Коррекция психологических качеств личности влияющих на осознанность обучения.
Говоря о характере, обычно подразумевают те свойства личности, которые накладывают определённый отпечаток на все его проявления и выражают специфическое для неё отношение к миру и, прежде всего, к другим людям. Именно в этом смысле мы обычно говорим, что у человека плохой характер или хороший, благородный и т.п.
Бесхарактерный человек – это человек, лишённый внутренней определенности; каждый поступок, им совершаемый, зависит больше от внешних обстоятельств, чем от него самого. Человек с характером выделяется, прежде всего, определённостью своего отношения к окружающему, выражающейся в определенности его действий и поступков. Характер обусловливает определённость человека как субъекта деятельности, который, выделяясь из окружающего, конкретным образом относится к нему. Знать характер человека – это знать те существенные для него черты, из которых вытекает, который определяется весь образ его действий. Черты характера – это те существенные свойства человека, из которых с определённой логикой и внутренней последовательностью вытекает одна линия поведения. Характер представляет собой внутренние свойства личности. Для характера решающим является взаимоотношение между общественно и личностно значимым для человека. Каждая историческая эпоха ставит перед человеком определённые задачи и в силу объективной логики вещей требует от него как самого существенного определенности в отношении именно этих задач. На них формируется и на них же испытывается и проверяется характер людей. Характер определяется не каждым единичным поступком, а всем образом жизни человека. В характере сосредоточены стержневые особенности личности, все индивидуальные отличия в нём приобретают особенную значимость и выраженность. Характер – это единство личности, опосредующее все её поведение. Определяя господствующие побуждения, характер может выразиться как в целях, которые человек себе ставит, так и в средствах или способах, которыми он их осуществляет, как в том, как он это делает, т.е. характер может выразиться как в содержании, так и в форме поведения. Характер теснейшим образом связан и с мировоззрением. Систематически побуждая человека поступать определенным образом, мировоззрение, мораль как бы оседают и закрепляют в его характере в виде привычек – привычных способов нравственного поведения. Поскольку характер выражается, прежде всего, в отношении к другим людям, в общественном по существу отношении к миру, он проявляется и формируется преимущественно в поступках.
Взаимоотношения человека с другими людьми определяют и его отношение к своей деятельности – способность к подвигу, к напряженному героическому труду, творческое беспокойство ли, напротив, успокоенность или преувеличенное самомнение, самолюбие, неуверенность в своих силах и т.д.
По отношению человека к другим людям различают характеры замкнутые и общительные. Лишь в процессе общения и влияния на других людей формируется действенная сила характера, столь существенная в общественной жизни способность организовать людей на совместную работу и борьбу; лишь в процессе общения подвергаясь воздействиям со стороны других людей, формируется в человеке твёрдость характера, необходимая, чтобы противостоять внушениям, не поддаваться шатаниям и неуклонно идти к поставленной цели.
Существенной для становления характера формой общения является воспитание. В своей сознательной организованности и целенаправленности воспитание – общение воспитателя с воспитываемым – располагает рядом важнейших средств воздействия: соответствующей организацией поведения, сообщением знаний, формирующих мировоззрение, личным примером.
Общение создает предпосылки и для самостоятельной работы человека над своим характером. В процессе общения, воздействуя на людей и подвергаясь воздействию с их стороны, человек познает других и испытывает на практике значение различных характерологических черт. Это познание других людей приводит к самопознанию, практической оценке характерологических свойств других людей, регулируемой моральными представлениями, к самооценке и самокритике. А самопознание, сравнительная самооценка служат предпосылкой и стимулом для сознательной работы человека над своим характером.
В характере каждого человека есть черты и чёрточки, которые отражают своеобразие его индивидуального жизненного пути, его личного образа жизни.
Развитие характера у детей свидетельствует, прежде всего, о несостоятельности той точки зрения, которая считает характер врождённым и неизменным. Характер формируется в процессе развития личности как субъекта, активно включающегося в многообразную совокупность общественных отношений. Проявляясь в поведении, в поступках человека, характер в них же и формируется. Человек сам участвует в выработке своего характера, поскольку характер складывается в зависимости от мировоззрения, от убеждений и привычек нравственного поведения, которое он у себя вырабатывает, от дел и поступков, которые он совершает, в зависимости от всей его сознательной деятельности, в которой характер не только проявляется, но и формируется. Человек сам участвует в выработке своего характера и сам несёт за него ответственность.
В каждом классе дети разные по характеру: стеснительные, замкнутые, общительные и т.д. Учителю необходимо построить свою работу так, чтобы всех детей привлечь к работе в классе, поэтому необходимо учитывать их индивидуальные особенности.
Необходимо создавать этические ситуации в процессе обучения и воспитания. Ситуационный подход как ведущий способ реализации личностно-ориентированного образования позволяет сделать обучение и воспитание сферой самоутверждения личности, актуализации силы её самовыражения. Личностно-развивающие ситуации являются этическими ситуациями, т.к. обогащают нравственную жизнь ученика. В педагогической практике используются такие этические ситуации:
*проблемная – когда идёт поиск новых знаний для решения проблемы;
*прогностическая – направлена на развитие умений предвидения последствий поступка (своего или чужого);
*конструктивная – предполагает проектирование поведения в заданных условиях;
*оценочная – направлена на формирование и развитие навыков оценки;
*аналитическая – используется для анализа верных и ошибочных действий участников;
*репродуктивная – предполагает возможность словесно или практически продемонстрировать опыт поведения.
В результате использования этических ситуаций у учащихся развивается нравственное мышление, закрепляются знания и умения, формируется нравственная позиция, корректируются негативные черты характера.
Часто в классах встречаются дети с девиантным поведением. Как же организовать работу по профилактике девиантных отклонений в поведении детей младшего школьного возраста? Как построить свою работу, чтобы исправить негативные черты характера таких детей?
Особенно важно решение этого вопроса в отношении детей младшего школьного возраста. И это естественно, поскольку именно в младшем школьном возрасте закладываются те основы, формируются личностные черты и качества, начинают складываться определенные установки, которые в дальнейшем определяют поведение ребёнка в подростковом и юношеском возрасте. А ведь ни у кого не вызывает сомнений тезис о том, что легче правильно воспитать ребёнка с самого раннего детства, чем затем заниматься процессом его перевоспитания. Сформировать определённые личностные качества значительно проще, чем исправлять уже допущенные ошибки и корректировать имеющиеся недостатки.
Что меняется в жизни ребёнка, когда он приходит из детского сада в школу?
Во-первых, изменяется его социальный статус. Раньше он был просто ребёнок, сейчас он уже – ученик. Впервые у ребёнка появляются «настоящие» обязанности. Он должен делать уроки, каждый день ходить в школу и выполнять задания учителя.
Во-вторых, если у дошкольника ведущим видом деятельности является игра, то у младшего школьника – учёба. Естественно, что учителя начальной школы используют игру как метод обучения, но это уже не та детская игра, что проводилась в дошкольном учреждении. В ходе «новых» игр надо запоминать учебный материал, рассуждать и думать, решать задачи. Это уже не свободная игра: «хочу – играю», а «хочу – нет». Здесь уже появляется элемент обязательности.
В-третьих, расширяется круг общения ребёнка, у него появляются новые друзья, в его жизнь входят новые взрослые, его по-новому начинают воспринимать в семье. «Ты уже взрослый, потому что ты школьник», - часто слышит он от родителей.
Происходит также расширение «информационного» поля ребёнка. Он узнает много того, о чём раньше не знал. Соответственно возникает множество вопросов, на которые ребёнок хочет получить удовлетворяющие его ответы.
В-четвёртых, в жизнь ребёнка входят нормы, правила и требования, которым он должен следовать. Причём, большинство из них направлены на сдерживание двигательной активности ребёнка.
Анализируя изменения, происходящие в жизни школьника, необходимо стремиться к тому, чтобы профилактика девиантных проявлений в детской среде органично сочеталась с воспитательным процессом в целом и не вносила в жизнь ребёнка каких-то новых изменений, которые, как правило, сопровождаются определенным психологическим напряжением с его стороны. Поэтому можно использовать методику социально-ориентирующей имитации. В ней использованы игра и сказкотерапия в профилактических целях. Что собой представляет эта методика? Это цикл занятий с детьми младшего школьного возраста в процессе классной и внеклассной работы или в условиях, когда дети находятся на отдыхе в оздоровительно-образовательных лагерях.
Сказкотерапия используется в связи с тем, что в младшем школьном возрасте бурно развивается фантазия. Ребёнок с удовольствием слушает сказки и с ещё большим удовольствием сочиняет свои. А игра – тот вид деятельности, который является привычным для младшего школьника. Дети любят играть, им интересно следовать правилам игры, в ней ребёнок максимально проявляет свои возможности и способности.
Цель профилактики на основе методики социально-ориентирующей имитации – формирование рефлексивной жизненной позиции ребёнка, заключающейся в способности давать адекватную оценку своим действиям и поступкам своих друзей и других окружающих. На следующем этапе предлагаются сказки собственного сочинения, которые нужно продолжить. После устного рассказывания сказок и их проигрывания задаются вопросы: почему вы выбрали именно такое продолжение сказки? В конце занятий ребята встают в круг и берут друг друга за руки. «Подумайте, что вы хотите пожелать тем, кто стоит рядом с вами?» - предлагает ведущий. Следующий этап работы – это использование игры в профилактическом процессе. В ходе игр необходимо стремиться, чтобы у учащихся сформировались навыки определённого круга позитивных ценностей и негативных факторов («что хорошо, что плохо»), ценностное и одновременно ответственное отношение к своим действиям и поступкам. В ходе игр ребята приобретают опыт принятия ответственных решений, отстаивания убеждений и позиций, у них формируется адекватное представление о чувствах, эмоциях, настроении, их влиянии на поведение, об управлении чувствами и преодолении стрессов.
Использование методики социально-ориентирующей имитации в ходе профилактики девиантных проявлений в детской среде на сегодняшний день пока носит опытный характер, но её апробация показывает положительные сдвиги, происходящие в личности тех детей, в работе с которыми она реализуется. Это даёт возможность говорить о том, что предполагаемая методика может служить одной из форм профилактики девиантных проявлений в детской среде.
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат