Сенсомоторное развитие детей дошкольного возраста на физкультурных занятиях в ДОУ
Формирование здоровья детей, полноценное развитие их организма - одна из основных проблем в современном обществе. По данным НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков Научного центра здоровья дошкольников уменьшилось в 5 раз и составляет лишь около 10% детей, поступающих в школу. Одна из причин резкого ухудшения здоровья подрастающего поколения – низкий статус и несовершенство сложившейся системы физического воспитания детей, в основе которой отсутствует принцип единства психического и физического развития. Теоретическое изучение вопросов взаимосвязи показателей умственного, психического развития и физического состояния показало, что по мнению большинства учёных, уровень и темпы умственного развития во многом определяются степенью развития двигательной сферы ребёнка (Л.С.Выготский, Г.Доман, С.В.Маланов и др.), а целенаправленное использование средств физического воспитания может повысить результативность отдельных показателей умственного развития детей без ущерба для их здоровья.
Сенсомоторика (от лат. sensus - чувство, ощущение и motor - двигатель) — взаимокоординация сенсорных и моторных компонентов деятельности: получение сенсорной информации приводит к запуску тех или иных движений, а те, в свою очередь, служат для регуляции, контроля или коррекции сенсорной информации. Сенсомоторное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребенка и в то же время имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие считается базовым для успешного освоения многими видами деятельности, в частности физкультурно-оздоровительной.
Сенсорное развитие ребёнка - это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: по форме, размеру, цвету, положению в пространстве. Оно обеспечивалось обучением детей способам обследования предметов: наложению, прикладыванию, группировке по цвету и форме, последовательному осмотру, выполнению планомерных действий. Дошкольный возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Анализ усвоения программного содержания детьми дошкольного возраста показал проблемы в развитии двигательных навыков: плохая координация, недоразвитие мелкой моторики, слабое запоминание основных движений, несогласованность движений – и все это на фоне излишней возбудимости. Дети быстро устают и у них понижается работоспособность.
На занятиях подбираются специальные упражнения для общей и мелкой моторики, направленные на развитие отдельных двигательных качеств и способностей ребенка (силы, координации, ловкости, равновесия), на развитие свойств психики (внимания, ориентировки в пространстве и времени, сообразительности), на повышение функционального уровня систем органов (формирование правильной осанки, тренировка дыхательной, сердечно – сосудистых систем). Занятия проводятся преимущественно в игровой форме. Большое значение имеет обучение детей способам обследования предметов: наложению и прикладыванию; группировке по форме и цвету; последовательному осмотру; выполнению планомерных действий. Выбор заданий определяется уровнем сенсорного развития детей.
Включение в учебный процесс по физическому воспитанию упражнений, направленных на развитие познавательных процессов, речи и связанных с ней высших символических функций, но не только способствует умственному развитию, но и перестраивает, согласно выражению Л.С.Выгорского, «саму моторику». Моторика переходит на «новый уровень» и обеспечивает быстрое осмысленное запоминание и воспроизведение двигательных действий; умение самостоятельно принимать решение и действовать в условиях стремительно меняющейся обстановки, благодаря чему двигательное развитие детей значительно улучшается.
Список использованной литературы:
Вангер
Л.А. Воспитание сенсорной культуры ребенка. М.,1988.
Лебедева А. Н. Развитие
сенсомоторики
детей старшего дошкольного возраста:
коррекционно
– развивающая программа. М.,2004.
Выготский
Л.С. Развитие высших психических функций. М.,1980.
Абдулаева
Е.. Сенсорно-двигательные игры для детей раннего и младшего дошкольного возраста //Дошкольное воспитание. – 2010. - №8.
5.
Вайнерман С.М. и др.
Сенсоматорное
развитие дошкольников. М.,
2001.
Пилюгина Э.Г. Сенсорные способности малыша. Развитие восприятия цвета, формы и величины у детей от рождения до трех лет. – М.: Мозаика-Синтез; М.: ТЦ Сфера, 2003. —120
с
Поддъякова
Н.Н. Сенсорное воспитание в детском саду. М.,1981
.
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат