ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА ИНТЕРАКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ «ЗАЙМИ ПОЗИЦИЮ» (ДИСКУССИЯ) НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА КАК СПОСОБ ВОСПИТАНИЯ УЧЕНИКА-ИСКАТЕЛЯ
Взаимные экспресс-опросы и интервью в учебной группе, обмен информацией, поиск своей пары, принятие групповых решений, координация совместных действий, дискуссия «по правилам» и другие задания позволяют научить школьников практически пользоваться иностранным языком.
Р.П. Мильруд
Поиск эффективных технологий, путей и методов, приемов и средств развития различных умений и навыков обучения иноязычному общению ведется давно. Особенно значимой и актуальной эта проблема становится сегодня в контексте ФГОС нового поколения. Современное общество нуждается в активной творческой личности, способной делать выбор, ставить и реализовывать цели, осознано оценивать свою деятельность. Как воспитать ученика - не потребителя, а искателя, способного мыслить критически, и умеющего обосновано выражать свое мнение, а также способного прислушиваться к мнению окружающих? На мой взгляд, актуальность интерактивного обучения состоит в том, что именно оно способно ответить на эти вопросы.
Суть интерактивного обучение (от англ. interation - взаимодействие) состоит в том, что учебный процесс организован таким образом, что все учащиеся оказываются вовлеченными в процесс познания.
Данный вид обучения характеризуют следующими чертами:
-это взаимодействие обучающихся между собой и преподавателем (непосредственно или опосредованно);
-это процесс общения «на равных», где все участники такого общения заинтересованы в нем и готовы обмениваться информацией, высказывать свои идеи и решения, обсуждать проблемы и отстаивать свою точку зрения;
-это обучение «реальности», т.е. обучение, основанное на реальных проблемах и ситуациях окружающей нас действительности.
В настоящее время дискуссия («займи позицию»), как метод интерактивного обучения иностранному языку, приобретает особое значение в современном образовании.
Преподавание в форме такой сложной технологии дает прекрасную возможность не только расширить знания, но и открывает путь к познанию всего мира в целом, так как происходящее при этом дает ученику потенциал для раскрытия себя самого, познания многих вещей в окружающей обстановке.
Известно, что умение вести дискуссию и участвовать в ней – такое же основополагающее умение, как и умение совместно работать в группе с другими участниками. В обучении английскому языку, умение дискуссировать, умение слушать и понимать суть вопроса – невероятно важные умения, которые способствуют формированию всего разнообразия компонентов коммуникативной компетенции.
Отметим, что в реальной ситуации ведение дискуссии с носителями языка необходимо учитывать особенности речевого этикета и построения предложений в правильном порядке. К сожалению, очень часто на уроках учащиеся строят предложения так же, как и на родном, русском языке, что должно быть услышано учителем и исправлено столько раз, сколько этого потребует практика.
Специалисты отмечают, что главная цель учителей при организации дискуссии – научить учащихся составлять и производить речь убеждающего типа. Помимо того, что речь будет нести какую-либо полезную (важную) информацию, она еще будет наполнена эмоциональными «красками», которые помогут склонить оппонента на свою сторону.
На уроке главная задача учителя – создать ситуацию, которая будет наиболее точно приближена к ситуации реального общения. Предпочтение в такой ситуации касается формирования мотивации речевой деятельности учащихся. Превыше всего в такой технологии, как дискуссия, ценится коммуникативное упражнение, которое должно включать в себя корректную формулировку. Именно она может приблизить учебную обстановку на уроке к ситуации реального общения. В этом случае общение будет выступать не только в качестве цели, но и как средство обучения английскому языку.
Наибольшая эффективность уроков-дискуссий наблюдается, когда в учебном курсе они представлены в целостном цикле. При этом, продолжительность каждого такого урока должна возрастать. Единственное, следует избегать при планировании цикла данных занятий – многократное повторение одной и той же формы дискуссии.
В организационном плане, по мнению М. А. Ковальчук, выделяются четыре фазы дискуссии:
– определение цели и темы дискуссии;
– сбор информации по заданной теме;
– упорядочение, интерпретация и оценка полученной информации;
– подведение итогов (в соответствии с целями дискуссии).
Принцип работы приема «Займи позицию»
*Для начала я представляю ученикам, как выражают свое мнение по тому или иному вопросу общественные деятели, писатели, критики и т.п., чтобы они поняли общий принцип построения своих высказываний в защиту какого-то мнения, понять структуру аргументации. Так, например, на уроке в 7 классе мы обсуждали тему «Стили жизни» на английском языке. Цитатой дня было выбрано высказывание японского писателя и переводчика Харуки Маруками: «Жизнь в городах приучает смотреть разве что себе под ноги. О том, что на свете бывает небо, никто не помнит.»
*Также на начальных этапах я представляю классу на выбор несколько позиций. С этой целью на уроке был приведен ряд русских пословиц:
Город-царство, а деревня-рай.
В городе суета, в деревне маета.
Жить в деревне-не видать веселья.
Без денег в город- сам себе ворог.
Всем деревня не выйдет: вода близка, ин лес далеко.
Проблема была обозначена так: «Are you a city or a country mouse?» (Какой стиль жизни тебе ближе, городской или сельский?)
Далее учеников распределяем на микрогруппы, согласно выраженному мнению. Таким образом, они смогут обсудить свою позицию с единомышленниками, четко сформировать ее и выдать учителю, в качестве готового продукта для последующей работы. На этом этапе урока ребятам было предложено назвать преимущества и недостатки каждого стиля жизни (повторение лексики).
*Затем обобщается материал и делается вывод. Перед классом выступает каждая микрогруппа, закрепляя и отстаивая еще раз выбранную позицию. Для этого учащимся на экран выводится шаблон с использованием попс-формулы на английском языке. Попс-формула-этот метод при оценке каких-либо суждений, высказываний, мнений, при решении сложных дискуссионных проблем и способствует формированию познавательных УУД. Эффективно его использовать при написании эссе. Вот краткое описание работы с формулой:
П-это позиция. Начинаем со слов
:
I
think
/
I
prefer
...
(Я думаю/я предпочитаю...)
;
О-это обоснование...
because
...
(...потому, что...)
;
П
-
это
пример
.
For example
,
when I
...
(
Например
,
когда
я
...)
;
C
-
это
следствие
.
Поэтому
... (
So
,
to
sum
up
,
I
think
...
)
Каждый аргумент оценивается и анализируется, как со стороны педагога, так и со стороны учеников с противоположным мнением.
*Далее участники одной группы называют недостатки выбранной позиции, а другая сторона приводит контраргументы (формирование навыка написания эссе). There are many cars in the city. (В городе много машин). - You should learn the rules be careful. (Надо учить правила и быть осторожным.) и т.п.
После этого учитель помогает сделать общий вывод. Работая с формулой, учащиеся учатся не только формулировать свою точку зрения, но и поэтапно, грамотно ее отстаивать, доказывать.
Говоря об особенностях проведения такого вида занятий как дискуссия («займи позицию»), следует отметить, что данный метод должен быть использован для формирования навыков не только говорения (это основная задача), но и для развития навыков слушания у учащихся на уроках английского языка различных ступеней. Очень важно уже с начальной школы стимулировать учеников к высказыванию своего мнения, можно начинать с пересказа нескольких предложений связного текста. При проведении дискуссии на старших этапах, учитель должен тщательно подбирать материал. Должны быть учтены такие факторы как: возраст, интерес учащихся, владение языком. Кроме того, рекомендуется выстраивать учебные дискуссии постепенно, не перегружая ни информацией, ни завышенными требованиями к языковому уровню.
Список используемой литературы
1. Бояркина Л. М. Игра-драматизация как креативный метод обучения английскому языку / Л. М. Бояркина, О. А. Байкова // «Евсевьевские чтения. Серия: «Лингвистика и методика: междисциплинарный подход»: сб. научн. тр. по материалам Междунар. науч.-практ. конф. с элементами науч. школы для молодых ученых «51-е Евсевьевские чтения» / Мордов. гос. пед. ин-т. – Саранск, 2015 – С. 65–69.
2. Ковальчук М. А. Дискуссия как средство обучения иноязычному общению / М. А. Ковальчук. – М.: Высш. шк., 2008. – 144 с.
3. Ковальчук М. А. Интенсивное обучение иностранным языкам в контексте проблемы гуманитаризации образования / М. А. Ковальчук // Интенсивное обучение иностранным языкам сегодня / под ред. Г. А. Китайгородской. – М., 1997. – Ч. 1. – С. 29–99.
4. Миролюбов А. А. Методика обучения иностранным языкам: традиции и современность. Ч. 1 / А. А. Миролюбов. – Обнинск: Титул, 2010. – 213 с.
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат