Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ через приобщение к художественной литературе.
«Чтобы подготовить человека духовно к самостоятельной жизни, надо ввести его в мир книг»
В.А. Сухомлинский
При поступлении в дошкольное образовательное учреждение (ДОУ) все дети переживают адаптационный стресс. Адаптивные возможности ребенка раннего и младшего дошкольного возраста ограничены, поэтому резкий переход малыша в новую социальную ситуацию и длительное пребывание в стрессовом состоянии могут привести к эмоциональным нарушениям или замедлению темпа психофизического развития. Обычно период адаптации ребенка к условиям пребывания в яслях длится не более месяца. Наблюдения показали, что в первые дни ребенку приходится в яслях очень трудно. Он плохо чувствует себя без мамы, его пугает новая обстановка, большое количество детей, незнакомые взрослые. Это настроение ребенка очень явственно проявляется в его поведении, эмоциональном состоянии.
Дети раннего возраста эмоциональны и впечатлительны. Им свойственно быстро заражаться сильными, как положительными, так и отрицательными, эмоциями взрослых и сверстников, подражать их действиям.
Для того, чтобы ребенок чувствовал себя счастливым, был способен лучше адаптироваться и преодолевать трудности, ему необходимо иметь положительное представление о себе. Дети с отрицательной самооценкой имеют высокую тревожность, хуже приспосабливаются к жизни, трудно сходятся со сверстниками. Они не хотят участвовать в играх, потому что боятся оказаться хуже других, а если и участвуют, то часто обижаются и уходят.
И на помощь придут сказки, потешки, прибаутки, стихи на влияние эмоциональной сферы ребенка. Именно они помогут ребенку снять эмоциональное напряжение, повысить уверенность в собственных силах, понять, что он ничуть не хуже других, что он любим и дорог.
Огромный вклад в развитие личности ребенка вносит художественная литература. Слушая любимую, поучительную сказку он вместе с героями переживает всю их жизнь, волнуется вместе с ними.
В психологии чтения возраст до 3 лет называют стартовым. От того, что получил ребенок в отношении чтения в этот период, зависит его читательское развитие в последующие периоды детства. В этом возрасте зарождаются способность к диалогу с автором, сопереживание героям, способность к преодолению простейших проблемных ситуаций.
Этой проблемой занимались К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой, Л.С. Выготский, А.А. Леонтьев, В.А. Сухомлинский и мн. др. Все они призывали к важности с самого детства приобщать детей к литературе, развивать ребенка на примерах героев художественных произведений.
Чтобы приобщить ребенка 2-3 лет к художественной литературе необходимо:
Читать детям художественны
е произведения, предусмотренные
программой для второй группы раннего возраста.
Продолжать приучать детей слушать народные песенки, сказки, авторские произведения. Сопровождать чтение показом игрушек, картинок, персонажей настольного театра и других средств наглядности, а также учить слушать художественное произведение без наглядного сопровождения.
Сопровождать чтение небольших поэтических произведений игровыми действиями.
Предоставлять детям возможность договаривать слова, фразы при чтении воспитателем знакомых стихотворений.
Поощрять попытки прочесть стихотворный текст целиком с помощью взрослого.
Помогать детям старше 2 лет 6 месяцев играть в хорошо знакомую сказку.
Продолжать приобщать детей к рассматриванию рисунков в книгах.
Побуждать называть знакомые предметы, показывать их по просьбе воспитателя, приучать задавать вопросы: «Кто (что) это?», «Что делает?».
Воспитательная работа с детьми в адаптационный период должна проводиться дифференцированно, в соответствии с содержанием потребностей ребенка в общении с окружающими. А для снижения эмоционального напряжения нам поможет приобщение детей к художественной литературе.
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат