Каприелова Наталья Михайловна
«Формированиенавыков восприятия и исполнения музыки в игре у младших дошкольников»
В наш век,огромного непрерывного потока информации, обрушивающегося на ребёнка с первых дней его жизни, повсеместного распространения компьютерных и цифровых технологий, ускорения самого ритма жизни людей развитие ребёнка претерпело ряд существующих изменений.
Дети стали утрачивать наивность, мечтательность, изобретательность и в какой-то степени подвижность, так естественно присуще им в их возрасте.
Цельи задачи музыкальной игры:
-
Коррекционные:
-
Развитие слухового, зрительного, тактильного восприятия, мимической мускулатуры, дыхательной системы, артикуляционного аппарата, свойства голоса (высоту, темп, динамику, ритм), координацию движений и нормализацияих темпа и ритма;
-
Формирование выразительных средств: интонации, мимики, жестов, движения.
-
Оздоровительные:
-
Укрепление сердечно-сосудистой, двигательной систем, костно-мышечного аппарата;
-
Развитие моторики: общей, мелкой, артикуляционной;
-
Развитие «мышечного чувства» (способности снимать эмоциональное и физическое напряжение);
-
Развитие быстроты двигательной реакции.
-
Образовательные:
-
Обучение речевым, певческим, двигательным навыкам;
-
Развитие музыкальных, творческих, коммуникативных способностей;
-
Формирование умственных умений и действий.
-
Воспитательные:
-
Воспитание общей музыкальной, речевой, двигательной культуры;
-
Эстетическое отношение к окружающему;
-
Развитие чувств, эмоций.
-
Развивающие:
-
Познавательную активность;
-
Устойчивый интерес к действиям;
-
Саморегуляция и самоконтроль;
-
Внимание, память, мышление;
-
Ориентировку в пространстве
Детство – это особый мир, который сохраняется в душе человека на всю жизнь, если в нём царят счастье и радость быть самим собой. Мир фантазии, выдумки у детей связан с игрой. Во все исторические времена дети разных народов играли и играют, подражая взрослым, реализуя свои желания и творческие потребности.
Игра, по утверждению психолога Тарасова Георгия Станиславовича, - это эмоциональная непосредственность мотивов, устремлённось к цели, оценка результатов деятельности, усвоение нового. В ней зарождается личность ребёнка. Интерес к процессу вводит детей в окружающий их мир.
Наиболее полезны игры, которые имеют направленность на развитие познавательных способностей, внимания, памяти, мышления. Уровень любознательности, умственной и деятельной активности дошкольников проявляется в игре. Ребёнок сам придумывает сюжеты игры, используя для этого игрушки и различные предметы, придавая им игровое значение, выступает как организатор в подгруппе играющих детей-сверстников. Малоактивность здорового ребёнка в отдельных видах игровой деятельности может привести к нарушениям в общем развитии.
Развитие ребёнка зависит от условий воспитания и обучения в детском саду и семье. Здоровые детиобладают потенциалом для психического
развития. Наша задача – всячески способствовать полноценному развитию детей. Если нарушается гармоничность этого развития, то с нашей стороны следует обеспечить ребёнку возможность стать всесторонне развитым человеком, используя разные пути и прежде всего игру.
Игра – оптимальное психолого-педагогическое средство, которое позволяет всесторонне влиять на развитие детей. Это подтверждает Даниил Борисович Эльконин: «игра влияет на формирование всех основных процессов, отсамых элементарных до самых сложных»
По мнению Олега Семёновича Газмана, в игре у детей возникают три цели. Первая цель – удовольствие от игры – «Хочу». Вторая цель – выполнять правила игры – «Надо». Третья цель – творческое выполнение игровой задачи – «Могу». Таким образом, складывается основной механизм игры «Хочу! Надо! Могу!», влияющий на личность ребёнка и процесс формирования у него функцийсамо-регуляции исамоконтроля.
В условиях музыкального занятия игры носят развивающий характер и ориентированына овладение детьми двигательными и интеллектуальными умениями, сенсорными способностями, развитие навыков сотрудничества, эффективного взаимодействия на основе познавательных интересов.
Воздействие музыкального сопровождения игры на организм ребёнкамы рассматриваем в трёх аспектах:
-
Физиологический – положительное влияние музыки на различные системы человека. Взаимосвязь музыки и ритмических движений повышает общий тонус, регулирует деятельность сердечно-сосудистой, дыхательной, опорно-двигательнойсистем, формирует произвольность психических функций.
-
Психологический – музыка, воздействуя на эмоционально – личностную сферу ребёнка, выполняет коррекцию познавательных, психических, коммуникативных нарушений.
-
Педагогический – посредством музыки воспитывается у ребёнка способность эстетически воспринимать действительность и приобретать социальный опыт для творческой, созидательной жизнедеятельности.
В музыкальной игре, как в пении и ритмических движениях, дети осваивают средства художественной выразительности, характерные для музыки речи – ритм, динамику, темп, высоту. Это даёт нам возможность дифференцированно воздействовать на детей с разным темпом развития.
Музыка помогает устанавливать контакт между детьми и взрослыми, между сверстниками при проведенииигры. Создавая предпосылки для дальнейших педагогических воздействий, музыка направляет слуховое внимание детей на выполнение условий и правил игры. Желание, порывы, чувство радости, оживление, приподнятое настроение активизирует ребёнка и сопровождает его в каждой игре.
Музыка вызывает эмоциональный и двигательный отклик. Характер отклика зависит от цели, содержания, образа игры, которая отличается от танца, пляски тем, что помогает детям внимательно и сознательно слушать музыку.
В музыкальной игре ребёнок выполняет различные задания: все его движения и действия связаны с процессом узнавания и различия характера музыки, отдельных выразительных средств. Это вырабатывает у ребёнка умение согласовывать движения с началом и окончанием музыки, ощущать фразировку, такты, метроритм, интонацию.
формы работы
методы работы
работа с воспитателями
работа с родителями
-
Музыкальные игры
-
Сюжетно – ролевые игры
-
Дидактические игры
-
Досуговые развлечения
-
Театрализованные игры, сказки
-
Пальчиковые игры
-
Интерактивные игры
-
Концерты
-
Путешествия
-
Танцевальные игры
-
Сказочки-считалочки
-
Экскурсии
-
Сказки-шумелки
-
Наглядные
-
Словесные
-
Практические
-
Объяснительно-иллюстративные
-
Репродуктивные
-
Игровые
-
Семинары «особенности детей для успешного формирования личности»
-
Консультации пооформлению музыкальных уголков
-
Круглый стол –
-
мастер класс по изготовлению музыкально-дидактических игр в музыкальные групповые уголки
-
Консультация «Музыка вне занятий»
-
Мастерская «шью сама»
-
Мастер класс «поролоновое конструирование»
-
Музыкальные инструменты своими руками.
-
Консультации
-
Оформление информации для родительских уголков
-
Участие родителей в праздничных утренниках
-
Музыкальная гостиная
-
Совместные досуги
-
Ток-шоу
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат