ПОНЯТИЕ «ДЕТСТВО» В ПЕДАГОГИКЕ И ПСИХОЛОГИИ
Автор: Панибратченко Анастасия Викторовна, воспитатель, МБДОУ «Детский сад «Звёздочка»».
Аннотация
В данной статье раскрыта проблема детства, тема детства в поэзии, музыке, литературе, живописи.
Введение
Дошкольное детство — уникальный, самоценный период становления личности, имеющий ярко выраженную специфику возрастного развития, требующий особого психолого-педагогического сопровождения и условий.
Дошкольное детство – целостный феномен, основа, определяющая развитие человека на протяжении всей его жизни. Мир детей, мир детства традиционно привлекает внимание ученых и практиков, исследующих закономерности развития и становления ребенка, разрабатывающих подходы к его воспитанию.
Ребенок – уникальная, неповторимая, яркая индивидуальность. Его субъектность и самобытность проявляются в желаниях, интересах, потребностях, избирательном отношении к миру и людям, в конфликтах и противоречиях с самим собой и другими, в самостоятельности и творчестве в доступных видах деятельности.
Ребенок дошкольного возраста развивается, накапливая индивидуальный опыт, жизненные впечатления и одновременно активно преобразуя культуру, привнося в нее элементы своей субкультуры, становясь субъектом разных видов деятельности. Дошкольник транслирует наш взрослый мир со всеми его достоинствами и недостатками. Это не просто отражение – это активная работа чувства и ума, осмысление мощного информационного потока, переживание всего того, что он видит и слышит вокруг себя.
Помочь ребенку открыть мир для себя и себя – миру призваны взрослые, в том числе взрослые, имеющие такую непростую и такую замечательную профессию – педагог!
Современный этап может быть охарактеризован как время инноваций и перемен, модернизации отечественного образования и его интеграции в мировое образовательное пространство. Это период быстрой смены условий и требований системы, время гибких, адаптивных, инициативных и творческих педагогов.
Это, несомненно, инновационный этап в развитии высшего профессионального педагогического образования в нашей стране.
Профессиональная деятельность современного педагога дошкольного образования – деятельность, ориентированная на целостное развитие и воспитание ребенка в педагогическом процессе, – требует особого, нового качества подготовки педагога.
Инновационность данной системы подготовки определяется:
• во-первых, обеспечением условий непрерывности образования, возможности построения профессиональной карьеры на основе получения образовательных степеней – бакалавра и магистра;
• во-вторых, обеспечением единства целевого, содержательного и технологического компонентов образовательного процесса, ориентированных на качество подготовки, показателем которого становится профессиональная компетентность будущего педагога.
Компетентностный подход к анализу профессиональной деятельности и в целом образованности человека становится ведущим в современной социальной системе.
Глава 1
ЧТО ТАКОЕ ДЕТСТВО?
Каждая эпоха и каждая цивилизация по-своему понимает сущность и границы детства.
Детство - всем хорошо известное, но (как это ни странно звучит) малопонятное явление. Термин "детство" используется широко многопланово и многозначно.
Детство по международным нормам, закрепленным в Конвенции ООН о правах ребенка, охватывает период жизни от рождения до примерно младшего юношеского возраста (18 лет).
По возрастной периодизации, принятой в педагогике, детством считается период до 11 лет, который включает младенчество- до 1 года, раннее детство - до 3 лет, дошкольный возраст - до 7 лет, младший школьный возраст - до 10-11 лет.
Детство в индивидуальном варианте - это, как правило, устойчивая последовательность актов взросления растущего человека, его состояние "до взрослости". В обобщенном - это совокупность детей разных возрастов, составляющих "довзрослый" контингент общества.
Специального определения детства нет в философских, педагогических, социологических словарях. В психологическом словаре есть определение детства как термина, обозначающего 1) начальные периоды онтогенеза (от рождения до подросткового возраста); 2) социокультурный феномен, имеющий свою историю развития, конкретно-исторический характер. На характер и содержание детства оказывают влияние конкретные социально-экономические и этнокультурные особенности общества.
Российский педагоги и психолог, Д. И. Фельдштейн в книге "Социальное развитие в пространстве - времени Детства" отмечает, что обобщенное наименование - детство - чаще всего употребляется в социально-практическом, социально-организационном плане. При этом автор подчеркивает, что отсутствует научное определение детства (и функциональное, и содержательное) как особого состояния, выступающего составной частью общей системы общества, не раскрыта субстанциальная сущность детства. "Не определена общая система координат для выявления главных смыслов осуществляющихся здесь процессов - физического и психического созревания, вхождения в социум, освоения социальных норм, ролей, позиций, приобретения ребенком (в рамках детства) ценностных ориентаций и социальных установок, при активном развитии самосознания, творческой самореализации, постоянном личностном выборе в ходе утверждения и раскрытия собственного индивидуального жизненного пути".
В развитии общества и человека все более остро вырисовывается задача углубления познания детства, причем не только и не столько его отдельных особенностей, индивидуальных и общих аспектов поведения.
По словам Д. И. Фельдштейна, "главным становится раскрытие закономерностей, характера, содержания и структуры самого процесса развития ребенка в детстве и детства в обществе, выявление скрытых возможностей этого развития в саморазвитии растущих индивидов, возможностей такого саморазвития на каждом этапе детства и установление особенностей его движения к Взрослому Миру".
По словарю Г. М. и А. Ю Коджаспировых, детство - это этап развития человека, предшествующих взрослости, который характеризуется интенсивным ростом организма и формированием высших психических функций.
По определению психолога Л.Ф. Обуховой, детство - это период усиленного развития, изменения и обучения. Это период парадоксов и противоречий, без которых невозможно представить себе процесс развития.
Согласно А. С. Белкину, понятие «детство» носит ценностный характер, т. е. ребенок, рассматривается не только как член общества, но и как непреходящая, самостоятельная ценность. Ценностное отношение предусматривает не только индивидуальный, но и личностный подход, включает в себя критерии оценки деятельности взрослых по обеспечению этих подходов. То есть, детство - это целостная управляемая система, предполагающая взаимодействие социально-психологических и педагогических факторов развития, воспитания ребенка на основе ценностно-личностного подхода.
Феномен детства, естественно, глубоко изучает детская психология. Ее предметом является раскрытие общих закономерностей психического развития в онтогенезе, установление возрастных периодов этого развития и причин перехода от одного периода к другому. Одна из важных задач этой науки — определение, правильно ли развивается и функционирует психика ребенка, и если неправильно, то в чем состоят отклонения и как их следует компенсировать. Названные проблемы являются предметом исследования выдающихся детских психологов (А. Валлон, Л.С. Выготский, Ж. Пиаже, А. Фрейд, С. Холл, Д.Б. Эльконин, Э. Эриксон), но вопросами детства в той или иной степени занимались и «взрослые» психологи (В.М. Бехтерев, П.Я. Гальперин, К. Коф- фка, К. Левин, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, С.Л. Рубинштейн, Д.М. Узнадзе, Дж. Уотсон, З. Фрейд, Э. Шпрангер, В. Штерн). Детство исследовали также Ф. Ариес, П.П. Блонский, Ф. Дольто, В.В. Зеньковский, И.А. Соколянский. Самое большое место в психологических исследованиях посвящено возрастной периодизации детства (Б.Г. Анан ьев, Д.Б. Брамлей, Дж. Биррен, П.П. Блонский, Л.И. Божович, Ш. Бюлер, А. Гезелл, В.В. Давыдов, Дж. Коулмен, А.Н. Леонтьев, Г. Саливен, Э. Шпрангер, Э. Эриксон и др.). Как особый социальный феномен детство исторично. Его открытие началось в ХIII веке. С этого времени ребенок становится героем живописи, хотя изображается пока что как «уменьшенный взрослый». Детство в это время все еще считается временем быстро проходящим и малоценным. ХVII век, по мнению французского демографа Ф. Ариеса, начало преодоления безразличия к детству. Признаком этого служит появление портретов умерших детей, смерть которых с определенного времени начинает восприниматься как невосполнимая утрата, тогда как прежде смерть ребенка была всего лишь естественным событием. Первая концепция детства была «семейная». Ребенок рассматривался как очаровательная игрушка, малыш, которого хочется баловать, холить, нежить. Однако такой подход просуществовал недолго. Развитие общества привело к изменению отношения к ребенку. В ХVII веке появилась новая концепция детства, в которой подчеркивалось, что любовь к ребенку должна выражаться не в баловании и увеселении детей, а в психологическом интересе к их воспитанию и обучению. ХVIII век дает концепцию рационального воспитания, основанного на строгой дисциплине. С этого времени функцию подготовки детей к жизни принимают на себя специальные общественные учреждения — школы. Именно школа, по мнению Ф. Ариеса, благодаря своей регулярной, упорядоченной структуре, вывела детство за пределы семьи, способствовала дифференциации детства как периода жизни. В конце ХIХ века детская психология начала искать ответы на вопросы, как учить и воспитывать детей и как их понимать. В психологических исследованиях, посвященных историческому анализу понятия «детство», особое внимание уделяется детству как периоду парадоксов и противоречий, без которых нельзя представить себе процесса развития ребенка. Д.Б. Эльконин писал, что существуют два основных парадокса детского развития: первый заключается в отсутствии готовых форм поведения. Хотя по физическому строению, организации нервной деятельности, по типам деятельности и способам ее регуляции человек — наиболее совершенное существо в природе, тем не менее в момент рождения он наделен лишь самыми элементарными механизмами для поддержания жизни. Второй парадокс заключается в том, что новорожденный ребенок практически не изменился за тысячелетия, он ничем не отличается от новорожденного, жившего десятки лет назад.
Мир детства — особый мир, имеющий свои закономерности, свои взаимоотношения и свое пространство. Отличительная особенность этого мира, этой среды (семья, двор, группа, детский сад, класс, летний лагерь) заключается в том, что ребенок чувствует себя здесь своим. Важно, однако, иметь в виду, что детская среда при всей ее высокой значимости всегда ориентирована на мир взрослых, на взрослого, задающего круг деятельности, приобщающего к социуму. В деятельности, которую ребенок осуществляет совместно со взрослыми, он приобретает «деятельностное поле» (В.В. Налимов).
Глава 2. Мир детства
Тема детства в поэзии, музыке, литературе, живописи.
Тема детства волновала и вдохновляла многих художников, поэтов, архитекторов, музыкантов и т.д.
Американского художника Дональда Золана можно назвать одним из самых добрых, позитивных и чувственных современных живописцев. Ведь такие картины, которые выходят из-под его кисти, способен творить только очень чуткий человек с большим и любящим сердцем. Его работы вызывают у человека только улыбку и умиление.
Множество поэтов и музыкантов выразили свою любовь к детям через свои произведения. Н. Иванова, Р.Рождественский, В. Роше, Д. Сухарев, М. Лермонтов, М. Пляцковский, Ш. Каллош, Ирма Сохадзе и другие. Каждое произведение наполнено солнечным светом, надеждой, счастьем и любовью.
Детское словотворчество уникально и увлекательно. Через детские фантазии, стихотворения, рисунки можно понять и увидеть их мировоззрение. Творчество детей резко отличается от творений взрослых. Детское словотворчество восхищает замечательной силой сообразительности, внимания и мастерством аналогии речи. Играя, ребенок может невольно придумать новые слова, которые вполне правильно характеризуют возникшую в игре ситуацию. Например, девочка, купая куклу, опуская ее в воду и обратно вынимая из воды может сказать, что кукла «притонула» и «втонула». В этом случае кукла не утонула, а просто временно погрузилась в воду, чтобы быстро вынырнуть обратно. Такой умственный анализ свойствен детскому воображению. Ребенок сам того не подозревая придумал новые слова, этими словами он характеризирует сложившуюся с куклой ситуацию.
К.И.Чуковский неустанно восхищается детьми и считает их настоящими творцами. Он говорит, что «ребенок порою самостоятельно приходит к тем формам, которые создавались народом в течение многих веков. Чудесно овладевает детский ум методами, приемами, формами народного словотворчества» и всё это происходит неосознанно с помощью необыкновенного детского чутья.
Переиначивая наши слова, ребенок чаще всего не замечает своего словотворчества и остается в уверенности, будто правильно повторяет услышанное.
Неосознанное словесное творчество - один из самых изумительных феноменов детства. Даже те ошибки, которые нередко случается делать ребенку при этом творческом усвоении речи, свидетельствуют об огромности совершаемой его мозгом работы по координации знаний.
Хотя ребенок и не мог бы ответить, почему он называет почтальона почтаником, эта реконструкция слова свидетельствует, что для него практически вполне ощутима роль старорусского суффикса ник, который характеризует человека главным образом по его профессиональной работе - пожарник, физкультурник, сапожник, колхозник, печник. Называя почтальона почтаником, ребенок включил свой неологизм в разряд этих слов и поступил вполне правильно, потому что если тот, кто работает в саду, есть садовник, то работающий на почте есть и вправду почтаник. Пусть взрослые смеются над почтаником. Ребенок не виноват, что в грамматике не соблюдается строгая логика. Если бы наши слова были созданы по какому-нибудь одному прямолинейному принципу, детские речения не казались бы нам такими забавными, они нередко «вернее» грамматики и «поправляют» ее.
Конечно, чтобы воспринять наш язык, ребенок в своем словотворчестве копирует взрослых. Дико было бы думать, что он в какой бы то ни было мере создает наш язык, изменяет его грамматический строй, его словарный состав. Сам того не подозревая, он направляет все свои усилия к тому, чтобы путем аналогий усвоить созданное многими поколениями взрослых языковое богатство.
Но применяет он эти аналогии с таким мастерством, с такой чуткостью к смыслу и значению тех элементов, из которых слагается слово, что нельзя не восхищаться замечательной силой его сообразительности, внимания и памяти, проявляющейся в этой трудной повседневной работе.
Заключение
Проблема детства с давних времен волнует философов, педагогов, психологов, и других ученых. И сейчас в развитии общества и человека все более остро вырисовывается задача углубления познания детства, причем не только и не столько его отдельных особенностей, индивидуальных и общих аспектов поведения.
Каждая эпоха и каждая цивилизация по-своему понимает сущность и границы детства. Детство - всем хорошо известное, но (как это ни странно звучит) малопонятное явление. Термин "детство" используется широко многопланово и многозначно. Определение детства пытались дать многие ученые разных времен, но единого мнения на этот счет нет. Специального определения детства нет в философских, педагогических, социологических словарях, чаще всего «детство» употребляется в социально-практическом, социально-организационном плане.
На наш взгляд, наиболее полным и точным является определение, данное Г. М. и А. Ю Коджаспировыми: «детство - это этап развития человека, предшествующих взрослости, который характеризуется интенсивным ростом организма и формированием высших психических функций».
Несмотря на то, что в разное время предпринимались многочисленные попытки создания возрастной периодизации, на сегодняшний день не существует единой общепринятой классификации возрастных периодов развития человека. Этим вопросом занимались выдающиеся педагоги: Ж. Ж. Руссо, Я. А. Коменский, Левитов, П.П. Блонский, Э. Эриксон, Д.Б. Эльконин.
Таким образов, изучив проблему детства, можно сказать, что она не является изученной и сегодня. Создаются попытки изучения, вносятся коррективы.
Библиографический список
Боровикова Л.В. Мир взрослых и мир детства: тенденции развития взаимоотношений //Академический вестник Института образования взрослых Российской академии образования// Человек и образование №1 (26) 2011, Санкт-
Петербург [Электронный ресурс] – Режим доступа:
http://obrazovanie21.narod.ru/Files/2011-1_p069-073.pdf
Гайсина Г.И. Мир детства как социально – педагогическая проблема //
Психолого
– педагогические
проблемы образования// Педагогическое образование в России.2011.№5 [Электронный ресурс] – Режим
доступа:
http
://
journals.uspu.ru
/
i
/
inst
/
ped
/ped16/ped_17.pdf
Коджаспирова
Г.М. Педагогическая антропология: учеб. пособие для студ. вузов. –– М.:
Гардарики
, 2005. – 287
с
.
Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. – 7-е
издние
., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 456с.
Эльконин
Д. Б. Детская психология: учеб
.
п
особие для студ.
высш
. учеб. заведений — 4-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2007. — 384
с
.
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат