Дата публикации:
26.03.2019
Автор:
Пестерникова Дания Рафисовна
Название работы:
Социализация детей дошкольного возраста в игровой деятельности
Работа:
Социализация детей дошкольного возраста в игровой деятельности
Пестерникова Дания Рафисовна
студент, Елабужский институт Казанского (Приволжского) федерального университета, г. Елабуга
Льдокова Галия Михайловна
научный руководитель,
доцент кафедры психологии, кандидат психологических наук, Елабужский институт Казанского (Приволжского) федерального университета, г. Елабуга
Степень социализации личности является важным критерием ее адаптации к жизни в обществе, во многом определяет успешность поведения и деятельности человека в различных жизненных ситуациях. Именно в ходе социализации ребенок усваивает поведение, навыки, мотивы, ценности и нормы. Социализация ребенка-дошкольника осуществляется, преимущественно, в игре как ведущей деятельности данного возрастного периода.
В то же время, сегодня процесс социализации детей дошкольного возраста в игровой деятельности сопряжен с рядом трудностей, среди которых снижение уровня игровых умений дошкольников, обеднение тематики и сюжетов детских игр. Решение этих проблем и, соответственно, дальнейшее развитие отечественной системы дошкольного образования невозможно без всестороннего систематического исследования вопросов о влиянии игровой деятельности на процесс социализации дошкольников.
Объектом проводимого исследования являются дети дошкольного возраста, предметом – игровая деятельность, компоненты социализации. Цель исследования состоит в выявлении влияния игровой деятельности на уровень повышения социализации детей дошкольного возраста.
Анализ проблемы социализации детей дошкольного возраста в игровой деятельности в современных психолого-педагогических исследованиях позволяет определить ее как сложное структурное образование, отражающее потребности личности вобщественно значимом изменении ипреобразовании самого себя иокружающей действительности [3,с.478]. Современные психолого-педагогические исследования рассматривают процесс социализации ребенка в аспекте субъект-субъектного взаимодействия между дошкольниками и взрослыми, предполагающего активность собственной позиции ребенка в процессе его приобщения к социально-историческому опыту [1,с.994]. Содержательными компонентами социализации, формирование которых происходит в период дошкольного детства, являются первичные представления о семье, об обществе, о государстве, о мире взрослых; моральные категории [2,с.115].
Игра, понимаемая как воображаемая ситуация, в которой осуществляется реализация нереализуемых в настоящее время желаний ее субъекта, определяет наиболее значимые изменения в становлении психических процессов и психологических особенностей личности ребенка, порождает высококачественные перемены в нервной системе [4,с.62]. Игра оказывает положительное влияние на все направления развития дошкольника, в том числе и на процесс социализации.
На основании проведенного анализа нами была выдвинута гипотеза о том, что игровая деятельность влияет на уровень социализации детей старшего дошкольного возраста. С целью ее проверки проведено эмпирическое исследование, выборку которого составили 50 детей в возрасте 5 – 6 лет.
В качестве содержательных компонентов социализации, диагностированных на констатирующем и контрольном этапах исследования, были выбраны первичные представления дошкольников о правилах поведения в обществе; первичные представления детей о государстве и принадлежности к нему; первичные представления дошкольников о мире взрослых. Их изучение проводилось с использованием программы наблюдения за культурой поведения ребенка (А.М. Щетинина) [6], беседы Что ты знаешь о своем городе? (Е.А. Павельева) [5], теста Знаешь ли ты профессии? (С.А. Серпокрылова) [7].
HYPER13PAGE HYPER15
2
Скачать работу
Пестерникова Дания Рафисовна
студент, Елабужский институт Казанского (Приволжского) федерального университета, г. Елабуга
Льдокова Галия Михайловна
научный руководитель,
доцент кафедры психологии, кандидат психологических наук, Елабужский институт Казанского (Приволжского) федерального университета, г. Елабуга
Степень социализации личности является важным критерием ее адаптации к жизни в обществе, во многом определяет успешность поведения и деятельности человека в различных жизненных ситуациях. Именно в ходе социализации ребенок усваивает поведение, навыки, мотивы, ценности и нормы. Социализация ребенка-дошкольника осуществляется, преимущественно, в игре как ведущей деятельности данного возрастного периода.
В то же время, сегодня процесс социализации детей дошкольного возраста в игровой деятельности сопряжен с рядом трудностей, среди которых снижение уровня игровых умений дошкольников, обеднение тематики и сюжетов детских игр. Решение этих проблем и, соответственно, дальнейшее развитие отечественной системы дошкольного образования невозможно без всестороннего систематического исследования вопросов о влиянии игровой деятельности на процесс социализации дошкольников.
Объектом проводимого исследования являются дети дошкольного возраста, предметом – игровая деятельность, компоненты социализации. Цель исследования состоит в выявлении влияния игровой деятельности на уровень повышения социализации детей дошкольного возраста.
Анализ проблемы социализации детей дошкольного возраста в игровой деятельности в современных психолого-педагогических исследованиях позволяет определить ее как сложное структурное образование, отражающее потребности личности вобщественно значимом изменении ипреобразовании самого себя иокружающей действительности [3,с.478]. Современные психолого-педагогические исследования рассматривают процесс социализации ребенка в аспекте субъект-субъектного взаимодействия между дошкольниками и взрослыми, предполагающего активность собственной позиции ребенка в процессе его приобщения к социально-историческому опыту [1,с.994]. Содержательными компонентами социализации, формирование которых происходит в период дошкольного детства, являются первичные представления о семье, об обществе, о государстве, о мире взрослых; моральные категории [2,с.115].
Игра, понимаемая как воображаемая ситуация, в которой осуществляется реализация нереализуемых в настоящее время желаний ее субъекта, определяет наиболее значимые изменения в становлении психических процессов и психологических особенностей личности ребенка, порождает высококачественные перемены в нервной системе [4,с.62]. Игра оказывает положительное влияние на все направления развития дошкольника, в том числе и на процесс социализации.
На основании проведенного анализа нами была выдвинута гипотеза о том, что игровая деятельность влияет на уровень социализации детей старшего дошкольного возраста. С целью ее проверки проведено эмпирическое исследование, выборку которого составили 50 детей в возрасте 5 – 6 лет.
В качестве содержательных компонентов социализации, диагностированных на констатирующем и контрольном этапах исследования, были выбраны первичные представления дошкольников о правилах поведения в обществе; первичные представления детей о государстве и принадлежности к нему; первичные представления дошкольников о мире взрослых. Их изучение проводилось с использованием программы наблюдения за культурой поведения ребенка (А.М. Щетинина) [6], беседы Что ты знаешь о своем городе? (Е.А. Павельева) [5], теста Знаешь ли ты профессии? (С.А. Серпокрылова) [7].
HYPER13PAGE HYPER15
2
Преимущества нашего сервиса
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат
На портале «Солнечный Свет»
более
2000
тестов
97%
клиентов
свыше
1000000
участий
На нашем портале свыше
2 000 тестов, олимпиад
и викторин
Довольны порталом
и становятся
постоянными
клиентами
Наши олимпиады прошли
свыше 1 000 000 раз,
суммарно участвовало
300 000 человек
1
шаг
Участие
Пройдите тестирование по выбранной теме
2
шаг
Результат
Довольны результатом? Перейдите в свой личный кабинет
3
шаг
Диплом
Введите данные для оформления диплома победителя
Более 20-ти шаблонов и образцов
для ваших дипломов и свидетельств