Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64

Танец "Симд". Работа №19145

Дата публикации:
Автор:
Название работы:
Танец "Симд"
Работа:

 

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ МНОГОПРОФИЛЬНАЯ ШКОЛА №44 ИМ.В.КУДЗОЕВА

 

 

 

 

Методическая работа

«История возникновения танца «Симд»

 

 

Составитель:

концертмейстер Баскаева М.В.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г.Владикавказ 2018

Танец - это средство, помогающее выразить все наши чувства, желания. И если во всём мире существует языковой барьер, то язык танца понятен всем! Танцевать - значит быть вне самого себя, больше, сильнее, красивее. В танце - мощь, в танце - величие Земли, он твой - бери целиком. Народными танцами восхищаются во всех уголках мира. Они настолько энергичны, чувственны и красивы, что не оставляют равнодушными никого! Осетинские танцы с давних времён являются важнейшей частью культуры осетинского народа и одной из составляющих любого мероприятия в Осетии. Симд - народный массовый танец осетин. Легендарный танец "Симд" - это танец-история, который является символом и достоянием нации. Основу любого симда составляют два элемента - прямая линия и круг, символизирующий солнце и бесконечность.

Симд — танец, корнями уходящий в глубокую древность

Танец, корнями уходящий в глубокую древность. Танец-история. Симд уже перестал быть просто танцем. Он — символ нашего народа. Конечно, его танцевали и танцуют и кабардинцы, и грузины, и другие народы Северного Кавказа, как лучший образец хореографического икусства осетин.
В старину юноши и девушки не могли открыто заявлять о своих чувствах. Но встречаясь в танце, влюблённые могли незаметно шепнуть о своих чувствах. Молодёжь загодя готовилась к танцам, которые устраивались на специально отведённом для этого месте, где-нибудь на краю села. Даже в горных аулах, где каждый акр земли — на вес золота, были такие места. И каждый парень стремился попасть в пару с той, которая ему нравилась.
Основу любого симда составляли два элемента — прямая линия и круг, символизирующий солнце и бесконечность.
Костюм для симда был особенный: рукава были очень длинны и полностью закрывали все обнажённые места, чтобы во время танца тела партнёров не соприкасались. В женском варианте эти рукава назывались «уаелаерттае». Они служили также украшением костюма.
Существует несколько разновидностей симда. Но первая ассоциация, которая возникает при этом слове — двухэтажный танец вокруг зажжённых костров. И действительно, нартон симд (симд нартов) — одна из древнейших разновидностей этого танца. Принимали участие только мужчины, обычно от тридцати до сорока пяти лет, которые должны были отличаться ловкостью и изрядной силой. В танце могло участвовать до 200 человек: собиралась, как правило, вся многочисленная округа.
Этот вид симда наиболее сложный. Выстраивался нижний ряд. Танцующие брали друг друга за пояса, образовывая сплошную круговую «людскую» стену. Этот ряд двигался медленно сначала против , а потом по часовой стрелке. Верхний же ряд взбирался ногами на плечи тех, кто танцевал в нижнем. Когда двухэтажная стена выстраивалась, то танцоры начинали синхронно двигаться. Танец сопровождался песней. Нижние, обращаясь к верхним, пели: «Бакувут!» («Поклонитесь нам!»). Нижние на это отвечали примерно так: «Даелаемае аерхаут!» («Чтоб вам упасть вниз!»). Иногда, чтобы на плечи нижних взвалить больше тяжести, верхние поднимали на плечи бычков или жеребят. Потом ряды менялись, и нижние платили верхним тем же самым. Делалось это, понятно, не из жестокости. Просто во время танца проверялись выдержка и выносливость мужчин. Симд был своего рода испытанием.
Во время «тымбыл симда» мужчины брали женщин под руку. Становились вкруг через один. И женщин, и мужчин должно было быть одинаковое количество. Танцевали медленно, движения были поступательны. Сначала круг двигался влево, потом вправо. Обязательно был запевала. Слова песни подхватывали все танцоры, а после они получали угощение и вновь пускались в весёлый пляс, продолжавшийся обычно до утра.
Симд старинный или по-другому «нагуай симд» танцевался уже иначе. То был плавный, величественный танец, исполненный достоинства. Мужчины и женщины выстраивались в шеренгу, причём мужчина брал женщину под руку. Сначала стена танцоров двигалась, как единое целое, потом первая пара выходила вперёд, за ней — остальные. Музыка была мелодически спокойная, тяжёлая, а общее впечатление, которое производил нагуай симд на наблюдателя — ощущение того, что пары, — будто волны, двигающиеся медленно, словно набегающие одна на другую.
По композиционному строению симд остаётся на сегодня таким же. Женщины участвуют в нём наравне с мужчинами: сохранились основные элементы «тымбыл симда». По-прежнему основа танца — круг. Но в современном симде основной акцент делается на новые формы композиции, новые ракурсы, которые не всегда соответствуют содержанию танца. Происходит так потому, что в нынешнем быту народные танцы фигурируют всё реже и реже. Теперь мы всё чаще видим их в основном на сцене, в постановках баллетмейстеров. Что же касается симда, то он, в любом случае, был и остаётся символом нашей истории и культуры.

1.2. Танец «Симд»-наследие нартов

Симд–старинный массовый танец осетин. По красоте и величию его нельзя сравнить ни с одним из других танцев.Этот танец, по словам В. И. Абаева, даже сейчас, при хорошем исполнении, производит впечатление внушительное. «Помноженный на нечеловеческую мощь и темперамент нартовских титанов, он, по уверению сказаний, сотрясал землю и горы и являл из ряда вон выходящее зрелище. Даже боги с небес взирали на богатырский пляс с изумлением, к которому примешивалась изрядная доля страха».Название танца «Симд» на осетинском не означает название какого-то определенного танца, а является существительным, которое образовано от глагола "симын", что в переводе с осетинского означает «танцевать массовый осетинский танец».Старинный массовый танец «Симд», воспетый в устном народном творчестве осетин- Нартовском эпосе. «Симд»-излюбленный массовый танец, который обычно завершались нартские пиршества. Об этом повествует сказание «Женитьба Батрадза»: Единственная сестра росла у семи братьев – сияние неба и краса земли Акола-красавица. 
Велела она своим братьям поставить на перепутье семи дорог, меж 
двух морей, железную башню. Поселилась она в этой башне и жила 
там, не показывая никому своего прекрасного лица. Ни один мужчина 
не видел ее, и, кроме своих братьев, не видела она в лицо ни 
одного мужчины. Самые доблестные из Нартов не раз пытались найти к 
ней дорогу, но никому не удавалось это. 
Излюбленный танец нартовских богатырей вселял в них силу, веру и удачу в военных походах против врагов.В нем они соревновались в ловкости и удали, пытаясь завоевать сердце гордой красавицы Аколы:«И вот однажды возвращался Урызмаг с охоты, и вдруг видит он – все доблестные нарты собрались на вершине Черной горы и пляшут там симд, такой симд, что горы рассыпаются, вековые деревья в дремучих лесах содрогаются и трещины проходят по их могучим стволам. Земля колеблется под ногами плящущих нартов». «Симд» неоднократно упоминается в героическом эпосе осетин как излюбленный танец нартовских богатырей. Пиршества и танцы, преимущественно «Симд», заполняли досуг нартовских героев. Танец «Симд» до сих пор и в наше время получило широкое распространение, воспетый в устном народном творчестве осетин- Нартском эпосе1.3. Разновидности танца «Симд» в осетинской хореографии. Танец, корнями уходящий в глубокую древность. Танец-история. Симд уже перестал быть просто танцем. Он — символ нашего народа. Конечно, его танцевали и танцуют и кабардинцы, и грузины, и другие народы Северного Кавказа, как лучший образец хореографического искусства осетин.
В старину юноши и девушки не могли открыто заявлять о своих чувствах. Но встречаясь в танце, влюблённые могли незаметно шепнуть о своих чувствах. Молодёжь загодя готовилась к танцам, которые устраивались на специально отведённом для этого месте, где-нибудь на краю села. Даже в горных аулах, где каждый акр земли — на вес золота, были такие места. И каждый парень стремился попасть в пару с той, которая ему нравилась.
Основу любого симда составляли два элемента — прямая линия и круг, символизирующий солнце и бесконечность.
Костюм для симда был особенный: рукава были очень длинные и полностью закрывали все обнажённые места, чтобы во время танца тела партнёров не соприкасались. В женском варианте эти рукава назывались «уæлæрттæ». Они служили также украшением костюма.
Существует несколько разновидностей симда. Но первая ассоциация, которая возникает при этом слове — двухэтажный танец вокруг зажжённых костров. И действительно, нартон симд (симд нартов) — одна из древнейших разновидностей этого танца. Принимали участие только мужчины, обычно от тридцати до сорока пяти лет, которые должны были отличаться ловкостью и изрядной силой. В танце могло участвовать до 200 человек: собиралась, как правило, вся многочисленная округа.
Этот вид симда наиболее сложный. «Симд Нартов» отличался торжественностью и строгой величавостью движений.

Этим танцем завершались все большие праздники и народные гулянья. В танце принимало участие население не только одного села, но и всей округи. Количество танцующих достигало 200 и более человек. Помимо «Симда Нартов», в прошлом существовали другие виды симдов: «Тымбыл симд» («Круговой симд»), «Нагуай симд» («Симд на одной ноге») и др. Во время «тымбыл симда» мужчины брали женщин под руку. Становились в круг через один. Симд старинный или по-другому «нагуай симд» танцевался уже иначе. То был плавный, величественный танец, исполненный достоинства. Мужчины и женщины выстраивались в шеренгу, причём мужчина брал женщину под руку. Однако не все танцы, известные народу с древних времен, имеют распространение в быту. Некоторые из них постепенно утрачивают свое значение и уступают свое место другим танцам.

Глава 2. Сравнительный анализ хореографических особенностей танца «Симд» из «прошлого в настоящее»

2.1. Исполнители танца

«Нæртон Симд»- симд нартов это танец танцевался под новый год вокруг зажженных костров двухэтажный танец, в котором участвовали только мужчины, главным образом в возрасте с 30-ти до 45-тилетнего возраста, которые отличались и силой, и ловкостью.

Построение симда:

а) нижний ряд брался вплотную друг с другом за пояса, образуя собой как бы сплошную круговую стену, скрепленную переплетенными руками. Ряд этот двигался вправо, с начало медленно, а затем налево, так же медленно. В шеренгу входило до 200 и более человек. Участвовала вся округа;

б) верхний ряд взбирался на плечи ногами по выдвинутым вперед правым коленам нижнего ряда. Став на плечи нижних ногами, верхние держась за пояса друг друга, образовывали такую же стену с переплетенными у поясов друг друга руками. Держась левой рукой за пояс соседа, правой танцор держал пояс соседа с другой стороны, как показано на рисунке. Таким образом, верхний ряд был менее стеснен в движениях, чем нижний.

Верхний ряд, стоя на плечах нижних, мог любое движение, но нижние должны были выносить до смены всю тяготу.

Танец этот имел название и «Нартовский» и «Ӕдтæг уæлæ кафт» (танец один поверх другог)

Когда верхний этаж уже стоял полностью на плечах нижних, запевалась песня и живая стена в два этажа начинала медленно двигаться, причем, верхние, обращаясь к нижним, припев свой завершали словами: «Поклонитесь нам» (Бакувут). На что нижние отвечали верним; «Дæлæмæ æрхаут!» (Чтобы вы полетели вниз!»

Старики рассказывали, что предки Осетин «подлинные нарты», для того, чтобы на плечи нижних навалить больше тяжести, поднимали себе на плечи бычков и молодых жеребят.Сменяясь, нижний ряд танцующих платил тем же в свою очередь, когда попадал на плечи танцоров верхнего ряда. Делалось это, понятно, не из жестокости. Просто во время танца проверялись выдержка и выносливость мужчин. Симд был своего рода испытанием.[6,с.8-10]Во время «тымбыл симда» мужчины брали женщин под руку. Становились вкруг через один. И женщин, и мужчин должно было быть одинаковое количество. Танцевали медленно, движения были поступательны. Сначала круг двигался влево, потом вправо. Обязательно был запевала. Слова песни подхватывали все танцоры, а после они получали угощение и вновь пускались в весёлый пляс, продолжавшийся обычно до утра.
Симд старинный или по-другому «нагуай симд» танцевался уже иначе. То был плавный, величественный танец, исполненный достоинства. Мужчины и женщины выстраивались в шеренгу, причём мужчина брал женщину под руку. Сначала стена танцоров двигалась, как единое целое, потом первая пара выходила вперёд, за ней — остальные. Музыка была мелодически спокойная, тяжёлая, а общее впечатление, которое производил нагуай симд на наблюдателя — ощущение того, что пары, — будто волны, двигающиеся медленно, словно набегающие одна на другую.
Танец, корнями уходящий в глубокую древность. Танец-история. Симд уже перестал быть просто танцем. Он — символ нашего народа. Конечно, его танцевали и танцуют и кабардинцы, и грузины, и другие народы Северного Кавказа, как лучший образец хореографического искусства осетин.

2.3. «Симд» в традиционных праздниках осетин

Как выше нами было сказано помимо «Симда Нартов» существовали другие виды симдов: «Тымбыл симд» («Круговой симд»), «Нагуай симд» («Симд на одной ноге») и др. С течением времени «Симд Нартов» несколько видоизменился. Наряду с взрослыми мужчинами, в нем стали принимать участие и юноши. В некоторых, более поздних, вариантах в танце стали принимать участие и женщины. Сначала они легко скользили вокруг «башни», напоминая белых летящих птиц. Затем верхний ряд мужчин соскальзывал вниз, образуя с танцорами нижнего ряда один круг. После этого мужчины присоединялись к женскому кругу и вместе продолжали танец.«Симд» в Осетии является одним из излюбленных народных танцев, особенно среди молодежи. Без этого танца трудно было бы представить национальные праздники, свадьбы и другие пиршества осетин.Как и в других осетинских народных танцах, юноши темпераментно и легко выполняют технически сложные движения. Они держатся с достоинством, подчеркнуто вежливо их отношение к девушке. Во время танца юноша старается не допустить ошибки, которая может сделать его объектом насмешек, как со стороны молодежи, так и со стороны стариков, внимательно следящих за танцующими. Современный танец «Симд» где танцуют и мужчины и женщины интересен и по композиционному построению и по своему рисунку.Начинается он в умеренном темпе, но постепенно темп танца ускоряется. Исполняется он плавно, на высоких полупальцах, корпус все время подтянут.Число исполнителей должно быть четным.Данная специфическая обработка сделана педагогом-хореографом А.Ц. Доевым. В постановке участвует 8 пар.Музыка к танцу народная. Музыкальный размер -4/4.[ 3,с.58 ]

Заключение

Балкарский поэт, народный поэт Кабардино-Балкарии Кайсын Кулиев сказал:

«Даже если бы осетины создали только один танец «Симд», они были бы великой нацией».

Действительно, «Симд» – подлинная жемчужина осетинского народного танцевального искусства, по красоте и величию он занимает первое место среди осетинских народных танцев.

Проанализировав все выше сказанное, мы пришли к выводу, что действительно танец «Симд» со временем изменился, благодаря новым достижениям и вариантам хореографического искусства он облекся в более современную пластичную форму. Этот танец был выведен на уровень профессионального мастерства. И здесь нельзя не сказать о Государственном Академическом Ордена Дружбы Народов ансамбле танца «Алан». «Алан»- это гордость и слава Северной Осетии-Алании, коллектив, который бережно хранит и популяризирует хореографические традиции нашего народа.

Своеобразный эпический образный строй старинных симдов сохранился в современном «Симде» частично. В нем нашли отражение их отдельные хореографические фрагменты и движения. Также видоизменился и костюм этого танца.И танец «Симд» на сегодняшний день несет более эстетический характер, нежели сакральный. В старину говори: «Исполняющие симд находят божью милость».

К 60-летию ансамбля «Алан» Ирина Гуржибекова написала стихотворение «Симд»:

«…Помню рисунок, где детской рукою 
Симд опоясал всю Землю собою. 
Сердцем, глазами, руками ,душою 
Люди, как птицы, парят  над землею— 
Симд! 
Детский рисунок повис сиротливо. 
Умных достаточно — мало счастливых. 
Те же и горы, и песни, и пиво... 
Уберегите же дивное диво — 
Симд.»














 

 

Скачать работу
Преимущества нашего сервиса
  • 1. По ФГОС

    Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС

  • 2. Быстро

    Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня

  • 3. Честно

    Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат

На портале «Солнечный Свет»
более
2000
тестов
97%
клиентов
свыше
1000000
участий
На нашем портале свыше 2 000 тестов, олимпиад и викторин
Довольны порталом и становятся постоянными клиентами
Наши олимпиады прошли свыше 1 000 000 раз, суммарно участвовало 300 000 человек
1 шаг
Участие
Пройдите тестирование по выбранной теме
2 шаг
Результат
Довольны результатом? Перейдите в свой личный кабинет
3 шаг
Диплом
Введите данные для оформления диплома победителя
Более 20-ти шаблонов и образцов
для ваших дипломов и свидетельств
Солнечный свет

Магазин ФОП

  • Воспитателю
  • Учителю
  • Руководителю
Перейти
Пожалуйста, подождите.
x
×