ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ТУРИЗМ КАК ФОРМА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ЛЕТНЕМ ШКОЛЬНОМ ЛАГЕРЕ
И.М. Горошевская, С.В. Ильинский
Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, Санкт-Петербург
geo@herzen.spb.ru
EDUCATIONAL TOURISM AS A FORM OF ACTIVITIES IN THE SUMMER SCHOOL CAMP
I.M. Goroshevskaya, S.V. Ilinskiy
Herzen State Pedagogical Iniversity of Russia, St Petersburg
Важность качества проведения летнего каникулярного времени учащимися трудно переоценить, и этот период жизни детей взят под охрану законодательством РФ, что отражается в президентских программах, а также ряде Федеральных и региональных программ, направленных на улучшение уровня воспитания и образования подрастающего поколения страны.
Одной из успешных форм детских объединений является летний школьный лагерь. В Методических рекомендациях по совершенствованию воспитательной работы в детских оздоровительных лагерях, по организации досуга детей (Приложение №2 к Письму Минобрнауки России от 14.04.2011 № МД-463/06) сделано несколько существенных акцентов, которые раскрывают задачи, призванные обеспечить содержательный и полноценный отдых детей, решить проблемы их воспитания и развития.
Приоритетной целью летнего школьного лагеря является разработка его воспитательной среды, направленной на интеграцию педагогического состава и педагогических технологий для создания возможности наиболее полного удовлетворения интереса в определенной области знаний в сочетании с отдыхом и оздоровлением. Важным является постоянное развитие ребенка, его основных фундаментальных свойств личности: ответственности, трудолюбия, любознательности, инициативности, коммуникабельности.
Проведенный анализ методической литературы (Н.О. Верещагина, В.Л. Погодина, В.П. Соломин и др.) [1-3] позволил констатировать, что формой деятельности в летнем школьном лагере, наиболее органично сочетающейся с летним детским отдыхом, является образовательный туризм. Об актуальности образовательного туризма пишет в одной из своих статей В.Л. Погодина: «Некоторые образовательные технологии, успешно использовавшиеся ранее, сегодня актуальны, поскольку в их основе лежат фундаментальные, не устаревающие принципы образования и воспитания. К таким технологиям относится, безусловно, образовательный туризм, который ныне возраждается, широко используется в различных образовательных системах, оценивается педагогами как высокоэффективная технология обучения и одновременно как форма организации учебного процесса». Дополнительное образование посредством образовательного туризма в летнем школьном лагере имеет ряд существенных преимуществ перед другими объединениями:
н
епрерывность и преемственность образовательного процесса
;
м
ежпредметная
и межсезонная
коммуникация;
к
ратковременность и насыщенность образовательного тура
;
применение системы из трех этапов реализации образовательной туристической программы.
Богатый опыт педагогов в организации летних школьных лагерей породил множество форм проведения детского досуга, сформировал ряд традиций. Однако потенциал, заложенный в основе формирования временных детских объединений на базе школ, еще далеко не исчерпан, и требует переосмысления. А удачный синтез отдыха и образовательного туризма на доступной для педагогов школьной площадке реализует принцип многообразия видов и содержания деятельности и, вместе с тем, создаст вектор для интеллектуального развития детей, придает тематическую, профильную направленность, реализует образовательную программу в условиях комплексного отдыха в летний период. Такой синтез педагогического и оздоровительного взаимодействия максимально помогает раскрыть творческий потенциал у детей и подростков, создает особую эмоциональную атмосферу и настрой на поисково-исследовательскую работу, обогащает новыми знаниями, помогает приобрести опыт взаимодействия во временном коллективе, расширяет собственный жизненный опыт.
Таким образом, образовательный туризм как форма деятельности в летнем школьном лагере создает тематический вектор планирования и осуществления воспитательной работы, выстраивает структуру последовательных действий всего коллектива педагогов и учащихся в реализации одного дела, посредством приобретения новых знаний, насыщения новыми эмоциями, общим взаимодействием.
ЛИТЕРАТУРА
[1] Верещагина Н.О. Опыт реализации образовательных программ в сетевой форме (на примере образовательной программы «Образовательный туризм») / Н.О. Верещагина // В сб.: География: развитие науки и образования. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена. – 2015. – С. 465-466.
[2] Ильинский С.В., Бахир М.А. Магистерская программа «Образовательный туризм» в Герценовском университете / С.В. Ильинский, М.А. Бахир // В сб.: Педагогическая наука и современное образование. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена. – 2017. – С. 52-54.
[3] Соломин В.П., Погодина В.Л. Инновационные процессы в образовательном туризме / В.П. Соломин, В.Л. Погодина // В сб.: География: развитие науки и образования. – СПб.: Астерион. – 2009. – С. 397-408.
S U M M A R Y
It is difficult to overestimate the importance of the quality of summer holidays for students, and this period of children's life is protected by the legislation of the Russian Federation, which is reflected in the presidential programs, as well as a number of Federal and regional programs aimed at improving the level of education of the younger generation of the country.
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат