Учим малыша рисовать
Рисование — интересный и полезный вид деятельности, в ходе которого разнообразными способами с использованием самых разных материалов создаются живописные и графические изображения. Рисование развивает восприятие, творческие способности, мелкую моторику рук, приобщает малышей к миру прекрасного, формирует эстетический вкус, позволяет ощутить гармонию окружающего мира. Часто этот вид деятельности несет в себе и элементы психотерапии — успокаивает, отвлекает ребенка.
У ребенка раннего возраста еще не сформированы многие навыки. Он не умеет правильно держать карандаш и фломастер, регулировать силу давления на бумагу, ориентироваться на листе бумаги и не выходить при рисовании за ее край и т.п. Часто такое отсутствие умений сердит и расстраивает малыша, и он оставляет попытки нарисовать задуманное. В этом случае рисование может надолго задержаться на уровне хаотических линий (черкание, каляки-маляки). Важно не упустить возможности, которые открываются именно в раннем возрасте. При умелой организации занятий и учете психологических и физиологических особенностей ребенка 1-3 лет рисование может стать одним из любимых занятий малыша. Занятия в этом разделе сайта помогут научить ребенка простейшим навыкам и приемам рисования: держать правильно карандаш (фломастер), рисовать простые формы, не выходить во время рисования за край листа. Освоив эти умения, малыш сможет передавать на бумаге элементарные образы, начнет чувствовать себя увереннее в этом занимательном виде деятельности.
Приступая к занятиям, покажите ребенку, как нужно держать карандаш. Расположите пальчики малыша на карандаше и, держа его руку в своей, нарисуйте на листе бумаги несколько линий, давая ребенку возможность почувствовать силу давления на карандаш. Предложите малышу самостоятельно начертить несколько линий. Затем покажите ему, как рисовать круги, и предложите потренироваться (Для рисования используйте карандаши с толстым мягким грифелем — они оставляют яркий след, не требуя сильного нажима.).
Для занятий подобраны сюжеты, близкие опыту ребенка. Это позволяет систематизировать уже имеющиеся у него представления об окружающем мире, расширить их, применить первые варианты обобщения. Рисуя с малышом, рассказывайте ему о различных явлениях природы и жизни людей. Перед началом очередного занятия по возможности показывайте предмет или игрушку, которую собираетесь рисовать, вместе исследуйте ее, обращая внимание на значимые детали.
Для закрепления усвоенных ребенком навыков советуем продолжать занятия рисованием, используя для этого как уже знакомые сюжеты, так и придумывая новые. Но помните, что, занимаясь с ребенком раннего возраста, следует рисовать конкретные, хорошо знакомые ему предметы и явления. После того как ребенок хорошо усвоит способы рисования, он сможет и сам придумывать сюжеты рисунков, поэтому старайтесь чаще давать ему чистую бумагу и карандаши.
Начало обучения .Очень многие родители задаются вопросом: "Когда начать учить ребенка рисовать?". Ученые небезосновательно считают, что наилучший период для развития художественных способностей - возраст с 6 месяцев. Возможно позже, но не раньше, так как это обусловлено возможностью ребенка сидеть. Именно начиная с того момента, когда ребенок самостоятельно начал сидеть, он может свободно двигать ручками. Помимо этого у него увеличивается кругозор и возможность творчески развиваться.
Итак, когда ребенок самостоятельно сел Вы можете приступать к самому процессу обучения рисованию. Для начала стоит определить, чем и как будет рисовать ваше чадо. В самом начале предложите малышу краски. Постарайтесь найти такие краски, которые не вызывают аллергию и дают возможность обмокнуть в нее ручку или только пальчик. На чем рисовать - выбирать только вам. Это может быть тетрадный листок или лист формата А4. Когда ребенок подрастет можно предложить ему изобразить свое творение на большом листе бумаги, ватмане.
Однако не стоит забывать, что данный процесс должен осуществляться под вашим строгим надзором, иначе помимо безнадежно испачканной одежда, могут быть разрисованы обои и мебель. Помимо увлекательного процесса для ребенка, рисование ручками имеет и развивающий аспект. Благодаря ему у ребенка развивается мелкая моторика пальцев ручек, а иногда и ножек. Это в свою очередь способствует развитию речевого центра ребенка. Отсюда можно сделать вывод, что для гармоничного развития ребенка просто необходимо давать ему творить хотя бы пару раз в неделю. Первые каракули - наглядное проявление детской творческой деятельности. В простейших изображениях ребенок видит какие-то образы: «дым», «солнышко», «машина едет», «собачка бежит». Малыш помогает себе словами и жестами: нарисовав круг, закрывает его ладонью («ловит жучка») или поднимает руку к уху («разговаривает по телефону»). Речь и рисование взаимно дополняют друг друга. «Калякать» и означает болтать, разговаривать. Поэтому так важно слушать, что говорит малыш, - ведь «каля-ки-маляки» таят в себе цепь образов, ассоциаций, понятных и интересных ему.
Очень важно правильно взять карандаш в руку (большим, указательным и средним пальцем). Ребенок может зажать карандаш в кулачок, отчего его движения будут хаотичны. Возьмите руку малыша в свою и вместе с ним сделайте первые движения. Затем предложите ему рисовать самостоятельно. Пусть он сам выбирает цвета карандашей. Помните, что детская рука быстро устает. Ребенку двух-трех лет достаточно порисовать 10-12 минут, а четырехлетнему - 15-20 минут.
Задачи развития ребенка в рисовании
Поддерживать желание всматриваться в очертания форм, поощрять создание ассоциативных образов. Постепенно подводить к передаче преднамеренных изображений.
Развивать сюжетно-игровой замысел, дающий «живой образ»: «зажжем огоньки в доме», «нарядим елку», «угостим бабочку».
Создавать условия для самостоятельного выбора детьми цвета карандашей, фона и формы листа бумаги (прямоугольник, квадрат, круг, силуэт рукавички или сарафана) для создания свободных композиций.
Учить передавать образы ритмом штрихов и разнообразных линий («листья летят», «снег падает», «звери ходят по лесу», «солнышко светит»). Поддерживать экспериментирование - самостоятельное освоение свойств бумаги и карандаша.
С чего начать
Первым этапом необходимо познакомить малыша с предметами для рисования карандашами и пальчиковами красками. Для начала занятий потребуется семь цветов:белый, желтый, красный, синий, зеленый, коричневый и черный. Ребенок уже может указывать на эти цвета и воспринимать их. Увеличивать цветовую гамму не стоит. Малыша необходимо заинтересовать,усадить рядом и начать рисовать. Не ждите от своего чада сразу шедевров. Если он нарисует карандашом каракули, надо поинтересоваться,что малыш изобразил и обязательно похвалить. Например : кто это ? Кошечка, какая она у тебя красивая,а давай вместе нарисуем ей ушки, ушки какие треугольные. У ребенка постепено придет в рисование осознание формы.
Каждого заботливого родителя волнут вопрос, как развить творческое мышление у своего ребенка. Существует масса разннобразных методик, разработанных профессиональными психологами и педиатрами. Однако,не каждый родитель имеет необходимое время на их изучение. В таком случае можно и обойтись без помощи книг. Стоит только чуть приложить усилия.
Для этого не потребует много времени и сил. Вам всего лишь стоит чаще давать ребенку творить. Даваете ему цветные карандаши или мелки и просите нарисовать что-нибудь или разукрасить. При этом необходимо узнать у него, что он нарисовал и что это обозначает. Обязательно похвалите ребенка, даже если у него не сразу получился понятный для взрослого человека рисунок, ведь он старался. Необходимо всячески поощерять любые его начиная, и рано или поздно Вы достигите того, что желаете. Ему будет не просто интересно, но и приятно. Выходя на прогулку, можно брать с собой цветные мелки, что бы ребенок мог рисовать на асфальте в тот момент, когда ему захочется воспроизвести своими руками то, что он только что увидел или придумал. Придя домой после прогулки, на которой вы вместе рассматривали цветы, деревья и дома, поросите его опять-таки нарисовать все увиденное на бумаге. И чем ярче будут у него воспоминания о предмете, тем красочнее и радужнее будет рисунок. Старайтесь не заострять внимание своего чада на какой-то одной детали. Когда Вы рассматриваете вместе дом, то нужно обязательно рассказать ребенку об всем - окошках, крыше, трубе. В этом случае у ребенка сложится комплексное представление о предмете своего творчества.
В основном родители предпочитают приобретать своим детям карандаши и фломастеры, так как они наиболее яркие и красочные. Однако для совсем маленького ребенка этот выбор может оказаться не самым удачным. Если Вы решили с ранних лет приучать ребенка к художественному творчеству, то стоит учитывать, что дети до года стараются сначала все попробовать "на зуб", а фломастер во рту ребенка - это очень опасно. Он может им подавиться или уколоться. Это может надолго отбить его желание творить.
Более подходящее средство для рисования для совсем маленьких детей - это краски и мелки. Помимо того, что они менее травмоопасные, так они еще и развивающие. Лучше всего сначала позволить ребенку порисовать пальчиками с помощью красок. Это очень развивает мелкую моторику. Ребенок, рисуя пальчиками, ощущает краску на себе, что способствует развитию тактильного восприятия. Не стоит переживать, что ребенок может испачкаться - в наше время кляксы и пятна не являются проблемой. Мелки позволяют рисовать на асфальте. То есть, ребенок может на свежем воздухе заниматься любимым делом. Рисунок на асфальте очень отличается от рисунка на бумаге, так как он получается больше, и, следовательно, ребенок учиться рисовать длинные линии и крупные окружности. Так же, этот способ творчества является полезным для ребенка и в том плане, что он может тут же взять мелок и воспроизвести только что увиденный предмет. Это способствует развитию памяти на детали.
Так что, если Вы основательно решили увлечь ребенка рисованием всегда и везде берите с собой художественный инвентарь - на улице - мелки, в гостях - карандаши и краски.
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат