ЧТО ТАКОЕ ДРУЖБА?
(классный час)
Цели:
раскрыть личностную и социальную значимость дружбы и товарищества как высших человеческих чувств;
формировать умение различать дружбу и товарищество;
воспитывать культуру чувств.
1. Беседа по теме.
Учитель. Певец С. Адамо считал: «Дружба – это дополнение одного человека другим. Это полное понимание друг друга и умом, и душой. В дружбе важно: если вы хотите побыть в одиночестве, друг должен понять вас и уйти, исчезнуть на время».
– Как вы понимаете выражение «дополнение одного человека другим»?
– Как научиться дружить, нужно ли этому учиться?
– Какая бывает дружба?
– Какого друга вы хотели бы иметь?
2. Обсуждение ситуаций.
– Каждый человек по-разному понимает слово «дружба».
Работа с толковым словарем (уяснение лексического значения слова «дружба»).
– Давайте рассмотрим ситуацию.
Оля сказала: «Костя, я не выучила басню Крылова "Стрекоза и муравей". Скажи учительнице, что и ты не выучил». Я опешил и не успел высказать своё мнение, потому что прозвенел звонок и меня первым вызвали к доске. Пришлось мне с выражением прочитать басню и получить пятёрку. Оля сказала: «Как тебе не стыдно!» – и отвернулась к окну.
– Можно ли обижаться в данном случае на Костю? Можно ли в дружбе диктовать свои требования?
Учитель (подводит итог). Этот случай следует рассматривать как проявление жилтоварищества. Ведь по отношению друг к другу недопустимо потребительство. Прежде всего человек должен быть требовательным к себе, а не навязывать свои желания. А можно ли критиковать друг друга?
– Есть ребята, которые закрывают глаза на неблаговидные поступки только потому, что их совершает друг. Такую дружбу нельзя назвать верной, а друга, который не готов сказать в глаза горькую правду, – преданным.
Есть хорошее высказывание В. Г. Белинского по этому вопросу: «Кто мне скажет правду обо мне, если не друг, а слышать о себе правду от другого – необходимо».
3. Задание «Закончи фразы».
– Я предлагаю вам закончить фразу: «Я хотел бы, чтобы мой друг…». (Ответы детей.)
– Закончите фразу: «Если друг ошибается и может совершить опасный поступок, я…». (Ответы детей.)
4.Обсуждение ситуации.
– Напомню вам рассказ Л. Н. Толстого «Отец и сыновья».
Отец приказал сыновьям, чтобы жили в согласии. Они не слушались. Вот велел он принести веник и говорит:
– Сломайте!
Сколько они не бились, не смогли сломать. Тогда отец развязал веник и велел ломать по одному прутику. Они легко переломали прутья по одиночке. Отец и говорит:
– Так-то и вы: если в согласии жить будете, никто вас не одолеет, а если будете ссориться да все врозь – вас всякий легко погубит!
– Как вы понимаете, словосочетание «жить в согласии»?
– Приведите пример из своей жизни, когда согласие или дружба вам помогли в каком-нибудь деле.
Ответы детей.
5. Сценка «Кто кого?».
– Иногда я наблюдаю ссоры ребят в классе. Когда из-за пустяка ссора перерастает во вражду. Дети не разговаривают несколько дней, дуются друг на друга. А если разобраться, то причины порой не найти. Посмотрите, как это выглядит со стороны.
Кто кого?
– Кто кого обидел первый?
– Он меня!
– Нет, он меня!
– Кто кого ударил первый?
– Он меня!
– Нет, он меня!
– Вы же раньше так дружили!
– Я дружил!
– И я дружил!
– Что же вы не поделили?
– Я забыл!
– И я забыл!
(В. Орлов.)
– Выскажите своё мнение.
– Ребята, а вам хотелось бы, чтобы дружба выражалась таким способом?
Ответы детей.
6. Работа в группах.
– Чтобы в классе у нас царили дружба, мир и взаимопонимание, вам, ребята, необходимо знать, что нравится и не нравится вашим товарищам по учебе. Сейчас я вам предлагаю выполнить работу в группах: запишите то, что любят и не любят мальчики и девочки нашего класса. И мы узнаем, хорошо ли вы изучили своих одноклассников.
– Напомните правила работы в группах.
Звучит песня «Дружба крепкая» (сл. М. Пляцковского, муз. Б. Савельева).
7. Итог.
– Давайте подведём итог нашего разговора.
Высказывания детей.
Настроение упало,
Дело валится из рук,
Но ещё не всё пропало,
Если есть хороший друг.
С делом справимся вдвоём,
С облегчением вздохнём –
Настроение поднимем
И от пыли отряхнём.
(А. Шлыгин. Если есть хороший друг.)
– Давайте быть хорошими друзьями – верными, понимающими, умеющими поддерживать друг друга.
– Сочините дома сказку о дружбе.
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат