ОБУЧЕНИЕ В ВУЗЕ КАК ВАЖНЫЙ ЭТАП В ФОРМИРОВАНИИ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ СРЕДСТВАМИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Аннотация. На сегодняшний день физически здоровый человек является более конкурентоспособным на рынке занятости и имеет более широкие возможности для карьерного роста. Сохранение и укрепление здоровья человека должно быть основополагающим фактором при обучении как в школе, так и в ВУЗе. Современные образовательные стандарты предъявляют особые требования к формированию ЗОЖ в высших учебных заведениях, осознавая тот факт, что нынешние студенты – это завтрашние специалисты, то есть будущее нашей страны.
Ключевые слова: здоровье, физическая культура, студенты.
Каждый выпускник ВУЗа имеет свою «ценность» и «стоимость» для работодателя. В последнее время качество приобретаемого уровня высшего образования, по оценке представителей различных сфер бизнес-структур, значительно ухудшилось. Устранить данную проблему призван Федеральный государственный образовательный стандарт, или, как мы привыкли сокращать, ФГОС.
В плане здоровья студенты во всех странах подвергаются высокому риску. Поводом для этого является возражения меж необходимостью улучшить деятельность вуза с целью сохранения здоровья студентов и одновременной интенсификацией учебного процесса с целью повышения качества и уровня готовности к профессиональной деятельности.
Сегодня все государственные органы признают роль физической культуры и спорта в реинтеграции общества, и физическая культура присутствует во всех учебных программах российских учебных заведений. В связи с этим ФГОС выдвигает ряд требований, связанных с технологической системой сохранения здоровья при обучении в ВУЗах [1, c.13].
Здоровьесберегающие технологии включают в себя систему ценностей и установок, которые способствуют усилению двигательной активности, призваны предотвратить сбои организма (опорно-двигательного аппарата, кровообращения, дыхания, пищеварения), получить гигиенические навыки. Особая роль отводится спортивно-оздоровительным мероприятиям, соблюдению дневного рациона, качеству пищи, чередованию работы и отдыха, что помогает предотвратить появление вредных привычек и различных заболеваний.
Основными видами здоровьесберегающих технологий, используемых для сохранения и укрепления здоровья молодежи в высших учебных заведениях, являются физкультурно-спортивные мероприятия, технологии личной безопасности, а также педагогические и образовательные мероприятия. Более подробно остановимся на формировании ключевых компетенций студентов - будущих специалистов - средствами физической культуры.
Значение физической культуры как учебной дисциплины в новых ФГОС обеспечивает формирование у будущих специалистов следующих навыков:
- компетентно организовывать свою профессиональную деятельность, ставить профессиональные задачи, оценивая их качество и эффективность;
- принимать верное решение при любых ситуациях – стандартных и нестандартных;
- организовывать эффективную работу в коллективе, строить коммуникации с руководством, коллегами и сотрудниками, находящимися в подчинении;
- нести ответственность не только за свои поступки, но и действия своих сотрудников;
- вести правильный и здоровый образ жизни, применять оздоровительные методы в сохранении и укреплении состояния здоровья и т.д. [4, c.11].
Современный социум требует от выпускника вуза готовности вступить в активную общественно полезную деятельность здоровой и полноценной личностью, имеющей высокий резерв здоровья, стрессоустойчивость. Но нынешняя социально-экономическая ситуация, ухудшение уровня жизни и неблагоприятные условия окружающей среды влияют не только на физическое здоровье, но и на психическое здоровье молодых людей.
Ученые называют учебную и физическую нагрузку, стресс, усталость, снижение познавательной активности студентов основными причинами необходимости проведения физического досуга в университетах. Особо выделяются информационные перегрузки, сложность изучаемых теорий и дисциплин, обучающие компьютерные технологии, экзаменационные перенапряжения. Поэтому вопрос об основах здоровьесберегающей образовательной технологии посредством физической культуры становится особенно актуальным [5, c.32].
Систематическая физическая подготовка и использование здоровьесберегающих технологий помогут будущим специалистам приобрести следующие ключевые компетенции:
1.Общекультурные - осознание роли физической культуры в создании потенциала для достижения полного физического и духовного развития, здорового образа жизни, сохранения здоровья и высокой работоспособности.
2. Учебно-познавательные - знание основ физического развития и воспитания для подготовки духовно богатого и физически здорового человека, знание основ личной и общественной гигиены; знание правил регулирования физической активности, регулярных физических упражнений.
3. Коммуникативные - владение различными видами информации; умение вести дискуссию о развитии спорта и физического воспитания; выработка собственной позиции по этим вопросам.
4. Социальные - понимание пользы физических упражнений для здоровья человека, повышения трудоспособности и увеличения продолжительности жизни.
5. Личностные - владение техникой самореализации; личностное и витальное самоопределение, умение контролировать физическое состояние организма [3, c.43].
Важный акцент, на что должны обращать преподаватели физического воспитания при формировании компетенций — это профессиограмма будущих выпускников. Наши студенты должны знать и понимать, каким профессиональным заболеваниям они могут подвергаться, и использовать физические упражнения для их предотвращения. Чтобы получить такие знания, должен быть разработан соответствующий план по учебно-методической работе. Педагогические и методические рекомендации, учебные пособия должны быть написаны в соответствии с программой обучения. Теоретическая часть программы, лекции за все время обучения должны быть поручены доцентам, имеющим ученую степень или занимающимся научной работой. Темы курса должны не только соответствовать программе, но и постоянно обновляться, быть актуальными, востребованными [2, c.53].
Резюмируя все вышесказанное, можно сделать вывод, что период обучения в вузе как центральный элемент развития личности является наиболее важным шагом в формировании ключевых компетенций посредством физической культуры и общего потенциала здоровья будущих специалистов. Внедрение технологий активного обучения и применение инноваций в физическом воспитании будет способствовать подготовке квалифицированного и конкурентоспособного специалиста на рынке труда.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Горбунов, С. А.
Роль физической культуры в совершенствовании умственной готовности к обучению и профессиональной деятельности
/ С. А. Горбунов, А. В. Дубровский
// Теория и практика физической культуры.
-
2002.
-
№ 12.
-
С. 13
-
14.
Егорьев, А. О. Здоровье студентов с позиции профессионализма /
А. О. Егорьев
// Теория и практика физической культуры.
-
2003. - №2
-
С.53-5
4
.
Коваленко
,
В. А. Физическая культура в обеспечении здоровья и профессиональной психофизической готовности студентов
/ В. А. Коваленко
// Физическая культура и спорт в Российской Федерации (студенческий спорт): сб. науч. тр.
-
2002.
- №2. -
С. 43.
Матушанский
, Г. У.
Методологические принципы применения
компетентностного
подхода в профессиональном образовании
/ Г. У.
Маиушанский
, О. Р.
Кудаков
// Казанский педагогический журнал.
-
2009.
-
№ 12.
-
С. 11.
Холодов Ж. К
.
Теория и методика физического воспитания и спорта: учеб. пособие для студ.
в
узов
/ Ж. К. Холодов, В. С. Кузнецов
.
-
4-е изд.
-
М.
: Академия,
2006.
- 200 с.
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат