Сохранение профессионального здоровья педагога
Чистякова Елена Николаевна – педагог-психолог
Шишкина татьяна ивановна- педагог-организатор
Годова Ольга Васильевна – преподаватель русского языка
ФГКОУ «Екатеринбургское суворовское военное училище» МО РФ
Аннотация: статья посвящена теоретическому анализу понятия «психолого-педагогического сопровождения профессионального здоровья» в психологии образования и педагогике, а также основным факторам риска. Рассмотрены существующие исследования в этой области.
В современном обществе профессии отводится одно из самых главных сфер жизнедеятельности человека, и профессиональная деятельность занимает достаточно большую часть в жизни людей.
Педагогическая деятельность относится к типу «человек-человек», и зачастую связана с высоким напряжением, поскольку этому содействует противоречия между высокими требованиями, предъявляемыми к профессии данного типа и низкой степенью свободы в принятии решений, а также эмоциональная нагрузка, основанная на постоянном ежедневном общении с разными людьми (в данном случае учащимися, педагогическим составом).
Между профессиональной деятельностью и здоровьем имеется тесная связь, поскольку только физически и психологически здоровый профессионал способен выполнять свою деятельность хорошо, повышать свою квалификацию и быть успешным в своем деле.
По мнению психолога Л.М.Митиной, у педагога с увеличением стажа работы еще формируется и повышается стереотипность, в его поведении наблюдается шаблонность, закрепляются психологические защитные механизмы, из-за которых он не способен принять другую точку зрения, он начинает проявляет ригидность и теряет гибкость в мышлении. Все это приводит к тому, что педагог теряет взаимопонимание с учащимися и эффективность его педагогической деятельности снижается, а все вместе сказывается на общем состоянии здоровья.
В уставе Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) указывается схожее определение, при котором «здоровье есть состояние полного физического психического и душевного социального благополучия, при котором отсутствуют какие-либо физические и психические дефекты».
Итак, здоровье включает в себя три компонента: психическое, физическое и душевное. Только при отсутствии дефектов в каждом из них может быть достигнута гармония и здоровье личности.
На физическом уровне здоровье определено отсутствием болезней или дефектов. Физическое здоровье определяет общее самочувствие организма, которое в свою очередь определяет душевное (психическое и психологическое) здоровье, поскольку оказывает воздействие на все функции организма, способствует адаптации, формирует чувство собственного достоинства, влияет на взаимоотношения с людьми, определяет работоспособность человека и придает осмысленность жизни.
В литературе учеными здоровье рассматривается, как основа полноценного существования и как условие гармоничного развития личности педагога. Такие авторы, как Артюнина Г.П., Гончар Н.Т., Игнатькова С.А. наравне с потенциалом здоровья говорят о таком понятии, как «баланс здоровья, который характеризуется как состояние равновесия между потенциалом и запросом. А вся совокупность средств, которая доступна человеку для улучшения состояния своего здоровья или другими словами, потенциала здоровья, является ресурсом в здоровье». Тем самым, в зависимости от уровня потенциала и баланса здоровья, а также ресурсов, которые использует педагог для укрепления своего здоровья, будет зависеть его физическое и психическое состояние.
В психологии профессиональное здоровье изучали Г.С. Никифоров, В.А. Пономаренко, А.Г. Маклаков, и другие. В современной психологии также выделяют психологию стресса в профессиональной деятельности, которой занимались такие ученые, как Н.Е. Водопьянова, J.M. Atkinson, и другие.
Большое значение, как негативный фактор, оказывающий влияние на здоровье играет стресс, но источники стресса находятся не во внешней среде, а в внутри человека и ими выступают установки убеждения и взгляды профессионала. Автором С.М. Шингаевым сформулированы четыре основных положения, которые способны выявить видение проблемы в профессиональном здоровье: при выполнении профессиональной деятельности невозможно полностью исключить все факторы, оказывающие негативное влияние на здоровье профессионала, но в этом случае есть выход, который кроется в том, чтобы искать пути минимизации потерь и снижать до минимума воздействие определенных факторов; при найме сотрудников следует обращать внимание не только на экономическую эффективность, которую может принести сотрудник в организацию, но и на, чтобы у человека было минимум противопоказаний к определенной профессии, а в нашем случае к профессии педагога. При этом важно акцентировать внимание не на подходе от болезни к восстановлению здоровья, а на подходе от здоровья к его укреплению и поддержанию. И в этом направлении существует острая нехватка теоретических исследований и практических инструментариев.
Основываясь на положениях, выдвинутых в публикации автора С.М. Шингаева, можно сказать, что важно искать пути минимизации потерь в борьбе с негативными факторами, обращать внимание на противопоказания к профессии педагога у человека, учитывать возможности организма и сильные стороны личности, а также фокусировать взгляд не на восстановлении здоровья после заболевания, а на его укреплении и поддержании, и не допускать до заболеваний.
Основные факторы риска профессиональной деятельности педагога: эмоциональное напряжение и эмоциональное возбуждение, овышенная голосовая нагрузка, статическая нагрузка при незначительной общей двигательной и мышечной нагрузке, ольшой объем интенсивной зрительной нагрузки, отсутствие стабильного режима дня, высокая плотность эпидемических контактов, нагрузка на одни и те же центры коры больших полушарий, резкое перераспределение мозгового кровотока. Каждый из перечисленных факторов труда может повлиять на ухудшение профессионального здоровья педагога, а совокупность нескольких факторов значимо усугубить здоровье личности.
По мнению Е.А Шатровой, проблема профессионального образования является сложной и многогранной, поскольку включает в себя социальный, психологический, философский, медицинский и другие аспекты и настолько остро стоит в современном мире, что требует создание необходимых условий для профилактики и восстановления здоровья педагогов. Особенной проблемой, выявленной в исследовании Е.А. Шатровой, служит то, что педагоги зачастую сами недооценивают значимость и ценность здоровья. По данным проведенного исследования было выявлено, что только 20% педагогов оценивают себя здоровыми, 5% занимаются спортом, и только 4,5% опрошенных педагогов делают утреннюю гимнастику. Анализ результатов показывает, что такие данные объяснимы высокой загруженностью педагогов, интенсивностью труда и другими факторами. Кардинально изменить ситуацию способна целенаправленная работа, направленная на профилактику и сохранение профессионального здоровья педагогов.
В рамках проводимого исследования аспиранта Е.А. Шатровой была предложена модель организационно-педагогической деятельности, которая имеет цель развитие здоровьесберегающей компетенции педагога, и включает в себя просветительскую работу, диагностику и профилактику.
В современном обществе на школьном и индивидуальном уровне, по мнению О.С. Литовченко уже реализуются «технологии здоровья», которые включают в себя: информационно-мотивирующий раздел (лекции, семинары, конференции, обращение к средствам массовой коммуникации, встречи с администрацией департаментов образования и директорами образовательных учреждений с целью пропаганды здорового образа жизни); организационный раздел включает решение административных, финансовых, организационных и других вопросов; медико-диагностический раздел включает в себя медицинское обследование учителей; психодиагностический раздел включает в себя психологическое обследование; общеоздоровительный раздел состоит в открытии специальных групп физического оздоровления и предоставлении необходимых медицинских препаратов при необходимости; социальный раздел заключатся в решении таких вопросов, как выплаты для поддержания здоровья, материальное обеспечение обучения и других; психологический раздел включает организацию специальных семинаров по проблемам здоровья учителей, кабинеты психологической разгрузки и психологическое консультирование; психотерапевтический раздел состоит из регулярных психотерапевтических и коррекционных групп, тренинговых занятий по проблемам здоровья учителей, и индивидуальной психотерапии.
Тем самым можно заметить, что технологии здоровья уже имеют четко разработанную структуру и реализуются в современном образовательном пространстве, но только на уровне школ и индивидуальном уровне. Важно организовать психолого-педагогическое сопровождение педагогов на всех уровнях образования. По мнению Э.М. Александровской, сопровождение можно осуществлять с помощью специфических групповых и индивидуальных методов с использованием элементов таких современных психотехник как: ко-пинг, здоровьесбережение, фасилитация, развитие ресурсов. Уместным в сопровождении является и использование аналитических, диагностических, обучающих, оценочных и развивающих методов.
Таким образом, на наш взгляд, опираясь на выше представленные исследования, выявлены особенности психолого-педагогического сопровождения профессионального здоровья педагога, которое представляет собой оказание помощи в решении проблем, профилактике и предупреждении трудностей, а также заболеваний, которая организуется в рамках образовательного процесса..
Таким образом, в ходе изучения вопроса нами было выделено, что между профессиональной деятельностью и здоровьем имеется тесная связь, поскольку только физически и психологически здоровый профессионал способен выполнять свою деятельность хорошо и быть успешным в своем деле. Само понятие здоровье нами было сформулировано, как баланс физического, психического и душевного состояния. Профессиональное здоровье педагога - это некий уровень характеристик или свойство организма человека, которое соответствует требованиям, предъявляемым к определенному типу профессии и благодаря которому профессионал (педагог) эффективен в своей работе. В педагогической деятельности этим профессионалом является педагог. На профессиональное здоровье способны оказывать, как внешние факторы окружающей среды и к ним можно отнести изменения, происходящие в образовании, так и внутренние, к которым относятся личные негативные установки, убеждения и взгляды педагога, представляющие стресс для личности.
Психолого-педагогическое сопровождение профессионального здоровья педагога представляет собой оказание помощи в решении проблем, профилактике и предупреждении трудностей, а также заболеваний. Такая помощь организуется в рамках образовательного процесса и включает в себя различные направления, в частности диагностику, консультирование и коррекцию.
Список литературы
Александровская Э. М., Куренкова Н. В.
Психологическое сопровождение детей младшего школьного возраста: Учебно-методическое пособие: Ч. 2 // Журнал прикладной психологии. 2001. № 1. с.40-63.
Артюнина
Г.П
., Гончар
Н.Т
.,
Игнатькова
С.А
. Основы медицинских знаний: Здоровье, болезнь и образ жизни. Том 2. Псков. 2003. с. 68.
Водопьянова
Н.Е
. Синдром выгорания: диагностика и профилактика
Текст. /
Н.Е
. Водопьянова,
Е.С
.
Старченкова
. СПб: Питер, 2008. - 336 с.
Зеер
Э.Ф
.,
Сыманюк
Э.Э
. Кризисы профессионального становления личности // Психологический журнал. — 1997. — № 6
Литовченко
О.
С
. Содержание психолого-педагогического сопровождения профессионального здоров
ья педагога // Молодой ученый. - 2014 - №4 - С.
695-697
Митина, Л. М. Профессиональная деятельность и здоровье педагога: учеб
.
п
осо
бие для вузов /
Л.М
. Митина,
Г.В
. Митин,
О.
А
. Анисимова. — М., 2005. с. 43.
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат