Совместная деятельность инструктора по физкультуре и родителей в процессе физического воспитания детей дошкольного возраста .
В статье 18 Закона РФ «Об образовании» говорится: «Родители являются первыми педагогами. Они должны заложить первые основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте».
«От того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш» - говорил В.А. Сухомлинский.
Все родители хотят обеспечить своему ребенку наилучший старт в жизни, и большинство хорошо понимает, что для нормального роста, развития и крепкого здоровья необходимо движение. Поддержать у детей положительное отношение к активному образу жизни, и в дальнейшем желание сохранять и укреплять свое здоровье – важные составляющие воспитания в семье. Лучше всего показать ребенку, как нужно относиться к физкультуре и спорту, на собственном примере.
Участвуя в совместных мероприятиях, взрослые получают возможность видеть, как ребенок ведет себя в коллективе сверстников, какова его физическая подготовка, какую радость и пользу приносят ему игры, веселые состязания. Видя, как родители бегают, прыгают, соревнуются, дети проникаются новыми чувствами к ним и испытывают огромную радость от общения.
Цель нашей работы – в сотрудничестве с семьей воспитать физически развитого, жизнерадостного ребенка, путем формирования у него осознанного отношения к своему здоровью и потребности к здоровому образу жизни, но это возможно только в том случае, если фундаментом станет совместная детскородительская деятельность, организованная на базе ДОУ, при котором взрослые личным примером будут подкреплять осознанное желание детей быть здоровыми.
В ходе взаимодействия с семьями решаются следующие задачи: создание системы взаимодействия с семьей в процессе воспитания у детей интереса к занятиям физкультурой и спортом на основе открытости; формирование у детей системы знаний о собственном теле, здоровом образе жизни, культурно-гигиенических навыков, основах анатомического строения собственного тела. Общение родителей с коллективом детского сада наиболее продуктивно проходит во время праздников. Но чтобы праздники не стали своеобразным отчетом перед родителями, необходима четкая система взаимодействия педагогов, родителей и детей.
Работу с родителями мы условно разделили на три части:
Первая часть «На пути к сотрудничеству».
Цель: мотивировать родителей на сотрудничество. Задачи: анализ потребностей, жизненных принципов, компетентности, культуры родителей. Методы использовались общепринятые - анкетирование, беседы.
Вторая часть «Узнаем друг друга»
Цель: привлечение родителей к совместной физкультурно - оздоровительной работе и повышение их компетенции в воспитании здоровой и физически развитой личности, а также роли влияния положительного примера взрослых. Здесь мы использовали следующие виды взаимодействия: просмотр родителями открытых занятий по физкультуре, спортивных досугов; организация для них консультаций, «Школа для родителей»; привлечение родителей к изучению необходимой литературы, статей, программ (информационные стенды, памятки, ширмы).
Третья часть «Активное сотрудничество»
Цель: активное участие родителей в физкультурно- оздоровительной деятельности. Оно включает: участие в физкультурно-оздоровительных досугах, семейных праздниках; привлечение родителей к участию в подвижных играх; обучение конкретным приемам и методам оздоровления (самомассаж, дыхательная гимнастика); в качестве примера успешной работы по взаимодействию ДОУ и семьи в формировании здорового образа жизни дошкольников проводятся совместные интегрированные занятия с участием родителей.
Совместные физкультурно-оздоровительные занятия с родителями – возможность приобщить взрослых к двигательной деятельности с детьми. Занятия повышают их заинтересованность в оздоровлении ребенка, способствуют приобретению родителями и детьми разнообразного двигательного опыта, учат взаимодействовать, снимают чувство неуверенности. Отличительная особенность этих занятий в том, что родители не только помогают педагогу, но и становятся индивидуальными тренерами своего ребенка. А это помогает детям, и родителям и педагогам гармонизировать детско-родительские отношения, устанавливать межличностное общение ребенка и взрослого, сформировать умение выполнять движения в детско-родительской паре.
Проводятся такие занятия 1 раз в месяц в вечернее время. Принципы взаимодействия взрослых и детей на занятиях: «Помоги, но не навреди!», «Заинтересуй, но не настаивай!», «Помни о том, что каждый ребенок – индивидуальность!». Занятия проводятся в игровой форме или объединены сюжетом, темой. Игровой метод проведения занятий облегчает процесс запоминания, освоения и совершенствования упражнений, повышает эмоциональный фон проведения занятий, способствует развитию мышления, воображения и творческих способностей детей.
Занятия включают в себя выполнение различных физических упражнений: парные, основные, танцевальные, подвижные игры, игры-эстафеты.
Каждое занятие состоит из традиционных трех частей:
Вводно- подготовительной: Цель: настроить взрослых и детей к предстоящей совместной двигательно-игровой деятельности и подготовить организм к физической нагрузке (различные виды ходьбы и бега в детско-родительской паре).
Основная часть: Цель: формировать у родителей и детей умение выполнять физические упражнения в детско-родительской паре (ОРУ, ОВД, подвижные игры).
Заключительная часть: Цель: восстановить дыхание, раскрепостить взрослых и детей (игровые упражнения, игры нравственного содержания).
Каждое занятие предполагает интеграцию образовательных областей («Физическое развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие»). Такая организация учебно-воспитательного процесса позволяет формировать у детей целевые ориентиры. Совместные физкультурные занятия, тесное сотрудничество руководителя физического воспитания, педагогов групп и специалистов детского сада, позволяют повысить эффективность взаимодействия дошкольного учреждения с семьей в плане педагогического просвещения родителей, пропаганды здорового образа жизни, оказания психологической поддержки и помощи детям и взрослым. Родители с удовольствием посещают такие занятия, проявляют желание заниматься физкультурой вместе с ребенком. Совместная двигательная деятельность раскрепощает их, способствует более эффективному эмоциональному общению c детьми. Мы не ограничиваемся участием только родителей, ведь физкультурнодосуговой деятельностью совместно с детьми могут заниматься бабушки и дедушки, старшие братья и сестры.
Многие родители признают действенным средством физического воспитания детей воспитание на личном примере. Это правильно, но немалую роль в формировании осознанного отношения к своему физическому развитию у ребенка играет момент состязания. Поэтому мы используем различные эстафеты, соревнования, конкурсы с участием детей, педагогов и взрослых. Игры отличаются своей динамичностью и простотой, так как рассчитаны на любой возраст участников и не требуют дополнительного времени на разучивание
Хорошей традицией в детском саду стала организация выставок детских работ, фотовыставок, которые организованы в группах по теме: «В здоровом теле – здоровый дух!». В группах при содействии родителей оборудованы спортивные центры. Совместная спортивная деятельность детей и взрослых полезна и необходима.
Мы можем отметить следующие положительные моменты.
1. Родители могут увидеть своего ребенка в условиях, отличных от домашних, что способствует пересмотру методов и приемов воспитания.
2. Они постепенно убеждаются, что их участие в организации и проведении совместных спортивных мероприятий важно для здоровья их ребенка.
3. Способствует эмоциональному сближению взрослых и детей.
4. Дети с удовольствием повторяют освоенные упражнения дома, на прогулке, в свободное время вместе с родителями.
5.Родители активно участвуют во всех физкультурно-оздоровительных мероприятиях, проводимых в ДОУ. Таким образом, организация взаимодействия дошкольного учреждения с семьей по вопросам физического воспитания строится на признании главенствующей роли родителя как первого воспитателя ребенка, создании атмосферы доверия, открытости, взаимного уважения, что позволяет раскрыть и развивать потенциальные возможности маленького человека.
Литература
1. Борисова, Е.Н. Система организации физкультурно-оздоровительной работы с дошкольниками. //. Панорама, 2009.
2. Дьякова, Т. А. Взаимодействие с семьей по вопросам физического воспитания и укрепления здоровья детей // Инструктор по физкультуре.– 2009. –№ 2. – с. 100-105.
3.Бабич, О. В. Взаимодействие ДОУ и семьи в целях формирования здоровья и гармоничного развития детей // Инструктор по физкультуре. – 2009. – № 3. - с. 60- 67.
4. Попова, М. Н. Навстречу друг другу: Психолого-педагогическая технология эмоционального сближения взрослого и ребенка в процессе взаимодействия на физкультурных занятиях в ДОУ/ Автор – составитель М. Н. Попова. Спб., 2001.
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат