Краеведение как средство патриотического воспитания дошкольников.
Приданова Ю.Н., воспитатель
СП «Детский сад» ГБОУ СОШ №12, г. Сызрань
Отторжение подрастающего поколения от отечественной культуры, от общественно-исторического опыта поколений — одна из серьезных проблем нашего времени. Развивать у детей понимание культурного наследия и воспитывать бережное отношение к нему необходимо с дошкольного возраста. Никто не может стать сыном своего народа, если он не проникнется теми основными чувствами, какими живет народная душа. Система духовно-нравственного воспитания ребенка строится через приобщения его к культурному наследию своего народа. В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования одним из направлений образовательной программы дошкольного образования является усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, предполагает развитие интересов детей о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках. С младенчества ребёнок слышит родную речь, сказки, которые передаются из поколения в поколение. Они несут в себе нравственные ценности: добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие. В фольклорных произведениях отображается национальная самобытность народа, богатый материал для воспитания любви к Родине. Сказки, загадки, пословицы, поговорки закладывают основы любви к своему народу, к своей Родине. Огромное значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет всё его ближайшее окружение. Постепенно ребёнок знакомится с детским садом, улицей, на которой живёт, родным городом, со своей страной, её столицей и символами. Такова последовательность работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей в ДОУ.
Одной из основных задач воспитания дошкольников, стоящих на современном этапе перед воспитателем, является воспитание у дошкольников любви к Родине, родному краю, чувства гордости за свою Родину. Большое значения для формирования, расширения и углубления представлений о родном крае, патриотических чувств, воспитания любви к родному краю имеет применение в учебно-воспитательном процессе местного краеведческого материала. Дошкольников полезно знакомить с успехами родного им края, так как сведения краеведческого характера более близки и понятны им и вызывают у них познавательный интерес. Задачи по ознакомлению с Сызранью можно определить, организуя те или иные виды детской деятельности непосредственно-образовательной, игровой, трудовой, бытовой, совместной творческой, в том числе проектной деятельности. Формировать у детей представления: – об истории Сызрани; о разнообразии и уникальности природы Сызранского района: его растительном и животном мире; о традициях народов, населяющих город; об особенностях архитектуры города; знакомить детей с возможностями Сызрани как промышленного города; с биографией заслуженных людей.
Формы и методы работы в направлении краеведения разнообразны: беседы, викторины, прогулки, экскурсии, наблюдения. Важно использовать формы и методы, вызывающие развитие эмоций и чувств детей по отношению к родному городу, способствующих проявлению активной деятельностной позиции: чтение произведений детской литературы, в которой представлена художественно-эстетическая оценка родного края; просмотр слайдов и видеофильмов о городе, которые позволяют «приблизить» достопримечательности к ребенку, рассмотреть их в деталях, пережить чувства удивления, восхищения; рассматривание книг, слушание историй, рисование и конструирование; рассказывание детям сюжетных историй о жизни города, об архитектурных сооружениях и событиях, связанных с осуществлением их функций. Организация краеведческих уголков в возрастных группах, позволит повысить качество работы с детьми в области ознакомления с историей, традициями родного края. Работая в уголках краеведения, дошкольники смогут применить на практике знания, которые они получили при посещении музеев, во время экскурсий по городу. Работа по формированию чувства любви к родному краю, стране, более эффективна, если установлена тесная связь с родителями детей. Родители не только большие и активные помощники детского сада, но и равноправные участники формирования личности ребенка. Родители вместе с детьми участвуют при проведении развлечений, в досугах и праздниках, которые стали традициями детского сада: “День защитника Отечества”, “День защиты детей” и другие; в оформление фотовыставок и выставок детского творчества “Великий праздник День Победы”.
Список использованной литературы:
1.Федорова А. Г., Чекмазова Л. В., Леднева Е. М., Какуева А. К. Основные задачи и формы краеведческой работы в ДОУ // Молодой ученый. — 2016. — №28. — С. 953-954. — URL https://moluch.ru/archive/132/36707/
2.Нравственное и трудовое воспитание дошкольников: Учеб. пособие для студентов фак. дошк. оборазования высш. пед. учеб. заведений / Под ред.: С. А. Козлова - М.: Академия, 2002.
3.Я живу в Самаре: сборник методических материалов по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста / под ред. И. А. Сыровой, О. Г. Чеховских. – Самара: Центр развития образования, 2015.
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат