Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 27.11
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64

Игровая деятельность дошкольников: руководство игрой или педагогическое сопровождение. Работа №18466

Дата публикации:
Автор:
Название работы:
Игровая деятельность дошкольников: руководство игрой или педагогическое сопровождение
Работа:

УДК 373.2

ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДОШКОЛЬНИКОВ: РУКОВОДСТВО ИГРОЙ ИЛИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ

 

Лариса Николаевна Спивак,

преподаватель Краевого государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения

«Норильский педагогический колледж»,

г. Норильск

 

Целью данной статьи является привлечение внимания воспитателей и специалистов дошкольных образовательных организаций к проблемам руководства игровой деятельностью дошкольников, а именно педагогического ее сопровождения, основанного на позициях внутри игрового взаимодействия педагога с детьми.

Ключевые слова: игровая деятельность дошкольников, теория игры, руководство игровой деятельностью дошкольников, сопровождение игровой деятельности.

 

Игра – удивительный феномен детства, издавна привлекающий к себе внимание психологов, педагогов, философов, этнографов, искусствоведов и др.

Многочисленные исследования ученых свидетельствуют о разносторонних подходах к изучению игровой деятельности детей. В их числе высказывания великого педагога и врача, одного из первых теоретиков дошкольного образования Ефима Ароновича Аркина: «Не может быть здорового развития без деятельной, интересной жизни. Такую деятельную, увлекательную жизнь ребенок ведет в игре. Игре свободной, им самим создаваемой, или в играх с правилами. Я как врач восхваляю игру не потому только, что в ней ребенок творит, что он проявляет себя в ней с наибольшей полнотой, но и потому, что она благотворно влияет на его здоровье» [1].

В создании советской теории игры особенно велика роль Н.К. Крупской. Она дала новое решение таким основным вопросам, как причины потребности ребенка в игре, ее сущность, связь игры с трудом, значение игры для всестороннего развития детей [2].

А.С. Макаренко провел глубокий анализ психологии игры, показал, что игра – осмысленная деятельность, а радость игры – «радость творческая», «радость победы» [3].

Д.Б. Эльконин называет игру школой произвольного поведения [4].

А.Н. Леонтьев – школой морали в действии [5].

Д.В. Менджерицкая отмечала, что «Для ребят дошкольного возраста игры имеют исключительное значение: игра для них – учеба, игра для них – труд, игра для них – серьезная форма воспитания» [6].

Можно констатировать единство взглядов всех исследователей на феномен игровой деятельности детей, многомерность ее проявлений, что позволяет выделить ключевые аспекты.

Игра – самоценная форма активности ребенка дошкольного возраста.

Игра – это деятельность, которая одновременно протекает в двух планах: в воображаемом – «как будто» и в реальном – «здесь и сейчас».

Игра – это деятельность символическая, так как реальные предметы в ней замещаются символами — предметами или действиями, замещающими реальные.

Игра – это деятельность, в которой ребенок воссоздает другие виды человеческой деятельности. Принимая на себя разные социальные роли, ребенок осваивает в игре сложную систему человеческих отношений.

Игра – добровольная деятельность, она несет в себе чувство свободы. Нельзя играть по принуждению.

Советская педагогика, глубоко изучая вопросы о происхождении и сущности игры, пришла к выводу о том, что игра всегда отражает действительную жизнь, поэтому ее содержание меняется с изменением общества.

В последние годы многие ученые и практики с тревогой говорят о тенденции исчезновения игры из жизни детей, особенно в старшем дошкольном возрасте. Сюжетным творческим играм уделяется немного времени, а их содержание часто не соответствует особенностям субкультуры современного ребенка. Руководство играми дошкольников в детском саду либо несет на себе отпечаток излишнего дидактизма, либо отсутствует вовсе. Следовательно, игровая деятельность не становится источником самореализации внутренних сил ребенка. Это приводит к необратимым потерям в развитии психики дошкольника.

Внедрение образовательного стандарта в систему дошкольного образования способствует оптимизации ситуации. Разумеется, требования ФГОС ДО не могут идти в противоречии с законами развития ребенка-дошкольника. Стандарт дошкольного образования называют «стандартом условий», где основной посыл – амплификация условий развития дошкольников. Для педагога ДОУ становится актуальным поиск иных форм и методов работы с детьми, так как стандарт исключает из образовательного процесса учебную деятельность, как не соответствующую закономерностям развития ребенка на этапе дошкольного детства. И здесь не стоит «изобретать велосипед», достаточно вспомнить о ведущем виде деятельности дошкольников.

Один из принципов ФГОС ДОпризнание самоценности дошкольного детства через ведущую деятельность – игру заслуживает самых положительных оценок и правильной реализации в образовательном процессе детского сада. Остается разобраться в некоторых вопросах: какие игры и в каком возрасте целесообразно использовать в работе с детьми, какие игровые формы и методы образовательной деятельности сегодня актуальны, каким должно быть занятие (занимательное дело), как осуществлять интеграцию образовательных областей в игровой деятельности и т.д. Эти и другие вопросы привлекают внимание современных исследователей в области дошкольного образования [7].

Трудности, которые возникают у воспитателей, обусловлены самой природой этой деятельности. Содействовать развитию игры надо, не стесняя при этом инициативы самих детей. Обучение игре представляет собой механизм естественной помощи воспитателя ребенку. Оно включает непосредственное взаимодействие воспитателя с детьми в игре, наблюдение за игрой детей, изучение детских возможностей и перспектив развития игры. Воспитателю необходимо стать привлекательным для ребенка игровым партнером, который привносит в детскую игру новое содержание и новые умения. Важнейшее условие содействия развитию игры – создание игровой предметно-развивающей среды в группе детского сада.

Многие идеи, которые мы встречаем сейчас в педагогической литературе, выдаются как новые. Между тем подходы к целенаправленному развитию игровой деятельности детей, изложенные в работах Е.И. Тихеевой, были хорошо известны и оказались незаслуженно забытыми. Так же рекомендации по руководству игрой дошкольников даны в работах А.П. Усовой, П.Г. Саморуковой, Е.А. Флериной и т.д.

Перечисленные исследователи внести серьезный вклад в разработку педагогического руководства игровой деятельностью детей. Однако, в соответствии с новыми требованиями в системе дошкольного образования наиболее востребованным становится понятие психолого-педагогического сопровождения деятельности детей, так как введение нового стандарта дошкольного образования существенно изменяет всю образовательную ситуацию в дошкольном образовательном учреждении, определяя точное место формам и видам приложения психологических знаний в содержании и организации воспитательно-образовательного процесса детского сада [8].

В этом контексте весьма актуальным представляется исследование О.В. Солнцевой, где автор представляет стратегию педагогического сопровождения игровой деятельности детей в противовес стратегии педагогического руководства, полагаясь на природу детской игры как деятельности свободной и самостоятельной [9].

Принципиальная особенность данной технологии заключается в занимаемой педагогом позиции в процессе игрового сотрудничества с детьми, где воспитатель может быть «партнером по игре», «координатором игровой деятельности» и «сторонним наблюдателем», в зависимости от степени проявления детьми игровых умений, самостоятельности и творчества. При таком взаимодействии, как отмечает автор, специально развивать и воспитывать детей, к чему привыкли педагоги, не всегда представляется возможным. Как только появляется «элемент воспитания», позиция педагога сразу перестает быть партнерской и становится «воспитывающей» или «обучающей», при этом естественность игры разрушается. Следовательно, педагогу необходимо развивать у себя качество, называемое игровой позицией воспитателя, умение быть игроком, партнером ребенка по игре.

Глубокое и всестороннее рассмотрение игровой позиции воспитателя представлено в диссертации Е.В. Груздовой, где автор выстраивает ее на общих принципах игры (прежде всего — самоценности, внеутилитарности, добровольности, игровом равенстве и др.), предполагающих овладение внутриигровым языком, выраженным в слове, жесте, мимике, пластике. К специфическим особенностям игровой позиции воспитателя автор относит: ярко выраженный интерес педагога к играм детей; рефлексию как способность видеть реальную ситуацию со стороны и вычленить в ней игровые возможности; инфантилизацию как способность устанавливать доверительные отношения с окружающими; эмпатию как способность чувствовать игровые состояния других людей; креативность как способность находить нестандартные пути достижения цели [10].

Сформированная игровая позиция воспитателя (позиция партнера, режиссера, соигрока, координатора) обеспечивает включение его в детскую игру, позволяет оказывать позитивное влияние на ее развитие. Игровая позиция значима не только для развития игровой деятельности детей. Это одна из верных тропинок достижения близости с дошкольниками, проникновения в их внутренний мир.

Владея игровой позицией, педагогу легче использовать игру, ее богатые возможности для развития своих воспитанников, их взаимоотношений. Ведь игра не только любимое занятие дошкольников – это их ведущая деятельность, в ней формируются основные новообразования, подготавливающие переход к следующему возрастному этапу – младшему школьному.

 

Список литературы

Аркин Е.А. Вопросы советского дошкольного воспитания. – М., 1950, С. 37.

Крупская Н.К. Роль игры в детском саду, /в сб. Игры детей. Под ред. Е.И. Волковой. – М.:

Учпедгиз

; 1948, С.

4-5.

Макаренко А.С. Игра. /В сб. Игры детей. Под ред. Е.И. Волковой. – М.;1.

Учпедгиз

; 1948, С. 5-12.

Эльконин

Д.Б.

Психология игры. М.: Педагогика, 1978. 304 с.

Леонтьев А.Н.

Психологические основы дошкольной игры // Избранные психологические произведения в 2-х томах: Т. 1. М.: Педагогика, 1983.

Менджерицкая

Д.В. Воспитателю о детской игре. – М.: Просвещение, 1988.

Деркунская

В.А.,

Ошкина

А.А. Игровая образовательная деятельность дошкольников. Учебно-методическое пособие. – М.: Центр педагогического образования, 2016. – 368 с.

Бардиер

Г.,

Ромазан

И., Чередникова Т. Я хочу! Психологическое сопровождение естественного развития маленьких детей. Кишинев: ВИРТ, СПб

.:

ДОРВАЛЬ, 1993. 96 с.

Солнцева О.В. Дошкольник в мире игры. Сопровождение сюжетных игр детей. – СПб

.:

Речь; М.:

ТЦ «

Сфера

»

, 201

2

.

Груздова

Е.

В.

Научно-педагогические основы развития игровой позиции воспитателя.

Автореф

.

дисс

. ... канд.

пед

. наук. Архан

гельск, 2001.

© Л.Н. Спивак, 2019

 

 

Скачать работу
Преимущества нашего сервиса
  • 1. По ФГОС

    Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС

  • 2. Быстро

    Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня

  • 3. Честно

    Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат

На портале «Солнечный Свет»
более
2000
тестов
97%
клиентов
свыше
1000000
участий
На нашем портале свыше 2 000 тестов, олимпиад и викторин
Довольны порталом и становятся постоянными клиентами
Наши олимпиады прошли свыше 1 000 000 раз, суммарно участвовало 300 000 человек
1 шаг
Участие
Пройдите тестирование по выбранной теме
2 шаг
Результат
Довольны результатом? Перейдите в свой личный кабинет
3 шаг
Диплом
Введите данные для оформления диплома победителя
Более 20-ти шаблонов и образцов
для ваших дипломов и свидетельств
Солнечный свет

Магазин ФОП

  • Воспитателю
  • Учителю
  • Руководителю
Перейти
Пожалуйста, подождите.
x
×