми в повседневной жизни. Этот метод помогает приобщить детей к диалогу с другими детьми и воспитателем. Кроме этого я практикую совместное чтение и обсуждение книг, что также служит дополнительным стимулом развития диалога у детей.
Цель моей работы по развитию связной речи у детей с ТНР через художественную литературу - определить значение художественной литературы для развития связной речи дошкольников.
Перед собой я поставила следующие задачи:
- расширение словаря;
- формирование звуковой культуры речи;
- формирование грамматического строя речи;
- развитие связной речи: диалогической и монологической;
- подготовка к обучению грамоте;
- воспитание интереса и любви к художественному слову.
В своей работе использовала как традиционные методы и приемы работы, так и инновационные.
К традиционным методам относится чтение и рассказывание произведений литературы на специальных занятиях и вне занятий (во время игр, театрализованных представлений, на прогулке ).
Инновационные методы состояли в организации интегрированной образовательной деятельности, театрализованных представлений, поставленных с участием детей по сюжетам рассказов, сказок, обыгрывании сказок.
В группе создан книжный уголок, в котором размещены портреты писателей, книги по программе воспитания и обучения в детском саду М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой, энциклопедии, книжки-малышки для самостоятельного чтения, азбуки, книги по временам года, загадки, книжки созданные руками детей.
В старшем дошкольном возрасте происходят знакомства с более сложными литературными жанрами, такими как, басня, былина.
Ребёнок лучше воспринимает текст с опорой на иллюстрации, когда слово и образ дополняют друг друга в сознании малыша. Они должны не только отображать содержание произведения, но и соответствовать возрасту ребёнка.
Также следует помнить о тематическом многообразии произведений. В детском чтении должны быть представлены все лексические темы. Все они должны быть близки к личному опыту ребёнка.
Правильный подбор литературы для детского чтения предполагает учет половых различий детей. Это не значит, что мальчики и девочки должны читать совершенно разную литературу. Это значит, что взрослый, подбирающий литературу для чтения детям, обязан учитывать, что девочкам в большей степени нужно читать те книги, где говорится о женских добродетелях, о ведении дома, о женском предназначении. Мальчикам будет интересна литература о сильных, мужественных людях, о путешествиях, изобретениях, поведении человека в нештатных ситуациях.
Логично помнить о сезонном принципе в подборе литературы для чтения, ибо в жаркую летнюю пору читать о том, как «белый снег пушистый падает-кружится», неуместно.
К концу старшего дошкольного возраста необходимо ввести слушание аудиозаписей. Что благотворно отразится на развитии воображения, мышления, памяти и внимания.
Начинать следует с коротких и знакомых детям сказок и рассказов. Объём произведений увеличивать постепенно, чтобы ребёнок мог удерживать сюжет в памяти, а после прослушивания пересказать.
Давно определено, что через чтение художественной литературы возможно решение всех речевых задач.
Речь детей с речевыми нарушениями характеризуется лаконичностью, сухой, лишенной образности, яркости. Это происходит из-за ряда особенностей в речевом развитии:
- низкий уровень словарного запаса;
- нарушение звукопроизношения;
- неправильное употребление предложных конструкций;
- обилие аграмматизмов в речи;
- низкий уровень сформированности связной речи.
Нашим детям очень нравится на занятиях составлять синквейн.
Простота построения синквейна делает его одним из эффективных методов развития ребенка дошкольного возраста, который позволяет быстро получить результат. Если задание выполнено правильно, то синквейн обязательно получается эмоциональным. Умелое и рациональное использование метода синквейна в коррекционной работе имеет позитивное воздействие на речевое развитие детей с ОНР, словарный запас у детей увеличивается, речь становится богаче, ярче , дети перестают бояться высказывать свои мысли вслух.
Инновационность данной методики – создание условий для развития личности , способной критически мыслить, то есть исключать лишнее и выделять главное, обобщать, классифицировать. Эта работа готовит ребенка к краткому пересказу. Самое главное - синквейн получается у всех!
2.Системы методов и приёмов коррекционной педагогической работы по формированию интересов к книге у детей с ТНР в подготовительной группе.
Дети переходят в подготовительную группу из разных детских садов и испытывают трудности в общении, как со взрослыми, так и со сверстниками.
Цель моей работы по развитию связной речи у детей с ТНР через художественную литературу - определить значение художественной литературы для развития связной речи дошкольников.
В нашей группе был создан уголок речевого развития. Ключевым персонажем речевого уголка мы сделали игрушку, ей стала веселая обезьянка Соня. У игрушки есть яркий подвижный язычок, с помощью которого легко объяснить детям упражнения артикуляционной гимнастики.
Вместе с Соней дети учатся правильно выговаривать звуки, различать их на слух и в произношении.
Помогает Соне придумывать новые и интересные задания второй персонаж уголка -Бабочка. На крыльях бабочки очень удобно размещать различные задания, которые дети могут выполнять во второй половине дня совместно с воспитателем или в самостоятельной деятельности.
В подготовительной группе мы используем технологию ТРИЗ-педагогики. В основе методики ТРИЗ, применительно к дошкольной педагогике лежит развитие творческого воображения. Основная ее цель не только развитие у детей фантазии и изобретательской смекалки, но и обучение их системно мыслить, понимать и анализировать алгоритм принятия решений.
Третий герой - кот Тим, с помощью которой дети могут проконтролировать свою речь. Кот умеет повторять короткое высказывание. Таким образом, ребенок может услышать себя со стороны.
Уголок художественного слова (книжный уголок). Здесь представлены любимые детские сказки и рассказы по лексическим темам, а также иллюстративный материал, фотографии детских писателей. Вместе с детьми мы систематически организовываем выставки произведений того или иного автора (например, к юбилейным датам), проводим литературные викторины и конкурсы. Наряду с художественной литературой в книжном уголке представлена справочная, познавательная литература, общие и тематические энциклопедии для дошкольников, кроссворды, ребусы в соответствии с возрастом детей.
Каждый ребенок может самостоятельно выбрать книгу, картинки, иллюстрации по своему желанию.
Работа в детском саду в этом уголке способствует развитию всех сторон речевой системы: это обогащение словарного запаса, дети учатся правильно строить высказывание, пересказывать текст, составлять описательные и творческие рассказы.
Можно работать над интонационной выразительностью речи. Также дети делают первые шаги в чтении, знакомятся с пословицами и поговорками, крылатыми фразами, учатся объяснять их и применять в самостоятельной речи. Отрабатывается как диалогическая форма речи, так и монологическая.
Музыкально-театральный центр представлен набором детских музыкальных инструментов, звучащих игрушек, игр, направленных на ознакомление с различными музыкальными жанрами, портреты известных композиторов. Есть также аудиотехника, фонотека. Играя с музыкальными инструментами, дети учатся слышать различные звуки, отличать их по высоте, силе, что может способствовать развитию не только музыкального слуха, но и фонематического (а это важно при подготовке к обучению грамоте).
Еще я использую компьютерные, логопедические игры: «Серия игр Дракоша», «Весёлая азбука Кирилла и
Мефодия
», «Баба Яга учится читать», «Игры
для
тигры». Представленные компьютерные программы отражают несколько аспектов логопедической работы: развитие когнитивных функций, обогащение словаря, развитие грамматических структур, совершенствование связной речи.
Подводя итоги, можно отметить - художественная литература является универсальным средством, выводя ребенка за пределы непосредственно воспринимаемого, погружая его в возможные миры с широким спектром моделей человеческого поведения и ориентируя в них богатую языковую среду. Художественная литература развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает прекрасные образы русского литературного языка.
Роль учителя-логопеда заключается не только в постановке красивой, четкой и грамотной речи, в первую очередь логопед должен стать для ребенка хорошим другом и человеком, который сможет раскрыть лучшие качества в ребенке. Поэтому в нашей профессии необходимо всегда двигаться вперед и только вперед!
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат