Тема: Совершенствование практических умений и навыков
учащихся 7-10 классов на уроках химии
Причинами выбора данной темы послужили несовершенные навыки работы с химическим оборудованием и всеми манипуляциями, имеющихся в экспериментальной химии со стороны учащихся, которыми они должны владеть на лабораторно-практических занятиях и сдаче экзамена в 10, 12 классах, если химия будет являться предметом по выбору. Необходимость отработки практических умений возникла из собственных наблюдений за учащимися во время их работы в эксперименте, т.к. химия в первую очередь экспериментальная наука, и следует обратить на это особое внимание при обучении учащихся как на начальном этапе - в 7-х классах, так и в продолжении обучения учащихся в последующих классах.
Ученический эксперимент становится особенно немаловажным уже начиная с седьмого класса, когда впервые учащиеся знакомятся с химической посудой, с лабораторным оборудованием, с реактивами и соблюдением правил безопасности. При изучении тем и связанных с ними очередными лабораторными работами, а также при переходе из класса в класс ученик постепенно совершенствуется в плане практических навыков, которые с возрастом переходят в умения.
Ученический эксперимент с точки зрения процесса обучения включает этапы: осознание цели проведения опыта, изучение предложенных веществ, сборка или использование готового прибора, выполнение опыта, анализ результатов и выводы, объяснение полученных результатов и использование химических уравнений, составление таблиц и отчета. Каждый учащийся должен понимать, для чего он проделывает опыт и как надо решить поставленную перед ним задачу. Он изучает вещества с помощью приборов и индикаторов, рассматривает детали прибора или весь прибор. Выполняя опыт, учащийся овладевает приемами и манипуляциями, наблюдает и замечает особенности хода процесса, отличает важные изменения от несущественных.
Безусловно, что практически все учащиеся овладевают техникой выполнения отдельных операций по монтажу и демонтажу устройств, проведению нагревательных работ, осаждения и фильтрования, титрования, работе с калориметром, работе с датчиками к моменту окончания среднего звена и продолжения отработки навыков в старшей школе. При выполнении экспериментальных задач развивается кругозор, память, речь, мышление учащихся, а также формируется мировоззрение в целом, а самое главное происходит сознательное усвоение и лучшее понимание химических теорий, законов и явлений.
У некоторых учащихся 7-8 классов иногда на начальных этапах возникает боязнь и страх зажечь спички, нагреть пробирку, тушить спиртовку, собрать установку и т.д., тогда в таких случаях с ними проводятся беседы психологического плана со стороны учителя, индивидуальное обучение, помощь учащихся друг другу в группе. Большое внимание уделяется технике безопасности. Следовательно, развитие практических навыков необходимо формировать поэтапно, согласно возрастным особенностям детей.
К примеру, учащиеся 7 класса изначально знакомятся с назначением химической посуды, простейших приборов и оборудования, изучают правила безопасности при обращении с нагревательными приборами. Вот здесь важно научить ребят правильно оформлять наблюдения, обобщать и верно формулировать выводы по проделанной работе, т.к. дальше полученные знания и выработанные умения учащихся по выполнению химического эксперимента способствуют дальнейшему развитию в старших классах.
В рамках программы НИШ предусмотрен выбор химии, как одного из профильных предметов и сдача по нему экзамена в 10-м и в 12-м классах. На экзамене учащийся выполняет работу за строго регламентируемое время, в случае индивидуальной медлительности или незнания как подойти к тому или иному оборудованию можно потерять время и упустить возможность получить высокий балл по практической части. Потому как за всё выданное время учащемуся необходимо собрать данные эксперимента и оформить письменно работу. Поэтому основы закладываются уже в 7-8-х классах.
Наблюдения за работой учащихся ведётся и по сей день, в целом можно отметить сдвиги в лучшую сторону в лабораторном практикуме у большинства учащихся 8-х классов и хороший прогресс у учащихся 9-х, 10-х классов.
Проведению многочисленного количества и разнообразию работ на всех параллелях способствуют утвержденные учебной программой обязательные лабораторно-практические работы и материальное оснащение лаборатории.
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат