ПРОБЛЕМА УПРАВЛЕНИЯ ПРОЦЕССОМ СТАНОВЛЕНИЯ ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ДОУ
THE PROBLEM OF MANAGEMENT OF PROCESS OF FORMATION OF CIVIL AND PATRIOTIC EDUCATION IN PRESCHOOL
Морозова Людмила Станиславовна
МБДОУ «Детский сад № 400»
г.о. Самара
Аннотация: в статье рассматривается приоритетная задача современного общества и государства – становление гражданско-патриотического воспитания в рамках дошкольного образовательного учреждения и управление данным процессом.
Abstract: the article deals with the priority task of modern society and the state – the formation of civil-Patriotic education in the framework of pre-school educational institutions and management of the process.
Ключевые слова: гражданско-патриотическое воспитание, стратегия управления ДОУ, социальное партнерство.
Key words: civic and Patriotic education, management strategy of DOE, social partnership
Становление гражданско-патриотического воспитания в рамках дошкольного образовательного учреждения, должно стать одной из главных целей нашего общества, ведь пробел данного воспитания, нанесет государству и обществу невозвратимый и невосполнимый ущерб. Приоритетная задача общества и государств – это воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России. ФГОС ДО [1] акцентирует внимание на изучение и реализацию программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации». Задача педагогов и родителей – как можно раньше пробудить в растущем человеке чувство патриотизма, с первых шагов формировать у детей черты характера, которые помогут им стать достойными гражданами своей страны. Только правильно осуществляемый процесс гражданско-патриотического воспитания, с учетом психолого-педагогических особенностей дошкольником и разнообразных форм работы по организации гражданско-патриотического воспитания, и обязательное знание методов управления становления такого воспитания руководителем и методистами ДОУ, поможет воспитать личность нового поколения и сформировать у нее любовь к своему народу, тягу ко всему русскому, уважение к культуре, традициям, предкам, истории.
В государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016–2020 годы» [2] подчеркивается, что «наблюдающееся снижение в общественном сознании роли российского патриотизма как ценностно-смыслового ядра развития личности, семьи, общества и государства является одной из причин низких темпов инновационного развития российского общества. Становление и развитие системы патриотического воспитания молодежи требует инновационных решений» [3].
Процесс воспитания гражданско-патриотических чувств у дошкольников - невероятно сложный и длительный процесс, включающий себя многогранные процессы приобщения к Отечественной истории и культуре, к национальным традициям, осмысления себя гражданином правового государства и членом многонационального и толерантного общества. Уже дошкольники, должны гордиться, что родились в великой стране, именно они должны стремиться сохранять традиции, культуру, богатства собственного государства, всегда знать и гордиться героическим прошлым своего народа и своими предками, беззаветно любить свой народ и не забывать значение собственной малой родины и семьи.
Главная цель гражданско-патриотического воспитания дошкольника – это целенаправленное становление его личности, формирование нравственных качеств гражданина и патриота своего Отечества. Немаловажное значение при этом отдается интеллектуальным и творческим способностям ребенка и обязательное создание для него комфортных условий для продуктивной социализации в семье и обществе, а затем и в профессиональной деятельности.
Воспитательная система дошкольника должна затрагивать темы преемственности поколений, формирования чувства патриотизма, развития политической культуры и мышления. Через систему мероприятий по формированию правовой культуры и законопослушности гражданина, умений анализа оценки современных политических и правовых событий в обществе и стране, особой гражданской позиции, а также постоянной готовности к служению своему народу и выполнению конституционного долга – реализуется гражданско-правовое направление воспитания дошкольников.
Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации выделяет три уровня целей патриотического воспитания:
А) Стратегическую - она определяет идеальный результат воспитания, для достижения которого необходимо выстроить содержание воспитания в реальных условиях.
Б) Тактическую – она направляет субъектов патриотического воспитания дошкольников на непрерывное и поэтапное решение задач патриотического воспитания с учетом динамики изменений объекта.
В) Оперативную цель – она предполагают ежедневное (ежечасное и ежеминутное) действие и взаимодействие по решению педагогических задач (ситуаций), связанных с гражданско-патриотическим воспитанием дошкольников.
По мнению доктора педагогических наук и профессора С. А. Козловой, «патриотическое воспитание детей дошкольного возраста - это прежде всего целенаправленный процесс педагогического воздействия на личность ребенка с целью обогащения его знаний о Родине, воспитание патриотических чувств, формирование умений и навыков нравственного поведения, развитие потребности в деятельности на общую пользу» [5].
Таким образом, гражданско-патриотическое воспитание – это всегда целенаправленное взаимодействие воспитателей и воспитанников дошкольного образовательного учреждения с ориентацией на развитие мировоззренческой составляющей личности ребенка (уважительное отношение к Родине, Отечеству, семье, наследию своего народа и опыту предшествующих поколений, формирование чувства долга и ответственности перед Родиной, активная поведенческая позиция).
На гражданско-патриотическое воспитание дошкольников в ДОУ существенное влияние оказывает:
Преемственность педагогических и военно-патриотических традиций (элитарность, ориентация в первую очередь на духовно-нравственное воспитание, качество дошкольного образования).
Ориентация на комплекс традиций, обычаев, ритуалов, с учетом национальных, религиозных и военно-патриотических ценностей;
Благотворительность в аспекте решения важных социальных задач по воспитанию детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, детей из малообеспеченных семей;
Организация особой пространственной, предметно-эстетической среды в любом дошкольном образовательном учреждении.
В деятельности современных ДОУ по становлению гражданско-патриотического воспитания, можно выделить ряд проблем:
отсутствие полноты законодательной и нормативной правовой базы, обеспечивающей стабильность и развитие системы гражданско-патриотического воспитания в ДОУ;
отсутствие общих идеологических подходов к образовательным программам в ДОУ, в том числе к программе гражданско-патриотического воспитания;
существенное различие по материально-техническому оснащению ДОУ;
отсутствие единых учебников и программ по конкретному процессу становления программы гражданско-патриотического воспитания в
конкретном
ДОУ;
Сегодняшние события в Украине, военные действия в Сирии, постоянные военные столкновения стран НАТО с другими странами и постоянные акции националистов в различных европейских странах, только подчеркивают актуальность анализа патриотизма в РФ, постоянные стычки националистов во многих мировых странах, поддержка современной молодежью антипатриотических акций в социальных сетях и т.д. Одновременно отмечается неудовлетворенность самих обучающихся и их родителей, а также некоторых педагогов современной системой гражданско-патриотического воспитания, что выражается в некотором безразличии ко многим сторонам общественной жизни.
Руководитель ДОУ – это прежде всего педагог, а уже потом – менеджер-управленец, а становление любой развитой управляемой системы требует именно знаний основ и методов менеджмента управления, поэтому необходимо определить выделение ряда методических рекомендаций для руководителей и методистов ДОУ по управлению процессом становления гражданско-патриотического воспитания:
Постановка цели по управлению процессом становления гражданско-патриотического воспитания в ДОУ
.
Постановка целей является важнейшим исходным моментом процесса управления. Управление процессом становления какого-то вида воспитания в ДОУ требует определения: всей совокупностей целей и задач, которые она должна решать в своей повседневной деятельности; ассортимента видов гражданско-патриотического воспитания, контингент воспитанников, на которых она будет распространяться и необходимые ресурсы для реализации запланированных целей и способов их достижения.
Определение стратегии по становлению гражданско-патриотического воспитания в ДОУ
– обобще
нный замысел процесса перехода к новому процессу воспитания в ДОУ.
Разработка стратегического плана включает:
- анализ состояния дел в ДОУ (его внутренняя и внешняя среда);
- определение дерева целей;
- выбор стратегии реальных целей по становлению гражданско-патриотического воспитания;
- разработка комплекса задач;
- эффективное распределение ресурсов.
3. Использование системы социального партнерства для управления становлением гражданско-патриотического воспитания в ДОУ.
Социальное партнерство в современном образовательном учреждении – это наиболее эффективный механизм реализации ФГОС, оно помогает решать образовательные и воспитательные задачи, а потому реализуется в соответствии с целями и задачами программы развития образовательного учреждения. Современное дошкольное образовательное учреждение должно учитывать роль социального партнерства при формировании эффективной стратегии своего развития или определенного вида воспитания.
Так, предварительное определение полного круга социальных партнеров ДОУ и путей сотрудничества с ними, станет дополнительным ресурсом управления и ресурсом развития данного учреждения. Но для эффективной стратегии развития, необходимо использовать предшествующий опыт, постоянно вести поиски новых форм сотрудничества, производить тщательный анализ и отбор наиболее полезных и эффективных связей социального партнерства.
Например, известная национальная образовательная инициатива «Наш новый детский сад» предусматривает переход на новые образовательные стандарты и введение обязательной внеурочной деятельности для воспитанников ДОУ. Без помощи социальных партнеров это невозможно осуществить. Для этого необходимо разработать стратегию по организации работы по определению и разработке модели внеурочной деятельности, чтобы она могла соответствовать образовательному процессу ДОУ, учитывать материальную базу учреждения по организации внеурочных мероприятий, инфраструктуру ДОУ (наличие рядом учреждений культурной и гражданско-патриотической направленности, которые могут быть использованы ДОУ и т. д.), желания и потребности детей и родителей.
4. Четко продуманная система мероприятий по становлению гражданско-патриотического воспитания в ДОУ.
Дошкольники любого ДОУ должны регулярно участвовать в мероприятиях патриотической направленности (слет всероссийских детско-юношеского военно-патриотического движений; олимпиада и конкурсы для дошкольников гражданско-патриотической направленности; мероприятия, посвященные 9 Мая; участие в других патриотических праздниках; занятия – «уроки мужества»; участие в концертах; вахта памяти для ветеранов; участие в акции «Бессмертный полк», парад дошкольников «Не прервется связь поколений»; мероприятия по посадке деревьев; празднование дней воинской славы; смотр-конкурс «Лучшая группа патриотов детского сада»; неделя «семейных ценностей»; игры-соревнования.) Обязательно регулярно использовать наставничество и взаимную поддержку людей, которые нуждаются в какой-либо помощи (малоимущим, ветеранам, мигрантам; посылки солдатам; посещение детских домов).
Это лишь небольшой перечень мероприятий гражданско-патриотической направленности, которые могут применяться в том или ином ДОУ. Как правило, в каждом образовательном учреждении накоплен собственный опыт использования таких мероприятий.
5. Хорошая материально-техническая база ДОУ для полноценного становления гражданско-патриотического воспитания (плакаты, стенды, наборы дидактических игр, наборы народных инструментов, коллекции дидактических кукол в народных костюмах, наличие подборки музыкального сопровождения для мероприятий гражданско-патриотической направленности, наличие формы для проведения парадов и участия дошкольников в вахтах памяти, наличие собственного музея, аудио и видео записи обучающих рассказов и фильмов для всех групп ДОУ, наличие оборудования для проектной деятельности дошкольников, наличие методического кабинета по формированию гражданско-патриотического воспитания и мн. др.)
6. Своевременное повышение квалификации сотрудников, поощрение хороших результатов по формированию гражданско-патриотического воспитания.
Задачей педагогов должно стать - воспитание ответственной личности, гордящейся своими достижениями и достижениями своего государства с критически развитым историческим умом, чтобы при необходимости самостоятельно разобраться в политической, социальной и экономической обстановке своей Родины.
При это необходимо обеспечение большей научности, системности, целеустремленности и результативности патриотического воспитания дошкольников с учетом проявившегося определенного кризиса в сфере социально-педагогического знания и практики воспитательной деятельности.
Создание активного сайта детского сада, отражающего не только информацию об учреждении, но и раздел «Отзывы», а также являющийся платформой для личных кабинетов групп
[
4
].
Сайт может использоваться в том числе для гражданско-патриотического воспитания, донесения целей до родителей воспитанников, приглашения их на мероприятия ДОУ и т.д.
Продуктивная работа с родителями.
Родители должны быть оповещены о целях гражданско-правового воспитания в ДОУ и формах его воплощения. Их участие во многих мероприятиях гражданско-правовой направленности – должно быть обязательным условием.
Регулярная работа методиста ДОУ по воплощению стратегического плана в жизнь.
Прогнозирование результатов работы по становлению гражданско-патриотического воспитания
.
Таким образом, механизм становления гражданско-патриотическим воспитанием и управление этим процессом - сложен, противоречив и включает в себя систему разнообразных компонентов. Вхождение патриотизма в структуру самосознания личности означает осознание своей принадлежности к определенной национальной общности и осознание своих связей с ней. Утверждение своего «Я» осуществляется через потребности, интересы и мотивы в национальной и межнациональной сфере. Связующим звеном в процессе формирования гражданско-патриотического воспитания личности является совокупность трех компонентов: мотивационного, познавательного, поведенческого. Все названные компоненты легко соединить именно в воспитательной системе формирования патриотических качеств именно в ДОУ, при взаимодополняющей работы с детьми, родителями и педагогическим составом.
Библиографический список
Приказ Министерства образования и науки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 № 30384) // СПС Консультант Плюс.
Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016–2020 годы»
http: // www.orthedu.ru/obraz/14526
gosudarstvennaya
programma
patrioticheskoe
vospitanie
grazhdan
rossiyskoy
federacii
na
2016–2020
gody.html (дата обращения: 08.02.201
8
).
Богомягкова
Е. Н. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в условиях ДОУ // Вопросы дошкольной педагогики. - 2017. - №1. - С. 19-23.
Кулачинская
А. Ю. Управление инновациями в ДОУ // Молодой ученый. - 2014. - №12. - С. 143-145. - URL https://moluch.ru/archive/71/12251/ (дата обращения: 08.02.2018).
Чеботарева Н. П., Суслова М. В., Головина Ю. А. Формирование патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста посредством ознакомления с родным городом // Молодой ученый. - 2016. - №15. - С. 519-522. - URL https://moluch.ru/archive/119/32907/ (дата обращения: 08.02.2018)
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат