Технологическая карта
ФИО (полностью)
Сабурова Екатерина Валерьевна
Место работы
ГБОУ школа № 439 Петродворцового района Санкт-Петербурга
Должность
Учитель начальных классов
Предмет
Литературное чтение
Класс
1 класс (дополнительный)
Тема урока. Дата.
Гласные буквы Ё, ё. 13 03. 2019 г.
Предметная программа и её автор
УМК «Школа России», Азбука. Горецкий В.Г., Кирюшкин В.А., Виноградская Л.А. и др.
Место урока в курсе
Второй урок по теме «Гласные буквы Ё, ё.»
Цель урока
Создать условия для закрепления умения находить в словах букву Ё, знать, какие звуки она обозначает; читать слова с этой буквой. Совершенствовать навыки чтения, умения работать с текстом (отвечать на вопросы по содержанию).
Задачи
Обучающая: формировать умение находить в словах букву Ё, знать, какие звуки она обозначает; читать слова с этой буквой. Совершенствовать навыки чтения, умения работать с текстом (отвечать на вопросы по содержанию).
Развивающая: способствовать развитию связной речи, оперативной памяти, произвольного внимания, вербального, наглядно-образного мышления.
Воспитательная: воспитывать самостоятельность, дисциплинированность, умение работать в коллективе, культуру поведения при фронтальной работе.
Планируемые результаты
Личностные:
самооценка своих возможностей;
формирование положительного отношения к учению.
Предметные:
Смыслоразличительная роль звуков в речи, слове.
Наблюдение связи звуковой структуры слова и его значения.
Звуки гласные, согласные. Слог. Согласные мягкие, твёрдые, глухие
,
звонкие.
Освоение позиционного (с ориентацией на следующую букву) способа чтения.
Ударение в слове. Сильные и слабые позиции гласных в слове.
Деление слов на слоги.
Членение предложения на
слова.
Формирование навыка слогового чтения. Плавное слоговое чтение, чтение целыми словами. Чтение вслух.
Регулятивные:
Уметь
определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;
планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;
вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок
Познавательные:
Уметь
ориентироваться в своей системе знаний;
осуществлять анализ объектов;
находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы
применение знаково-символической схемы.
Коммуникативные:
умение слушать и вступать в диалог;
умение правильно выражать свои мысли;
умение контролировать и корректировать действия других обучающихся;
оформление своей мысли в устной речи;
обоснование своего ответа;
умение ориентироваться в своей системе знаний.
Тип урока
Урок комплексного применения знаний.
Формы и методы обучения
Фронтальный, индивидуальный, практический, деятельностный подход
Используемые технологии
Проблемное обучение с использованием элементов игровой и здоровьесберегающих технологий
Оборудование
Компьютер учителя, проектор. Азбука. Горецкий В.Г., Кирюшкин В.А., Виноградская Л.А. и др. 1 класс. Ч.2., тетради, карточки со слогами, картинки : черника, малина, ёлка.
Характеристика класса
В классе 8 учащихся. Из них 5 мальчиков и 3 девочки. 5 человек пробно обучаются по программе 7.2. До поступления в 1 класс все дети посещали детский сад. У троих учащихся сформирована средняя готовность к школе, у 5 – низкая.
Сценарий урока.
Этапы урока
Содержание
Формируемые УУД
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
I. Самоопределение к учебной деятельности (организационное начало)
II. Планирование совместной деятельности
III. Речевая разминка
1.Артикуляционная зарядка.
2.Чистоговорки.
3. Скороговорки
4.Упражнение на дыхание.
IV. Актуализация знаний и повторение изученного.
V. Целеполагание Постановка учебной проблемы.
VI.Закрепление изученного.
Звук-буквенный разбор.
Работа над ударением.
VII.Физкультминутка
VIII.Закрепление.
Работа по «Азбуке» (с. 32)
1.Чтение стихотворения Е. Благининой
2. Чтение скороговорок медленно и быстро.
3. Чтение стихотворения О. Григорьева
4. Работа над слоговым чтением
IX. Обобщение изученного
X. Подведение итогов урока. Рефлексия урока.
- Прозвенел и смолк звонок.
Начинается урок.
Тихо девочки за парту сели,
Тихо мальчики за парту сели,
На меня все посмотрели.
- Давайте улыбнёмся друг другу. Я думаю, что урок принесёт нам радость общения друг с другом. Вы многое узнаете и многому научитесь.
- В каком порядке мы будем выполнять наши задачи? Составим план нашей работы.
(На доске с помощью условных обозначений по мере обсуждения появляется план работы на уроке, дети называют его).
Р. р.
П
З
И
Лягушк
а–
хоботок.
Иголочк
а–
лопатка.
Качели.
Грибок.
Гармошка.
Трубочк
а–
чашечка.
Показ слайда сопровождается проговариванием скороговорки с ускорением.
« Спустим мяч»
- Вспомним, с помощью чего мы общаемся?
- Из чего состоит наша речь?
- Из чего состоят предложения?
- На что делятся слова?
- Из чего состоят слова?
- Какие бывают звуки?
- Какими бывают гласные звуки?
- Какими бывают согласные звуки?
- Какие гласные буквы мы называем друзьями твёрдых согласных?
- Какие друзьями мягких согласных? Почему?
- Какие буквы мы называем хитрыми?
- Почему?
-С какой буквой мы познакомились на прошлом уроке?
- Тогда проведём небольшое исследование.
- Назовите, что изображено на картинках.
- Найдите одно слово, исключив два лишних.
- Почему?
- Какая тема и цель нашего урока?
- Выполним звуковой разбор слова ёлка. Обозначим звуки буквами.
- Сделайте вывод.
- Когда ещё эта буква обозначает два звука?
А когда один звук?
- Произнесите слово по слогам.
- Сколько в слове гласных?
- Сколько слогов в слове ёлка?
- Какой слог первый?
- Какой второй?
- Сделайте вывод.
- Послушайте сказку.
Однажды буква Е убежала в лес. Вдруг подул сильный ветер, закачались деревья. Букве Е стало страшно , и она спряталась под ель. Ель тоже закачалась от ветра, и на букву Е упали две шишки, от которых на голове у Е образовались шишки. От этого она превратилась в другую букву – букву Ё. Вот, оказывается, почему Ё всегда ударная.
- Сделаем вывод.
1. Неуклюжий шёл пингвин
Посреди холодных льдин.
И по ледяной дорожке
Прыгал он на правой ножке.
А теперь подскок на левой
И присел, согнув колени.
Встал, присел
И пять прыжков.
Очень климат уж суров.
2. Глазкам нужно отдохнуть
Нужно глубоко вздохнуть
Глаза по кругу побегут
Много-много раз моргнут
Глазкам стало хорошо.
Увидят мои глазки все!
- Садитесь, продолжаем работу.
- Послушайте стихотворение и подумайте о чём оно?
Что обозначает слово «озарённая»
Подготовим стих для чтения. Учитель на доске, учащиеся в учебнике.
- Прочитайте.
- В каких словах буква Ё обозначает один звук? Почему?
В каком слове два звука? Почему?
- Составьте схему 1 предложения.
Проверим.
- Послушайте стихотворение и скажите, какое слово встречается дважды?
- Что обозначает это слово в первом случае?
- А во втором?
Как вы думаете, что случилось с мальчиком и велосипедом?
- Самостоятельно готовим текст для чтения.
- Прочитайте.
Чьё чтение вам понравилось больше и почему?
- У вас на парте лежат слоги. Вам надо прочитать слог и прикрепить к нужной схеме, и объяснить почему?
Игра «Доскажи словечко»
Словечко начинается с изученной буквы.
Ну и платье:
Сплошь иголки,
Его вечно носят…
Колюч, да не ёж,
Кто же это?..
Серый ёж был очень тих.
И ежиха тоже.
И ребёнок был у них-
Очень тихий …
- Подведём итог урока.
- В каких случаях буква ё обозначает два звука?
- В каких случаях буква ё обозначает один звук?
- Кому из вас удалось достичь поставленной в начале урока цели? Поднимите руку.
- Оцените своё настроение с помощью солнышка и тучки. Если у вас хорошее настроение, выберете солнышко, а если грустное, то тучку.
-Вот какое солнечное небо у нас получилось. Желаю вам всегда уходить с урока с хорошим настроением и новыми знаниями. Спасибо за урок.
Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя
Проверяют посадку.
Обсуждают и составляют план работы.
- Начнём с речевой разминки.
- Повторим материал, который начали изучать на прошлом уроке.
- Закрепим изученный материал
- Подведём итог нашей работы
Учащиеся выполняют комплекс упражнений, направленных на выработку правильной артикуляции.
Ши-ши-ши ши-ши-ши
Что-то шепчут камыши.
Ше-ше-ше ше-ше-ше
- Может, кто-то в камыше?
Ша-ша-ша ша-ша-ша
- Выходи из камыша!
Ше-ше-ше ше-ше-ше
Никого нет в камыше.
- Мы общаемся с помощью речи.
- Наша речь состоит из предложений.
- Предложения состоят из слов.
- Слова делятся на слоги.
- Слова состоят из звуков.
Звуки бывают гласные и согласные.
Гласные звуки бывают ударными и безударными.
Согласные звуки бывают звонкими и глухими; твердыми и мягкими.
- А О У ы
И Е Я Ё
Е Я Ё - В начале слова и после гласной обозначают два звука.
- С буквой Ё
- черника, малина, ёлка.
-Слово ёлка: называют дерево, а остальное ягоды.
- Буквы Ё, ё. Находить в словах букву Ё, знать, какие звуки она обозначает; читать слоги и слова с этой буквой
Учащиеся выполняют звуковой разбор в тетрадях.
- Первые два звука [й' о] обозначим одной буквой «ё». Остальные по порядку.
- Буква «ё» в начале слова обозначает два звука.
- после гласной.
- после согласной и является показателем мягкости.
[й' о л к а]
- [й о л] [к а]
Два
Два
[й о л]
[к а]
Сколько гласных, столько и слогов
Если в слов есть буква Ё, то она всегда ударная.
Выполняют предложенные движения. Ориентируясь на здоровый образ жизни, активно участвуют в физминутке.
Ребята закрывают глаза
Глубокий вдох. Глаза все так же закрыты
Глаза открыты. Движение зрачком по кругу по часовой и против часовой стрелки)
Частое моргание глазами)
Легкое касание кончиками пальцев закрытых глаз)
Глаза распахнуты. На лице широкая улыбка.
- О ёлке.
- Освещённая
Учащиеся с помощью карандаша готовят текст для чтения.
- Блёстках, тёплых, слёзках, зелёная, озарённая.
- Ёлка.
- У ёлки иголки колки.
Сеня вёз воз сена.
На столе у ребят полоски, с помощью которых они выстраивают схему.
- Понёс.
- Повёз
- Покатился.
Читают 2-3 ученика.
Высказывают своё мнение.
Перед о согласные читаются твёрдо. Перед ё – мягко.
- ёлки
- ёрш
- ёжик
(Ответы детей)
Оценивают своё настроение : солнышко - хорошее, радостное ; тучка – грустное
Личностные УУД
Обеспечение учащимся организации их учебной деятельности. Эмоционально-положительный настрой на урок, создание ситуации успеха, доверия.
Формирование умения самостоятельно планировать и выполнять свои действия на знакомом учебном материале; выполнять действия в сотрудничестве с учителем по предложенному плану.
Формирование правильной артикуляции, работа над дыханием.
Развитие правильной артикуляции и тренировка памяти.
Познавательные УУД
Членение речи на предложения, слова. Звуки гласные и согласные. Согласные звонкие и глухие, твёрдые и мягкие.
Формирование умения представлять информацию в виде схемы.
Коммуникативные УУД
Формировать умение слушать и понимать других;
Формировать умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей.
Формировать умение оформлять свои мысли в устной форме.
Познавательные УУД
Формирование умения классифицировать по признакам.
Познавательные УУД
Самостоятельное формулирование познавательной цели.
Коммуникативные УУД
Сотрудничество учителя с детьми, высказывание своего мнения, обсуждение.
Познавательные УУД
Звуковая структура слова.
Познавательные УУД
Формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.
Познавательные УУД
Смысловое чтение, умение находить ответы на вопросы в тексте и иллюстрации.
Познавательные УУД
Извлечение необходимой информации из прослушанного текста.
Формирование умения осуществлять профилактику утомления.
Познавательные УУД
Смысловое чтение, умение находить ответы на вопросы в тексте и иллюстрации.
Членение предложения на слова.
Регулятивные УУД
Выделение и осознание учащимися того, что усвоено на уроке, осознание качества и уровня усвоенного.
Регулятивные УУД
Выделение и осознание учащимися того, что усвоено на уроке, осознание качества и уровня усвоенного.
Личностные УУД
Смыслообразование, т.е. ученик задаётся вопросом: какое значение и какой смысл имеет для меня учение. Что дал урок?
Нравственно-эстетическая ориентация, в том числе и оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающего личностный социальный выбор.
Формирование умения выражать свои мысли; умения давать эмоциональную оценку деятельности на уроке.
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат